Особенности музыкального воспитания детей с ОНР.
методическая разработка по развитию речи

Погорелова Инга Николаевна

Материал содержит описание методики работы с детьми с ОНР, характеристику данной группы детей, также планируемые результаты работы с детьми.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Особенности музыкального воспитания детей с ОНР

                  В последние годы значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи. Детям оказывается всесторонняя помощь специалистов: коррекционно - педагогическая, медицинская, в последнее время с успехом проводится и арт-терапия. Но не следует недооценивать и вклад педагогов - музыкантов в эту непростую работу. Ведь хорошая музыка не просто оказывает положительное воздействие на ребенка, стабилизирует психические процессы, оказывает благотворное воздействие на личность. Правильно подобранная и применяемая музыка может оказывать и коррекционное воздействие, в том числе и на детей с общим недоразвитием речи.

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими ОНР, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, медицинских работников, психолога, музыкального руководителя, преподавателей по физической культуре и изобразительной деятельности, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых умений и навыков у детей, в развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

                 Если говорить об ОНР обобщенно, то это форма речевой аномалии с нарушением формирования всех компонентов речи, как звуковой, так и смысловой. Появление речи задерживается, словарный запас ограничен, речь страдает от аграмматизмов, может отсутствовать, а может быть развернутой, но страдать лексико – грамматическим недоразвитием.

Первый уровень ОНР отличается почти полным отсутствием речи в сравнении с детьми того же возраста нормального речевого развития, у которых речь уже сформирована. Эти дети часто пользуются жестами, звукоподражаниями, либо аморфными словами, смысл которых может быть понятен только близким.

На втором уровне ОНР речевые возможности значительно возрастают. Словарный запас увеличивается и обогащается, появляются простые фразы. Звукопроизношение искажено.

На третьем уровне ОНР речь становится более развернутой. Лексико - грамматический и фонетический строй приближается к норме. Аграмматизмы наблюдаются в наиболее сложных словах и фразах.

Выделяют также четвертый уровень ОНР, но он настолько близок к норме, что работа музыкального руководителя не отличается особенностями и проводится в соответствии с общей программой.

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей с ОНР наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов. Однако в значительной степени восприятие музыки зависит и от педагогических условий: от той музыкальной среды, которая окружала ребенка с ОНР до поступления в логопедическое дошкольное учреждение. Эмоциональное восприятие и внимание, отзывчивость на музыку развивается у детей с общим недоразвитием речи на протяжении всего дошкольного периода. К старшему дошкольному возрасту, обучаясь в логопедическом детском саду или группе, дети с ОНР начинают интересоваться музыкой, у них появляются свои любимые песни, танцевальные композиции, инструментальные музыкальные пьесы. Дети могут воспринимать эмоциональный характер музыкальных композиций и передавать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Это позволяет детям с общим недоразвитием речи создавать интонационно-выразительные образы в процессе музыкальной игровой деятельности, когда характер движений детей с логопедическими нарушениями учитывает общее эмоциональное настроение звучащей музыки. 

Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с ОНР, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с тяжелыми нарушениями речи ускоряет общее психо-физическое развитие дошкольника. 

Основной задачей музыкального воспитания дошкольников с ОНР является развитие слухового восприятия и внимания на неречевые звуки. Затем привлекают детей к прослушиванию музыкальных произведений. На первых порах Дети с ОНР совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции. Для обеспечения необходимой сосредоточенности внимания в процессе прослушивания музыки принимают во внимание качество имеющихся у ребенка представлений об окружающей мире, наличие определенного жизненного опыта и опыта предметно-игровой деятельности. По этой причине музыкальное воспитание детей с ОНР проводится в тесной взаимосвязи с коррекционной работой по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию словесно-образного мышления. При этом большое значение имеет подобранный репертуара музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх. 

В процессе специально организованных музыкальных занятий значительное место отводится работе по развитию у детей с ОНР звуковысотного, тембрового, динамического и ритмического слуха. Детей учат различать звучание различных музыкальных инструментов: фортепиано, дудочек, барабана, детских гармошек, металлофона и пр.), учат отличать голоса мужские и женские голоса, голоса детей, различных животных и . Обучая прислушиваться к музыкальным композициям от детей на музыкальных занятиях добиваются способности воспринимать и различать некоторые доступные для дошкольного возраста качества звучания: громкость, длительность. Обучают различать изменения звуков по высоте, громкости и длительности. Детям показывают, как можно различать пространственные - временные качества звуков: темп и ритм . 

Важной задачей на музыкальных занятиях в логопедическом дошкольном учреждении является развитие у детей с ОНР способности к пению. Как известно, голос у детей с нарушениями речи имеют недостаточно благозвучный оттенок: часто наблюдается носовой оттенок голоса, монотонность, интонационная бедность. Имеются и недостатки развития дыхательной системы. Дыхание у детей с ОНР поверхностное, неровное, прерывистое, с коротким речевым выдохом. В процессе обучения пению наблюдается положительная динамика в обще-речевом развитии дошкольников. 

В ходе коррекционной работы по формированию и развитию вокальных навыков у дошкольников с ОНР значительно развивается фонематический слух, появляется возможность правильного голосоведения, интонационного пения, а также выразительность их устной самостоятельной речи. Существенно улучшается и состояние артикуляционной моторики: этому способствуют специальные подобранные артикуляционные упражнения, ритмические музыкальные распевки с различными звуками, слогами, отдельными словами, пропевание с определенной длительностью отдельных фраз. 

Еще одной важной задачей, имеющей коррекционное-развивающее значение, является развитие музыкально-ритмических движений, синхронизированных с речью. В процессе движений под музыку и параллельным проговариванием определенных стихотворных фраз происходит совершенствование пространственно-временных представлений детей с ОНР, что также активно влияет на развитие речевых процессов. 

К концу дошкольного периода в результате совместной работы логопеда и музыкального педагога дети в полном объеме овладевают правильными голосоведением и речевым дыханием, нормированным произношением звуков речи, четкой дикцией, верным лексико-грамматическим строем и развернутой связной У дошкольников значительно улучшаются фонематическое восприятие и все виды музыкального слуха, развивается чувство ритма. 

Рекомендации для музыкальных руководителей детского сада по совершенствованию музыкального воспитания дошкольников с ОНР

              Основная работа музыкального руководителя с детьми, имеющими первый уровень ОНР, вызвать звукоподражание средствами музыки. Для развития звукоподражания у детей можно посредством музыки, например, для наглядности применяются образные игрушки, лучше всего – заводные. Для работы используются следующие музыкальные произведения: «Петушок», русская народная прибаутка, «Жучка» муз. Н. Кукловской, сл. С. Федорченко, «Белые гуси» муз. М. Красева, сл. М Клоковой, «Цыплята», муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной. Через пение речь детей заметно улучшится; 

               Помимо пения, необходимо использовать музыкальные упражнения и игры. Каждое занятие начинается с ходьбы под маршевую музыку. Марш выбирается с простым и четким ритмом. Например, марш А. Парлова. Марш может чередоваться с легким бегом. На последующих занятиях целесообразно использовать ходьбу со сменой темпа. Например, «Ускоряя и замедляя» Т. Ломовой. Предлагаемые упражнения координируют ребенка, учат его ориентироваться в пространстве; 

                Далее включаются упражнения на регуляцию мышечного тонуса, причем силу мускульного напряжения целесообразно соотнести с понятиями «тихо» и «громко» в музыке. Например, «Кот охотится – кот спит». Каждое произведение вместе с игровым пособием вводится постепенно, долго обыгрывается. Ребенок на уровне потешек подражает голосам животных, учится их пропевать. Когда его интонирование значительно улучшается, используются задания и вопросы: «Как поет петушок?», «Как гудит поезд?» и др. Далее вопросы начинают усложняться: «Кто так поет?», «Что это?» Ответы пропеваются. Следующий этап – простое предложение. Здесь целесообразно использовать простые попевки. Например: «Самолет летит, самолет гудит». Программные произведения для детей ясельного и младшего дошкольного возраста предлагают разнообразный и великолепный музыкальный материал. Так постепенно, через пение, улучшается речь ребенка.            

                           В упражнениях на развитие координации движений используется стихотворная речь, которая соотносится с движением. Например: «Мы шли, шли, шли. – Дети шагают. Землянику нашли. – Приседают. Раз, два, три, четыре, пять, - «Собирают в ладошку». Мы идем искать опять. – Встают. (В. Волина) 

Упражнения с предметами пока еще достаточно сложны для детей с первым уровнем ОНР. Разучивать их целесообразно по частям, в замедленном музыкальном темпе. Например. «Игра с цветными флажками», русская народная мелодия. Первоначально детей знакомят с музыкой, отмечая ее начало и окончание. Флажки раздаются отдельно. В процессе игры дети под руководством педагога определяют, какие движения можно делать с флажками. Постепенно происходит объединение движений наряду с увеличением музыкального темпа.

                      У детей второго уровня ОНР нарушена моторика, координация движений, повышена утомляемость. Серии движений выполняются с трудом. Содержание музыкальных занятий зависит от периода обучения и возможностей детей. В занятия необходимо включить задания на основные движения. Это марш, бег, подскоки. Например, «Веселые мячики», музыка М. Сатулиной. Все активнее включаются упражнения с предметами. Очень удобно для исполнения упражнение «Качание рук с лентами», польская нар. мелодия, обработка Л. Вишкарева. Постепенно увеличивается темп и ритм движений.

                  Также используют простые образные игры. Например, «Солнышко и дождик» муз. М. Раухвергера, сл. А Барто. Либо простые игры – танцы под пение взрослых. Например, «Ходит Ваня», русская народная песня, обработка Н. Метлова. В структуру занятий включаются упражнения для развития слуховой, двигательной памяти. При разучивании серии движений, каждое движение сперва разучивается отдельно, затем движения объединяются, постепенно наращиваясь. Например, «Всадники», музыка В. Витлина.  Даются музыкальные игры на внимание, на запоминание более сложной цепочки движений. Например. «Гуси, лебеди и волк», музыка Е. Тиличеевой, слова М. Булатова. Дети третьего уровня ОНР приближены к норме, но двигательная сфера все еще страдает, движения неловки, внимание рассеянно. На этом этапе необходимо закрепить все предыдущие полученные навыки и знания, отточить их и усовершенствовать. В пении продолжаются упражнения на развитие голоса, песни полезно сочетать с движением, играть в музыкальные игры по типу «вопрос-ответ». Необходимо включать музыкально - театрализованные игры, чтобы дать детям возможность выступать от имени разных героев. Например, «Что ты хочешь, кошечка?», музыка Г. Зингера, слова А. Шибицкой, «Наседка и цыплята», музыка Т. Ломовой.

                Таким образом, стоит отметить, что дети с ОНР – сложная и разнородная группа. И музыкальное воспитание для них должно предполагать особое и умелое применение средств музыкально – коррекционной работы. Только учет всех особенностей детей может дать положительный результат в музыкальном и речевом развитии детей.

Характеристика особенностей детей с нарушениями речи (общим недоразвитием речи - ОНР)

Под термином «общее недоразвитие речи» (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.

У детей с общим недоразвитием речи в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков на слух, недостаточно полноценно происходит овладение системой морфем и, следовательно, плохо усваиваются навыки словоизменения и cловообразования. Словарный запас отстает от возрастной нормы, как по количественным, так и по качественным показателям; оказывается недоразвитой связная речь.

Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии, заикании – в тех случаях, когда выявляются одновременно и недостаточность словарного запаса и проблемы в фонетико-фонематическом развитии. Ведущими признаками общего недоразвития речи являются: позднее начало речи, скудный словарный запас, дефекты произношения и фонемообразования.

Речевой опыт таких детей ограничен, языковые средства несовершенны.

Потребность речевого общения удовлетворяется ограниченно. Разговорная речь является бедной, малословной, тесно связана с определенной ситуацией и вне этой ситуации она становится непонятной.

Существует несколько классификаций уровней общего недоразвития речи. Наиболее распространен системный подход к анализу речевых нарушений у детей в работах Р.Е.Левиной (1951, 1959, 1961, 1968)., согласно которому различают три уровня речевого развития:

ОНР I уровня. «Отсутствие общеупотребительной речи». Достаточно часто при описании речевых возможностей детей на этом уровне встречается название «безречевые дети», что не может пониматься буквально, поскольку такой ребенок в самостоятельном использует целый ряд вербальных средств. Это могут быть отдельные звуки и их сочетания - звукокомплексы и звукоподражания, обрывки лепетных слов («сина» -машина). Речь детей на этом уровне может изобиловать диффузными словами, не имеющими аналогов в родном языке («кия» - кофта, свитер). Характерной особенностью детей с первым уровнем речевого развития является возможность многоцелевого использования имеющихся у них средств языка: указанные звукоподражания и слова могут обозначать как названия предметов, так и некоторые их признаки и действия, совершаемые с ними («бика», произносится с разной интонацией и обозначает «машина»,«едет», «бибикает»).

Эти факты указывают на крайнюю бедность словарного запаса, в результате чего ребенок вынужден прибегать к активному использованию неязыковых средств: жестов, мимики, интонации.

Наряду с этим у детей отмечается ярко выраженное отставание в формировании импрессивной стороны речи. Трудности вызывает понимание как некоторых простых предлогов («в», «на», «под» и др.), так и грамматических категорий единственного и множественного числа, мужского и женского рода, прошедшего и настоящего времени глаголов и т.д.

Речь детей на первом уровне малопонятна для окружающих и имеет жесткую ситуативную привязанность.

ОНР II уровня.

«Начатки общеупотребительной речи». Отличительной чертой является появление в речи детей двух- трех, а иногда даже четырехсловной фразы.

Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок, может, как правильно использовать способы согласования и управления, так и нарушать их.

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги и их лепетные варианты. В ряде случаев, пропуская во фразе предлог, ребенок со вторым уровнем речевого развития неправильно изменяет члены предложения по грамматическим категориям. По сравнению с предыдущим уровнем наблюдается заметное улучшение состояния словарного запаса не только по количественным, но и по качественным параметрам:

расширяется объем употребляемых существительных, глаголов и прилагательных, появляются некоторые числительные, наречия и т.д. Однако недостаточность словообразовательных операций приводит к ошибкам в употреблении и понимании приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица. Наблюдаются трудности в формировании обобщающих и отвлеченных понятий, системы синонимов и антонимов.

Речь детей со вторым уровнем часто кажется малопонятной из-за грубого нарушения звукопроизношения и слоговой структуры слов.

ОНР III уровня.

Развернутая фразовая речь с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичным для данного уровня является использование детьми простых распространенных, а также некоторых видов сложных предложений. При этом их структура может нарушаться, например, за счет отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Возрастают возможности детей в использовании предложных конструкций с включением в отдельных случаях простых предлогов. В самостоятельной речи уменьшается число ошибок, связанных с изменением слов по грамматическим категориям рода, числа, падежа, лица, времени и т.д. Однако специально направленные задания позволяют выявить трудности в употреблении существительных среднего рода, глаголов будущего времени, в согласовании существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах. По-прежнему явно недостаточным остается понимание и употребление сложных предлогов, которые или совсем опускаются, или заменяются более простыми предлогами.

Ребенок с ОНР третьего уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, он затрудняется в правильном выборе производящей основы («человек, который дома строит» — «доматель»), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик» - «мойчик»; вместо «лисья» - «лисник»). Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактными отвлеченным значением, а также слов с переносным значением.

Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Летальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры.

Наряду с заметным улучшением звукопроизношения наблюдается недостаточная дифференциация звуков на слух: дети с трудом выполняют задания на выделение первого и последнего звука в слове, подбирают картинки, в названии которых есть заданный звук.

Таким образом, у ребенка с третьим уровнем речевого развития операция звуко-слогового анализа и синтеза оказываются недостаточно сформированными, а это в свою очередь, будет служить препятствием для овладения чтением и письмом. Образцы связной речи таких детей свидетельствуют о нарушении логико-временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы и обеднять его содержательную сторону.

В 2001 году в монографии Т.Б. Филичевой «Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста» была выделена еще одна категорию детей, которая оказалась за пределами выше описанных уровней, и которая может быть определена как четвертый уровень речевого развития.

ОНР IV уровня (или НВ ОНР).

У детей данного уровня обнаруживаются незначительные нарушения всех компонентов языка. Чаще они проявляются в процессе детального обследования, при выполнении специально подобранных заданий. Такие дети производят, на первый взгляд, вполне благополучное впечатление: у них нет ярких нарушений звукопроизношения, как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков (р-рь-л-ль-йот, щ- ч-ш, ть-ц-сь и др). Характерным нарушением слоговой структуры является то, что, понимая значение слова, ребенок не удерживает в памяти его фонематический образ. И как следствие - искажение звуконаполняемости в разных вариантах.

У детей с четвертым уровнем преобладают элизии (отпадение звука (слога) в слове или фразе с целью облегчения произношения), причем в основном в сокращении звуков, и только в единичных случаях — пропуски слогов. Также отмечаются парафазии (замена звуков), чаще — перестановки звуков, реже слогов; незначительный процент – персеверации (устойчивое повторение какой-либо фразы) и добавления слогов и звуков.

Недостаточная внятность, выразительность, несколько вялая артикуляция и нечеткая дикция оставляют впечатление общей смазанности речи. Незаконченность формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков характеризуют недостаточный уровень дифференцированного восприятия фонем. Имеющиеся у детей трудности не всегда бросаются в глаза, так как в большинстве случаев в речевом общении дети умышленно заменяют одни слова другими, избегая сложных для них звукосочетаний и грамматических конструкций.

Ограниченность речевых средств, неточное употребление отдельных слов ярко прослеживается в рассказах по сюжетным и серии сюжетных картинок. При этом у каждого ребенка в большей или меньшей степени оказываются нарушенными все компоненты языка.

Возрастные особенности детей конкретного возраста. Возрастные особенности детей 5-6- лет.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая
реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными. Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью
композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствие формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно ролевой игре и в повседневной жизни.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Непосредственно-образовательная деятельность являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям старшей группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. НОД проводятся два раза в неделю по 25 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе.

Возрастные особенности детей 6-7- лет.

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажи-рами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д, Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным.

Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения;

способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям. В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных. У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощущений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д. В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Непосредственно-образовательная деятельность является основной формой обучения. Задания, которые дают детям подготовительной группы, требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения.


Планируемые результаты работы с детьми в с ОНР.
• Внимательно слушать музыкальные произведения различной тематики от начала до конца, эмоционально откликаться на них выражая свои мысли, чувства, впечатления; уметь передавать выразительные музыкальные образы;

  • Узнавать знакомые песни, различать звуки по высоте (в пределах октавы);
  • Замечать изменения в динамике и силе звучания (громко-тихо, быстро-медленно);
  • Петь, не отставая и, не опережая друг друга;
  • Воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений;
  • Выполнять программные танцевальные движения, двигаться под музыку с предметами: в подгруппе, с партнером;
  • Доброжелательно относиться к взрослым и сверстникам;
  • Взаимодействовать со сверстниками, используя различные способы на основе правил музыкальной игры;
  • Различать и называть детские музыкальные инструменты;
  • Уметь передавать игровые образы, использовать способы творческих действий в песенной, двигательной, инструментальной импровизациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект совместной игровой деятельности психолого-оздоровительной направленности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкальный руководитель Михалкинская М.Е., Статья "Особенности музыкального воспитания детей с ЗПР"

Методическая разработка в рамках проектной деятельности для детей логопедических групп "В мире добрых сказок" музыкального руководителя  Михалкинской М.Е. ГБДОУ детский сад №6 комбинированного ви...

"Особенности музыкального воспитания детей раннего возраста в детском саду"

Консультация для родителей «Особенности музыкального воспитания детей раннего дошкольного возраста в детском саду»Цель консультации: Дать родителям полное представление об особенностя...

Особенности музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями.

Особенности музыкального воспитания детей с ограниченными возможностями....

Особенности музыкального воспитания детей раннего дошкольного возраста в детском саду

Особенности музыкального воспитания детей раннего дошкольного возраста в детском саду....

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Особенности музыкального воспитания детей раннего возраста 1.Теоретические основы особенностей музыкального воспитания детей раннего возраста Система музыкального воспитания и развития связы...