Деловая игра с родителями "Коррекционные приемы в воспитании культуры речи и общения у дошкольников с ОНР"
методическая разработка по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Нетрадиционная форма работы учителя-логопеда с родителями дошкольников с ОНР. Знакомство родителей с методами и приемами воспитания культуры речи и общения у детей с ОНР на наглядном практическом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

                            Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

 средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» п.г.т. Смышляевка

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Янтарик»

Деловая игра с родителями

 «Коррекционные приёмы

в воспитании культуры речи и общения

 у дошкольников с ОНР»

Учитель-логопед: Кузнецова Л.А.

п.г.т. Смышляевка

2019 г.

                                                               

                                                             Цели:


1
 Повысить уровень компетентности родителей в воспитании культуры речи и общения.

                                                    Задачи:


1. Дать понятие культура речи и общения, раскрыть актуальность.

2. Дать советы и  рекомендации родителям по воспитанию культуры речи и общения детей с ОНР.

3. Показать на наглядном практическом материале методы и приёмы воспитания культуры речи и общения у детей с ОНР.

Вступительное слово педагога.

 Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

  Одной  из сторон нравственного воспитания является культурно – речевое воспитание детей. Воспитание культуры общения – одна из актуальных задач в современном обществе. Проблема воспитания современных детей осложняется тем фактом, что все больше появляется ребят с различными речевыми нарушениями, в том числе с общим недоразвитием речи (ОНР).

 Исследования ученых свидетельствуют о том, что овладение культурой общения детьми с ОНР затруднено в связи со сложностью в формировании самих коммуникативных навыков и умений, произвольной регуляции поведения.  

 «Дети с ОНР в речи малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, часто не умеют договориться между собой, объяснить свою точку зрения, не понимают мотивов поведения партнера и не могут согласовать ролевое взаимодействие. В результате, это может привести к нежеланию общаться со сверстниками, неумению обратиться с просьбой или вопросом к взрослым, что обуславливает недостаточную коммуникативную направленность речи таких детей».

    Дети с ОНР в процессе общения между собой часто проявляют негативизм, повышенную агрессивность, ранимость, обидчивость. Педагоги и воспитатели группы для детей с ОНР сталкиваются с необходимостью постоянно искать подход к трудным и неконтактным детям. Не просто обучать их нормам и требованиям общения. Поэтому так важно учить детей с ОНР не просто умению общаться, а общаться вежливо, соблюдая все необходимые правила речевого этикета.

  Одной из задач коррекционной работы с детьми с ОНР является развитие коммуникативных навыков. «Ребенок с ОНР  должен уметь выслушивать сверстника до конца, следить за соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов. В старшем дошкольном возрасте ребенок с данным речевым нарушением учится понимать свои чувства и чувства других людей, рассказывать об этом. Также одной из задач в работе с данной группой детей будет является обучение использованию принятых норм вежливого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко и распространенно), развитие коммуникативной  функции речи, создание условий для общения детей в игре.

Дети с нарушениями речи, в силу своего дефекта обладают рядом психических особенностей, таких как:

импульсивность, заторможенность или расторможенность,

неустойчивость произвольного внимания и др.

Дети практически не используют в речи слов вежливого обращения.

      Считаю, что формирование культуры речевого общения – важнейшая часть воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, потому что именно в это время ребенок формируется как личность, обладающая определенными нравственными качествами.

     Актуальность этой проблемы в наше время определяется и тем, что современный ребенок испытывает сильную психическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается (семья, дошкольное учреждение, магазины, общественный транспорт, дворовое сообщество, дополнительные занятия…). И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит владеть основами культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосферы общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфликтов.

   Действенным в работе по данному направлению является также использование игр, направленных на развитие невербальных компонентов общения, доброжелательного  взаимодействия детей друг с другом, формирование социально-нравственной сферы и навыков общения. Они способствуют развитию умения понимать эмоциональное состояние других, становлению вербальных.

  Таким образом, можно говорить о том, что работу по воспитанию культуры общения с детьми, имеющими ОНР, педагог должен тщательно продумывать и приводить в определенную систему последовательности. Работу по воспитанию культуры общения необходимо планировать как на непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни. Важно также, чтобы надежным помощником педагогов в культурно-речевом воспитании детей была семья, потому что родители для ребенка первый пример для подражания.

  Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи - главный фактор решения общей задачи - воспитания культуры речевого общения дошкольников. Высокий уровень речевого развития, владение эмоциональным словарем, специальные упражнения, развитие умения составить связное высказывание на тему о правилах поведения являются обязательным условием освоения детьми культуры речи.

 Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы: «Коррекционные приёмы по развитию общения и культуры речи у дошкольников с ОНР ".

                                                     

Основная часть.

                                                  1. Игра «Пожелание».

 Цель: объединение детей в коллектив, снятие эмоционального напряжения. Руководство: родители сидят в кругу и, бросая друг другу мяч, говорят добрые пожелания. 

Комментарий педагога:

Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.

                                                    2. «Я в мире…, мир во мне»

Цель: акцентирование внимания детей на речевом взаимодействии; развитие умения вести  ролевой диалог.

Руководство: родители разыгрывают ролевые диалоги

                                                          Ситуация 1

Мама: Здравствуйте, Анна Ивановна! Алёша, а ты чего не здороваешься? Сейчас же скажи - “здравствуйте”. Ну, чего ты молчишь? Поздоровайся с Анной Ивановной, сейчас же скажи “здравствуйте”. Я жду. Господи, и в кого он такой упрямый, не ребёнок, а наказание, только позорит меня. Ну, скажите, как мне ещё его учить?”

Вопросы:
- Какие бы советы дали вы матери?
- Как бы сами поступили в такой ситуации?
Обобщение:
      
Одни дети здороваются охотно и приветливо, другие - только после напоминания, а третьи - не здороваются совсем. Не стоит каждый случай рассматривать, как проявление невежливости. Лучше разобраться, почему ребёнок не поздоровался, помочь ему справиться. Часто дети здороваются формально, не понимая смысл этого правила.
      Нужно объяснить, что, здороваясь, люди желают друг - другу хорошего здоровья и настроения. Важен так же пример взрослых - сотрудников детского сада и родителей. Их приветливость и доброжелательность передаются детям.
      Детям трудно понять, что разговор взрослых перебивать неприлично, а если нужно срочно что-то спросить?

Ситуация 2

 Две мамы разговаривают: Привет, как жизнь? - Нормально. А ты не торопишься?
      - Нет, а куда торопиться, я с ребёнком гуляю, по магазинам ходим (ребёнок перебивая, дёргает мать за рукав). Мама, смотри, какой у мальчика пистолет, купи мне такой же.
      - Не суйся, когда взрослые разговаривают.
      - Ой, я вчера была в магазине, такой выбор посуды, чуть не купила.
Ребёнок: Ты мне скажи, купишь пистолет? Ну, скажи, купишь?
- Отстань, дай спокойно поговорить, надоел. Так вот, а на базаре чего только нет.
Ребёнок: Ну, пойдём в магазин скорее, я хочу пистолет.
- Что за ребёнок! У других дети, как дети, а мой ребёнок минуту постоять не может, поговорить не даёт.

Вопросы:
- Были ли ошибки в поведении матери? Какие?
- Как вы поступаете, когда ребёнок вмешивается в разговор?
Обобщение: Если ребёнок перебивает взрослого, влезает в разговор, это может означать:
- он не умеет слушать;
проявляет агрессию к тому, кого перебивает;
- хочет обратить на себя внимание (являясь центром семейной вселенной);
- не обладает достаточным запасом терпения;
- не дополучает родительского внимания (один из симптомов гиперактивности).

Комментарий педагога: такие диалоги формируют умения, необходимые для общения:

слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формировать в ответ собственное суждение, правильно его выражать средствами языка, поддерживать определённый эмоциональный тон.

                                                     3. «Заветы доброй старины»

Цель: развивать словесно-образное мышление, привлечь внимание детей к мелодике, красоте, мудрости народного слова, выработка положительных эмоций, сплочение коллектива.

Руководство: родители составляют пословицу из частей и объясняют её значение

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Ветер рушит горы, а слово - дружбу.

По одёжке не суди, по делам гляди.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Дерево держится корнями, а человек - друзьями.

Комментарий педагога: применение пословиц и поговорок помогает при отработке фонетики, активизирует грамматические навыки, расширяет лексический запас, обогащают и активизируют словарь учащихся; развивают устную речь, её содержательность, точность, ясность и выразительность; 

                                                     4.«Мы разные, но мы вместе»

Цель: Закрепление правил, норм поведения и общения со своими сверстниками; показать, что дружба и взаимопонимание помогают в любой ситуации.

Руководство: Родителям раздаются листы бумаги, фломастеры. Составляют правила поведения в дружбе и изображают их на листе бумаги.

Комментарий педагога: развитие умения чувствовать друг друга в группе, повышение сплоченности группы.

                                             

                                                5. «Волшебная шкатулка»

Цель: Повышение положительного эмоционального фона у детей, используя ситуацию предвосхищения, сюрпризного момента.

Руководство: Родители отгадывают, что за предметы находятся в шкатулке.

Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали.

 Когда клали этот предмет, говорили: - Привыкай к домашнему теплу (уголёк)

 Когда клали этот предмет, говорили: - Будь всегда сыт (зёрнышко)

 Когда клали этот предмет говорили: - Будь всегда богат (монетка)

                                                        6. « Правила хорошего тона»».

Цель: Формирование ориентации в области правил и норм культуры общения и развитие соответствующих умений. Закрепление нормы культурного поведения и общения в игровых ситуациях.

Руководство: родители разыгрывают диалоги «В магазине», «В библиотеке».

Комментарий: формируются у детей умения, необходимые для доброжелательного общения.

                                           7. Игра «Лавина вежливых слов»

Цель: развитие культуры общения дошкольников и обогащение ролевого диалога.

Руководство: У меня в руках волшебный шарик. Тот, кто его поймает, пусть назовёт вежливое слово и передаст шарик соседу. Тот, кому шарик передали, повторяет названное слово, говорит своё и передаёт шарик следующему.

                                               8. «Азбука культуры»

Цель: активизация речевой активности детей, их инициативных высказываний

Руководство: Родителям раздаются сюжетные картины. Находят проблему и способ её разрешения.

Комментарии педагога: в процессе совместной исследовательской деятельности по решению поставленной проблемы дети учатся применять всевозможные варианты, вести конструктивную беседу.

                                                    9. «Этот загадочный мир»

Цель: учить детей отгадывать загадки, а при объяснении отгадки строить ответ в форме рассуждения

Руководство: Разгадывают кроссворд, вписывают отгадки.

Комментарий педагога: Загадки побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле и способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение).

  1. Оно бывает у тебя, когда все хорошо. 
    Когда вдруг вышло солнце, и дождик весь прошел. 
    Часто ты делаешь его людям, и они делают его тебе. 
    Оно у тебя есть в душе, но не найти его нигде (добро)
  2. Книга С.Михалкова «Что такое хорошо, и что такое …» (плохо)
  3. Так называют человека, который имеет небрежный вид (неряха)
  4. Так называют человека, который не умеет себя вежливо вести в обществе (невежа)
  5. Как называется наука, которая изучает правила и культуру поведения людей в обществе ( Этикет)

                                    10. Режиссёрская игра «Мы журналисты»

Цель: познакомить с различными видами реплик, упражнять в их употреблении, развивать быстроту реакций.

Комментарий :такие формы работы активизируют познавательную активность, внимание, способствуют развитию такого важного умения, как вести диалог, позволяют детям в игровой форме развивать свою устную речь.

Вопросы:

                                                                  Итог.

А сейчас я предлагаю вам как бы со стороны посмотреть на своих детей, проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.
(Если ребёнок выполняет правило - кладёте красную фишку, если не всегда и не совсем правильно - жёлтую, нет – синюю.)

  1. Ребёнок вежливо обращается с просьбой помочь завязать шапку, застегнуть пальто, благодарит за помощь.
  2. Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
  3. Не показывает пальцем на окружающих, предметы.
  4. Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы - извиняется.
  5. При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит “До свидания”.
  6. Не говорит грубых (матерных слов).
  7. Говорит спокойным тоном, во время разговора смотрит на собеседника.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем нужно поработать с детьми, используя примеры, похвалу.

“Бьёт по стеклу хрусталь лучом, ковры разбросаны по стенам,
Мы твёрдо знаем, что почём, но забываем о бесценном”.

Бесценна культура, ибо в ней заложена нравственность.
                   Воспитан ли ваш ребёнок?

                    Не стыдно ли за него в обществе?

                    Присущи ли, ему чуткость, внимательность, предупредительность?
   

 На эти и другие вопросы у каждого будет свой ответ сегодня, завтра, спустя многие годы и зависеть он будет от вашего желания и умения.
      Так пусть же нам, взрослым, хватит сил, терпения, любви, для того, чтобы поднять наших детей к высотам культуры.

                                           Вручение памятки для родителей


Памятка родителям о формировании культуры общения.

1.Помогите ребёнку научиться выражать свои просьбы, желания, чувства, ощущения – для ребёнка очень важно, когда взрослый его не просто слышит, но и может обсудить с ним волнующую тему или порадоваться, посмеяться вместе с ним.

2.Научите ребёнка рассказывать о себе своим сверстникам – объясните, что рассказ о себе, о своих увлечениях может быть хорошим поводом для интересной беседы, что не нужно стесняться говорить об этом. Родители должны в свою очередь находиться в доверительных отношениях со своим ребёнком, должны с ним разговаривать, как со своим другом, если будет такое общение у ребёнка со взрослыми, то со временем он перестанет неловко чувствовать себя в общении со сверстниками.

3.Научите ребёнка спрашивать – очень важно приучить к культурному обращению к другому человеку и закрепить умение формирования вопроса, это пригодиться ребёнку в различных ситуациях его жизни (спросить дорогу, время у прохожего, поинтересоваться делами у друга, узнать о интересной книге у библиотекаря и т. д.).

4.Не пресекайте общение ребёнка посредством телефона или интернета – ребёнок, который стесняется контактного общения, может вести себя более уверенней при общении по телефону или посредством электронной переписке, поэтому взрослому необходимо объяснить ребёнку о существовании культуры общения и в таких видах коммуникации, о их нормах и правилах, и помочь ребёнку не погружаться в виртуальное общение полностью, а рассказать о большей важности «живого» разговора.

5.Хвалите и поощряйте ребёнка за достойное поведение и научите его выражать свою похвалу и одобрение другим – не стесняйтесь сказать ребёнку доброе слово за совершенный хороший поступок, за произнесённое правильное слово, похвала будет только побуждать к совершению добрых дел и произношению «правильных» выражений, и научит его выражать своё одобрение в общении со своими товарищами.

6.Научите ребёнка вести продолжительные беседы находясь на равном с ним уровне – пытайтесь поддерживать и развивать интересную тему, чтобы беседа получалась ёмкой и познавательной, не только монологической, но и диалогической, выслушивайте ребёнка до конца не перебивая, а только потом высказывайте свою точку зрения, так же объясните важность не перебивать и вас или того с кем общаешься.

Итог: Итак, соблюдая данные рекомендации, а также методы и приемы, которые были Вам продемонстрированы, в данной работе можно достичь хорошего результата в развитии культуры речи и коммуникативных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей «Теоретические основы развития связной речи у дошкольников»

Деловая игра в интересной форме  поможет педагогам ДОУ  активизировать знания  о методах, приемах и средствах развития связной речи дошкольников, повысит компетентность воспитателей в о...

Конспект деловой игры. Тема: "Использование приемов ТРИЗ- педагогики в образовательном процессе".

Изучение с педагогами методики применения в работе данных приемов....

Дидактические игры тренингового характера, направленные на воспитание культуры поведения дошкольников в общении.

Дидактические игры тренингового характера, направленные на воспитание культуры поведения дошкольников в общении....

Деловая игра для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Деловая игра для педагогов                                                ...

Деловая игра «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольников»

Деловая игра была  проведена в рамках подготовки к Педагогическому совету по теме "Формирование гражданской позиции у дошкольников". Данная форма работы позволила актуализировать знания...

Деловая игра для городского методического объединения «Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре».

Деловая игра для педагогов "Малые фольклорные формы, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"...

Деловая игра к пед. совету " Развитие просодических компонентов речи посредством театрализованной деятельности дошкольников"

В данном методическом материале представлены технологии работы над просодикой речи...