Использование логопедической ритмики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
проект по развитию речи (младшая группа)

Костина Светлана Михайловна

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.

        Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогики доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной, произвольной).

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика. Музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических упражнений у детей происходит положительная перестройка сердечнососудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

 

Актуальность.

Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом.

При недостаточном общении темп развития речи и других психических процессов замедляется.

Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в развитии, когда дефицит коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению социальных контактов и искажению межличностных отношений.

 Главной особенностью у детей с задержкой речи является более значительное, чем в норме, расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями.

Активный словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания. Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим трудом идут на контакт.

Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения, следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются «непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых». Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта.

Для эффективности работы в занятия по развитию произносительной стороны речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию внимания и длительному сохранению интереса.

 За основу своей работы я беру  пособие Картушиной М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду».

 Виды упражнений логопедической ритмики:

ходьба, прыжки;

упражнения на развитие дыхания, голоса;

упражнения, регулирующие мышечный тонус;

упражнения, активизирующие внимание и память;

счетные упражнения;

упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;

речевые подвижные и пальчиковые игры.

 Благодаря упражнениям и играм,  сначала расширяется объем понимания речи, а в последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.

 

Такой вид работы способствует:

  созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;

  преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям

взрослого, активно участвовать в процессе занятия.

Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее будет результат работы.

Объем и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей. Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует себя.

Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.

Логопедическая ритмика - наиболее доступная и универсальная форма развития и коррекции речевой функции детей. В этой связи применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения. Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале и направлены на формирование, развитие и активизацию словарного запаса.

 

 Цель проекта:

 развитие, коррекция и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логопедической ритмики

В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:

  1.  Коррекционно-развивающие задачи:
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
  • развивать тонкие движения пальцев рук;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
  • формировать грамматический строй и связную речь.
  1. Образовательные задачи:
  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать переключаемость и координацию движений;
  • развивать ритмическую выразительность;
  • развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
  1. Оздоровительные задачи:
  • укреплять костно-мышечный аппарат;
  • формировать правильную осанку, походку;
  • развивать координацию движений и моторных функций.

 

 

 

Целевая группа: дети дошкольного возраста (3-4 года)

 

Участниками проекта являются: воспитатели; родители.

 

Тип проекта – долгосрочный (сентябрь-май)

 

 Этапы реализации.

Проект будет реализован в три этапа.

 

Подготовительный (сентябрь): 

      определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

      изучение научно – методической литературы по данной проблеме;

      создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала;

       подбор упражнений и игр для развития дыхания, голоса,     подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры;

создание сборников артикуляционных, подвижных и пальчиковых игр;

проведение диагностики в начале учебного года.

 

 Основной (октябрь-май).

1.Содержание деятельности воспитателя:  

       Проведение упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных моментов: «Зайчик», «Готовим капусту», «Солнышко», «Шли по лесу два ежа», «Автомобиль и птички», «Ровным кругом» и другие.

       Проведение дыхательной гимнастики, которое помогает правильно дышать и развивать легкие: «Медузки», «Дракоша», «Водяные пузыри», «Подуем на снежинки», «Футбол».

       Проведение комплекса артикуляционных упражнений: «Заборчик», «Трубочка», «Лошадки», «Хомячки», «Вкусное варенье», «Маляры» и другие.

Проведение массажа для кистей рук и пальцев, спины, лица, тела: «Лягушата», «Дождь», «Мышата» и другие.

Использование чистоговорок и скороговорок в работе, таких как:

 

Жу-жу-жу, жу-жу-жу
В зоопарк пришли к моржу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа
Испугались мы моржа.
Же-же-же, же-же-же
Сидят птички на морже.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Ближе подошли к моржу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Повернулись к нам моржи.

Жи-жи-жи, жи-жи-жи
Не страшны совсем моржи.
Золотистый, как из бронзы,
Жук кружится возле розы
И жужжит:"Жу-жу,жу-жу!
Очень с розами дружу!"

Над Жорой жук, кружа, жужжит.
От страха Жора весь дрожит.
Зачем же Жора так дрожит?
Совсем нестрашно жук жужжит.

Жи-жи-жи,жи-жи-жи в нашем доме этажи.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа подо мной два этажа.
Жа-жа-жа,жа-жа-жа надо мной два этажа.
Же-же-же,же-же-же на каком я этаже?
Жи-жи-жи - у нас живут ежи,
Жу-жу-жу - несу еду ежу,
Жа-жа-жа - нет ежа.
 

2. Содержание деятельности родителей: закрепление изученного материала по заданию воспитателя в процессе повседневного общения с ребенком;  проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.

 

        Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал пред­варительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом.

        Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподава­теля, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

        В каждое занятие нами включены пальчиковые игры или массаж пальцев. По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе.

В восточной медицине существует убежде­ние, что массаж большого пальца повышает функциональную ак­тивность головного мозга, указательного — положительно воздей­ствует на состояние желудка, среднего — на кишечник, безымян­ного — на печень и почки, мизинца — на сердце.

  

Заключительный (май):  проведение диагностического обследования с целью определения эффективности работы;

подведение итогов реализации проекта;

презентация проекта.

 

Ресурсное обеспечение.

Материально – техническое обеспечение:

 1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер.

2. Наглядный материал: комплексы артикуляционной, пальчиковой гимнастики, карточки с изображением эмоций, картинный материал.

 

Методическое обеспечение:

 1. Комплексы артикуляционной гимнастики.

 2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.

 3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр.

 

 Новизна проекта.

 В ходе реализации данного проекта используются новые технологии: логоритмика, мультимедийные презентации, дифференцированный подход.

 

 Практическая значимость. Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического обследования лексического строя речи.

 

Ожидаемые результаты.

 Проект будет способствовать:

1. Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми.

2. Преодолению речевого негативизма.

 3. Развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.

4. Активизации словарного запаса детей.

 5. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.

 6. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;

7. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы, выбору игр.

 8. Развитию личности ребенка в целом.

 

Литература:

1. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с нарушениями речи». М., 2004.

2. Картюшина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., 2005.

3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб., 1999.

4. Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, 2002.

5. Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения». М., 2006.

6. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., 2002

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует развитию образного мышления, обогащает речь детей, даёт прекрасные образцы р...

Фольклор как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Фольклор имеет огромное познавательное и воспитательное значение в формировании личности дошкольника. Фольклор способствует  развитию  образного мышления, обогащает речь детей. даёт прекрасн...

План самообразования на 2014-2015г. по теме "Устное народное творчество как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"

В   2014-2015учебном году   наша творческая группа"Наследие"  работает  над  темой "Роль устного народного творчества в развитии детей дошкольного возраста". В наше время...

Игра как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Большое значение в речевом развитии детей придается игре....

План самообразования «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»

План самообразования для воспитателей ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...

Использование теневого театра как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие речи у дошкольников старшего возраста через использование в деятельности теневого театраЗадачи:1. Сделать дидактическое пособие «Теневой театр»  и познакомить детей с н...