Конспект НОД по развитию речи по теме "Человек" для детей старшей группы.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Человек». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с телом человека, учим детей видеть основные признаки человека, формируем умение составлять рассказ, происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы.

Тема: Человек

Программное содержание.

1. Задачи на развитие познавательных способностей: активизировать   нравственно-мыслительную   аналитическую работу ума ребенка (самопознание, самовоспитание собственной личности);

учить детей осознавать собственную значимость в мире, среди людей, открыть для себя и для других непознанные ранее грани своей индивидуальности.

2.  Задачи на развитие связной речи: распространение предложений, составление предложений по вопросам, опорным словам;

составление небольшого рассказа-описания своей внешности;

3.   Воспитательные задачи:

развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека;

Ход занятия

   Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о человеке, а для начала проверим, хорошо ли вы знаете закономерности, и поиграем в игру.

Игра «Кто кем был?»

Воспитатель. Скажите, ребята, кто кем был раньше? (Показывает картинки.)

Воспитатель. Как вы думаете, кем был этот дедушка?

Дети. Папой.

Воспитатель. Кем он был до этого?

Дети. Юношей, мальчиком.

Воспитатель. Значит, можно сказать, что дедушка раньше был мальчиком, ребенком.

Догадайтесь, кто кем был?

Воспитатель. Курица была...

Дети. ...яйцом.

Воспитатель. Помидор...

Дети. ...семечком.

Воспитатель. Стол...

Дети. ...деревом.

Воспитатель. Платье...

Дети. ...хлопком.

Воспитатель. Лошадь...

Дети. ...жеребенком.

Воспитатель. Хлеб...

Дети. ...зерном.

Воспитатель. Рыба...

Дети. ...икринкой.

Воспитатель. Какое сейчас время года?

Игра «Живая радуга»

Воспитатель. Закройте глаза. Представьте себе, какого цвета... смех...

Дети. ...красный.

Воспитатель. Боль...

Дети. ...черный.

Воспитатель. Доброта...

Дети. ...розовый.

Воспитатель. Печаль...

Дети. ...серый.

Воспитатель. Красота...

Дети. ...голубой, перламутровый.

Воспитатель. Ложь...

Дети. ...коричневый.

Воспитатель. Счастье...

Дети. ...волшебный переливающийся цвет, цвет радуги.

Загадка

Ванька-встанька из волчка

В нем увидит толстячка.

Иностранка кукла Синди

В нем красавицу увидит,

Ну а мой знакомый Сашка

В нем увидит замарашку.

(Зеркало.)

Воспитатель.

Верно. Раздает детям зеркала.

Попробуйте, ребятки,

Разгадать мои загадки.

Никто ответ не подскажет,

А зеркало вам их покажет.

Загадки

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.

(Нос.)

У зверюшки — на макушке,

А у нас — ниже глаз.

(Уши.)

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно, а друг на друга не глядят.

(Глаза.)

За красными жердочками сидят белые курочки.

(Рот: губы, зубы.)

Их не сеют, не сажают, они сами вырастают.

(Волосы.)

Есть у радости подруга в виде полукруга.

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится.

Грусть-тоска ее боится.

(Улыбка.)

Воспитатель. Какое слово среди ваших ответов было лишнее? Почему?

Дети. Это слово «улыбка». Остальные слова означают части лица человека.

Воспитатель. Возьмите зеркала и рассмотрите свои лица. (Помогает детям наводящими вопросами.)

—  Какие у тебя глаза? (Мои глаза серые, большие, красивые...)

Какие у тебя волосы? (Мои волосы густые, длинные, блестящие...)

Какой у тебя нос?  (Мой нос длинный, тонкий, конопатый, курносый...)

 Какой у тебя рот? (Мой рот маленький, аккуратный...)

Какие у тебя уши? (Мои уши небольшие, красивые...)

Просьба двоих-троих детей описать свое лицо полностью.

Дидактическая игра «Один много» (в кругу с мячом)

Воспитатель. Ребята, а для чего человеку нос? Глаза? Уши? Язык? Руки?

Дети. Дышать и обонять, различать запахи. Видеть. Слышать. Говорить и различать вкус. Действовать и осязать.

Дидактическая игра «Большой – маленький»

У взрослого есть рука, а у ребенка?-Ручка.

У взрослого — нога, а у ребенка?-Ножка.

У взрослого — голова

У взрослого — шея

У взрослого — ухо

У взрослого —нос

Воспитатель. Ребята, а вы все одинаковые или разные?

Дети. Разные.

Воспитатель. А чем вы отличаетесь?

Дети. Внешним видом, характером.

Воспитатель. Верно, вот послушайте загадки, и отгадайте, про какие характеры в них говорится.

Загадки

Этому мальчишке доверять нельзя никак.

Что ни скажет язычишко

— Все неправда, все не так.

(Врун.)

Он привык всегда, везде

Думать только о себе.

(Эгоист.)

Все расскажет про ребят:

Кто дерется, кто кричит.

Только про саму себя

Не расскажет, промолчит.

(Ябеда.)

Ах, как часто нужно нам

С кем-то чем-то поделиться!

Кто привык везде скупиться?

Кто твердит всегда: «Не дам!»?

(Жадина.)

Я красавец, я силач,

Я умелец, я лихач,

Я отличник, я всезнайка,

А зовут меня...

(Зазнайка.)

Пальчиковая гимнастика «Семья».

Воспитатель. Подведение итога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи "Продукты питания" в старшей группе

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе по теме "Продукты"...

Интегрированная образовательная деятельность "Как помирить овощи" (музыка+развитие речи+аппликация) для детей старшей группы

Интегрированная образовательная деятельность "Как помирить овощи" (музыка+развитие речи+аппликация) для детей старшей группы...

Конспект развлечения по развитию речи "Именины Нафани" в старшей группе.

Материал для закрепления знаний о русских народных сказках . Воспитание интереса к устному народному творчеству....

Конспект занятия по развитию речи "Заяц зимой" в старшей группе

Данное занятие направлено на развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста, учит детей составлять творческий рассказ, опираясь на серию схематических катринок....

Конспект интегрированного занятия по изобразительной деятельности, развитию речи и музыке детей старшей группы.

Используя на занятии разные сферы деятельности мы повышаем интерес детей как к самим занятиям, так и к окружающему нас миру....

Конспект занятия по развитию речи: « В стране сказок» (старшая группа)

Программное содержание: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас, учить образовывать слова прилагательн...

«Сочиняем сказки» Конспект занятия по развитию речи и воображения детей старшего дошкольного возраста.

В процессе занятий с дошкольниками по коррекционно-развивающему циклу "Сочиняем сказки" происходит формирование творческого воображения и связной речи, развитие воссоздающего воображения у летей старш...