Конспект НОД по развитию лексико- грамматических представлений у детей в старшей логопедической группе
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Рябкова Наталья Александровна

: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

  • формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа;
  • активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь;
  • упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов);
  • развивать мыслительную деятельность и внимание;
  • воспитывать у детей аккуратность, умение ухаживать за предметами обуви и одежды.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ:  Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи.

ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

  • формировать у детей умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными в форме единственного и множественного числа;
  • активизировать словарь детей по теме, развивать связную речь;
  • упражнять детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимов);
  • развивать мыслительную деятельность и внимание;
  • воспитывать у детей аккуратность, умение ухаживать за предметами обуви и одежды.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Предметные картинки с изображением предметов одежды и обуви,
  • Шкаф с тремя полочками,
  • Картинки с изображением различных пар обуви;
  • Картинки для проведения  игры «скажи наоборот».

Организационный момент:

Беседа об одежде:

Логопед: Ребята как вы думаете, откуда берется одежда? Как одежда попадает в магазин? Откуда ее берут? Вся одежда, которую мы с вами носим каждый день, сшита руками мастериц. Одежду шьют на фабрике. Люди этих профессий портной и швея.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед показывает детям картинки, просит назвать их, указать лишнюю картинку и объяснить, почему она лишняя.

ПЛАТЬЕ, САПОГИ, ШОРТЫ, ФУТБОЛКА.

- Какая картинка лишняя? – САПОГИ.

-Почему?  - САПОГИ –это обувь, остальное одежда.

САНДАЛИИ, ВАЛЕНКИ, ШУБА, БОТИНКИ

- Какая картинка лишняя? – ШУБА.

- Почему? – ШУБА – одежда, остальное обувь.

  1. Тема занятия.

Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить об обуви и о различных предметах одежды. – Ой ребята, к нам на занятие кто то пришел.

Человек Рассеянный: Здравствуйте ребята!  Я человек рассеянный с улицы Бассеиной, не умею и забываю как нужно носить одежду, обувь и головные уборы. Всегда одеваюсь не по погоде. Недавно отморозил себе пальцы на ногах. Ребята помогите мне научите пользоваться одеждой и обувью по назначению.

Логопед: Ребята мы с вам поможем? Конечно проходи к нам , как раз сегодня на занятии с ребятами мы будем говорить об обуви и о различных предметах одежды и тебя всему научим.  

  1. Вводная беседа.

Логопед: Чтобы одежда, обувь и головные уборы всегда были в порядке и долго служили, нужно ухаживать за ними и аккуратно к ним относиться. Но как же это сделать?
Посмотрите, это шкаф. Каждый предмет в нем имеет свое место: головные уборы хранятся на верхней полке, обувь – на нижней, а одежда – на средней.

Если вы будете аккуратно раскладывать одежду, обувь и головные уборы, то вам не придется их искать и они долго будут выглядеть красиво.

Давайте разложим картинки с изображением различных предметов одежды, обуви и головных уборов по своим местам.

Игра «Разложи по полочкам» . Дети раскладывают картинки и комментируют свои действия:

ШЛЯПУ Я ПОЛОЖУ НА ВЕРХНЮЮ ПОЛКУ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО ГОЛОВНОЙ УБОР.

И т.п.

  1. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Ребята, когда мы отправляемся на прогулку, в гости или в кино, то обязательно подбираем к предметам одежды подходящую обувь. Давайте расскажем, как мы это делаем.

Игра «Что к чему подходит?»

Логопед раздает детям картинки с изображением предметов одежды, а на доску выставляет картинки с изображением обуви. Дети подходят к доске и выбирают предмет обуви, комментируя:

К СПОРТИВНОМУ КОСТЮМУ ПОДХОДЯТ КРОССОВКИ.

К ПЛАЩУ Я НАДЕНУ САПОГИ.

К ХАЛАТУ НАДЕВАЮТСЯ ТАПОЧКИ.

К ВЕЧЕРНЕМУ ПЛАТЬЮ НУЖНО НАДЕТЬ ТУФЛИ НА ВЫСОКОМ КАБЛУКЕ.

К ШУБЕ Я НАДЕНУ ВАЛЕНКИ ИЛИ ТЕПЛЫЕ БОТИНКИ.

И др.

  1. Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Туфельки нарядные  (правая нога вперед, на носок),

Туфельки парадные (левая нога вперед, на носок),

Лаковые, с ремешком, (правая нога вперед, на каблучок),

И подошва с каблучком. (левая нога вперед, на каблучок).

Туфли Маше в самый раз – Можно выходить на пляс (руки на поясе, пляшем).

В. Мирясова.

  1. Игра « Что делает, что делают?» - образование формы множественного числа глаголов.

Логопед: Я буду говорить о действии, которое выполняет один человек, а вы мне в ответ должны назвать то же действие, которое выполняют много людей.

Ребенок ботинок обувает, а дети ботинки …(что делают?) – ОБУВАЮТ.

Сапожник сапог чистит, а сапожники сапоги… ЧИСТЯТ.

Мальчик рубашку гладит, а мальчики рубашки … ГЛАДЯТ.

Девочка платье стирает, а девочки платья …. СТИРАЮТ.

Бабушка шапку вяжет, а бабушки шапки …. ВЯЖУТ.

Портной блузку кроит, а портные блузки …КРОЯТ.

Швея блузку шьет, а швеи блузки … ШЬЮТ.

Мальчик шнурки завязывает, а мальчики шнурки … ЗАВЯЗЫВАЮТ.

  1. Игра «Скажи наоборот» - подбор антонимов.

Чистые ботинки – ГРЯЗНЫЕ БОТИНКИ

Новые сапоги – СТАРЫЕ САПОГИ

Широкая юбка – УЗКАЯ ЮБКА

Длинное пальто – КОРОТКОЕ ПАЛЬТО.

Толстый шарф – ТОНКИЙ ШАРФ

Валенки большого размера – ВАЛЕНКИ МАЛЕНЬКОГО РАЗМЕРА

Обувает сандалии – СНИМАЕТ САНДАЛИИ

Белый пиджак – ЧЕРНЫЙ ПИДЖАК

  1. Игра «Найди пару».

Логопед: Ребята, у каждого ботинки есть своя …(что?) – ПАРА!

Я предлагаю вам разделиться на две команды и посоревноваться. Выиграет та команда, которая быстрее найдет пару для своих ботинок.

Дети делятся на 2 команды, играют. (необходимо снять с детей по одному предмету обуви).

  1. Игра «Разбери»

Логопед: Дети делятся на три команды на полу раскладываются картинки одежды, обуви, головных уборов, одна команда собирает в обруч картинки с головными уборами, другая с обувью, третья с одеждой.

  1. Игра « помоги Человеку Рассеянному подобрать правильно гардероб»

Ч.Р: Ребята я принес свой гардероб помогите мне разобратся в какое время года, нужно какую одежду носить.

После игры

Человек Рассеянный благодарит детей, на память дарит листы с раскрасками, об одежде, обуви, и головных уборах, прощается и уходит.

  1. Итог занятия.

Логопед: О чем мы сегодня говорили? Как нужно относится к своей одежде и обуви, чтобы она прослужила дольше?

Трудовые поручения  во время подготовки, проведения и окончания  НОД. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации "Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР"

В грамматическом оформлении речи детей у детей данной категории можно отметить низкий уровень способности к построению предложения. Такие дошкольники (даже при 3-м уровне речевого развития) зачастую н...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений в подготовительной группе Тема: Дикие животные.

Формирование лексико-грамматических средств языка по теме « Дикие животные»Задачи:1. Коррекционно-образовательныеуточнение представлений о животных, уточнение, обогащение и активизация словаря по теме...

Конспект открытого занятия. Развитие лексико-грамматических представлений по теме: «Посуда». Подгрупповое занятие в средней группе .

Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических представлений в средней группе по теме "Посуда"...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи в подготовительной к школе группе «Профессии»

Данное занятие предназначено для детей подготовительной к школе группы.  Так как на сайт не публикуются презентации, тяжелее 3 мб, то здесь представлена презентация в виде pdf файла. Если Вам нуж...

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических связей для детей с ОНР в старшей группе «Путешествие на другие планеты»

Воспитатель Ганецкая Любовь ВикторовнаКонспект НОД  по развитию лексико-грамматических связей для детей с ОНР в старшей группе «Путешествие на другие планеты»С использованием современ...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР средней группы по теме "Профессии"

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей с ОНР средней группы по теме  "Профессии"...

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группе «Животные жарких стран»

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий для детей подготовительной к школе группе «Животные жарких стран»...