Сборник музыкальных игр , направленных на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
картотека по развитию речи (старшая группа)

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста /сост. Составитель Якимова М.С. /МБДОУ ПГО «Черемышский детский сад»,2019

Сборник включает музыкальные игры, направленные на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Сборник может быть использован в любом дошкольном учреждении, предназначен для воспитателей,  родителей.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_muzykalnyh_igr.docx200.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пышмиского городского округа «Черемышский детский сад»

Сборник музыкальных игр, направленный на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Черемыш, 2019

Оглавление

Пояснительная  записка

I  РАЗДЕЛ

1.Поиграем веселей                                

2.Веселые дети                        

3.Озорные Козлики                                        

4.Ай - да Сапожники!                                        

5.«Ручеек» с платочком                                

II РАЗДЕЛ

6.Пляска «Приглашение»                                

7.Веселые пары                                                

8.Танец с гусеницей                                        

9.Танец-игра с игрушками                                

10. Игра с перестроениями                                

III РАЗДЕЛ

11. По тропинке

12. За малиной

13. Во поле береза стояла

14. Первая потеря

15. Рак отшельник

4

6

6

7

9

9

10

11

12

13

15

16

17

17

18

19

Сборник музыкальных игр, направленных на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста /сост. Составитель Якимова М.С. /МБДОУ ПГО «Черемышский детский сад»,2019

Сборник включает музыкальные игры, направленные на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Сборник может быть использован в любом дошкольном учреждении, предназначен для воспитателей,  родителей.

© МБДОУ ПГО «Черемышский детский сад», 2019

Пояснительная записка

Сборник музыкальных игр построен с опорой на требования ФГОС ДО, ООП, возрастные особенности детей данного возраста, особенности организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях.

В связи с вступлением ФГОС на дошкольное образование возлагаются особые надежды. Работа, отвечающая современным требованиям ФГОС, требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Актуальным направлением модернизации системы дошкольного образования является социально-коммуникативное развитие, как одно из основных средств развития личности ребенка и общения его с окружающими людьми.

Анализируя проблемы коммуникативных способностей современных дошкольников, можно выделить следующие типичные особенности:

- несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть (содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами);

- произошли существенные изменения в интеллектуальной сфере детей, они стали более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует насыщенность среды в детском саду и дома.

- отмечаются изменения в нравственном, социально-личностном развитии детей, в их поведении, в общении.

Рассмотрим, как они раскрывают определение коммуникации. О. Н. Сомкова определяет коммуникативные способности детей дошкольного возраста как владение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, «способностью общаться и посредством общения успешно решать возникающие игровые, познавательные, бытовые и творческие задачи». К коммуникативным она относит следующие способности:

- Речевые способности: слушать собеседника и правильно понимать его мысль, формулировать в ответ свое суждение, задавать вопросы, правильно выражать мысль посредством языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать эмоциональный тон общения, следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли, слушать свою речь и контролировать ее нормативность.

- Невербальные способности: способность использование мимики, жестов, поз; способность понимать эмоции собеседника.

- Способность вступать в разговор (когда и как начать его со знакомыми и незнакомыми людьми); способность поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, сравнивать, приводить примеры, возражать, оценивать); использовать формы обращения к собеседнику (знакомство, приветствие, приглашение к разговору, привлечение внимания, просьба, согласие и отказ, жалоба и сочувствие, одобрение, поздравление, благодарность).

Сборник коммуникативных игр построен в три раздела, опираясь на теорию О.Н. Сомковой о коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста. Они реализуются с учетом перехода «от простого к сложному», рекомендуется использовать игры с первого раздела начиная с более простых, переходя в другие разделы, где более сложные игры.

В I разделе подобраны музыкальные игры на развитие речевых способностей: слушать собеседника и правильно понимать его мысль, формулировать в ответ свое суждение, задавать вопросы, правильно выражать мысль посредством языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать эмоциональный тон общения, следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли, слушать свою речь и контролировать ее нормативность.

Во II разделе игры на развитие таких способностей как способности вступать в разговор- способность поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, сравнивать, приводить примеры, возражать, оценивать); использовать формы обращения к собеседнику - знакомство, приветствие, приглашение к разговору, привлечение внимания, просьба, согласие и отказ, жалоба и сочувствие, одобрение, поздравление, благодарность.

В III разделе игры на развитие невербальных способностей: способность использование мимики, жестов, поз, способность понимать эмоции собеседника.

 


I РАЗДЕЛ

«ПОИГРАЕМ ВЕСЕЛЕЙ!»

       Цель: развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению, развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы.

Музыкальное сопровождение — р. н. м. «Тень-тень, потетенъ»

Участвует вся группа. Ведущий — взрослый или ребенок.

Реквизиты: 10 карточек с изображением музыкальных инструментов, колокольчик.

Вступление: Дети строятся в 4 шеренги вдоль стен зала. Руки переплетают «корзиночкой».

1 часть

1 действие — дети, стоящие в 1-й шеренге, идут к противоположной шеренге (6 шагов), в конце фразы делают 3 притопа, в этот момент кланяются — кивок головой. 2 действие — дети, стоящие в 1-й шеренге, идут спиной назад (возвращаются на свои места), в конце фразы также делают 3 притопа на месте.

3 действие — те же движения повторяют дети, стоящие в других шеренгах.

Проигрыш

Дети идут и перестраиваются в общий круг, берутся за руки. В этот момент в центр круга входит Ведущий. У Ведущего в руках 10 карточек с изображением народных музыкальных инструментов (балалайка, ложки, гармошка, дудочка, дрова, трещотка, бубенцы и др.). В этот же момент Ведущий передает одному из детей, стоящих в общем круге, колокольчик.

2        часть

И. и. Дети стоят в общем кругу. В центре — Ведущий.

Ведущий показывает карточку с музыкальным инструментом, и остальные дети, стоящие в кругу, имитируют движениями игру на данном инструменте. Ведущий меняет карточку с каждой новой фразой (соответственно меняются и движения: 10 фраз — 10 инструментов).

В это время ребенок с колокольчиком бежит за кругом (Рис. 2) и с концом фразы останавливается позади другого ребенка, позвонив колокольчиком у него за спиной.

Затем дети меняются местами. Теперь другой ребенок бежит с колокольчиком за кругом и также с окончанием музыкальной фразы останавливается позади кого-либо из детей. Так происходит до окончания всей музыки. В самом конце, на замедление, ребенок с колокольчиком забегает в центр круга и звенит колокольчиком.

ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ ДЕТИ»

      Цель: развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, развитие слухового и зрительного внимания, координации движений, чувства ритма, общительности.

Для группы детей 5-7 лет Музыкальное сопровождение — литовская народная мелодия.

Реквизит: бутафорская гармошка.

И. п. — дети стоят парами по кругу.

1 фигура Музыка А. Бег по кругу в парах.

Музыка В. Дети поворачиваются лицом друг к другу. Девочки держатся за юбочку, слегка разводя в стороны ее концы, у мальчиков руки за спиной.

1 действие. На счет «раз-и-два» — 2 раза ударить носком правой ноги о пол, затем 3 притопа на месте.

2 действие — то же левой ногой, затем 3 притопа на месте.

3 действие — 3 хлопка справа от головы, затем то же слева.

4 действие — кружение в парах (руки «лодочкой»).

Повторение музыки  — повторение хлопков справа и слева, а затем мальчики делают жест «до свидания», а девочки перебегают к другому партнеру (по линии танца).

2-4 фигуры

Повторение движений 1 фигуры, только на последние такты 4 фигуры дети становятся в общий круг, а в центр круга заходит Гармонист (в руках — бутафорская гармошка).

5        фигура

Музыка А. Дети бегут по кругу, взявшись за руки, а Гармонист «играет», стоя в центре круга.

Музыка В. Дети выполняют движения 1 фигуры, только лицом в центр круга. Вместо кружения подбегают к центру.

На повторение музыки повторяют хлопки и отбегают от центра, Гармонист становится в общий круг.

6        фигура

Музыка А. Дети бегут «змейкой» вперед на зрителя за Гармонистом.

Музыка В. Дети останавливаются шеренгами лицом к зрителям.

Повторяют движения соответственно музыке. После хлопков кружатся на месте по одному, в конце поворачиваются к зрителям и поднимают руки вверх.

ИГРА «ОЗОРНЫЕ КОЗЛИКИ»

Цель: развивать способность правильно выражать мысль посредством языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия. 

для детей 5-8 лет Музыкальное сопровождение — мелодия песни А. Филиппенко «На мосточке»

И. п.: дети стоят в двух колонках ближе к центральной стене зала.

Вступление

1действие — выбегают дети, стоящие в 1-й колонке, и становятся в шеренгу вдоль боковой стены зала.

2действие — выбегают дети, стоящие во 2-й шеренге. К окончанию вступления становятся в шеренгу лицом к детям, стоящим у противоположной стены.

К началу музыки А дети принимают позу Козлика — руки к голове, подняв вверх указательные пальцы.

1 фигуру Музыка А

1 действие — 3 притопа с полуоборотом направо, затем 3 притопа с полуоборотом налево, далее подбегают ближе к центру.

2 действие — повторить движения 1 фразы.

Музыка В

Дети соединяют руки и толкаются, двигаясь парами вперед - назад (на 1-ю фразу 4 шага в одну стороны, на 2-ю фразу — 4 шага в другую. Соединенные руки двигаются также вперед-назад локтями. Головы слегка наклонить друг к другу).

2 фигура  Музыка А

1действие — 3 притопа с полуоборотом направо, затем 3 притопа с полуоборотом налево, далее на легком беге поменяться местами.

2действие — повторение движений 1 фразы (возвращаются на места). Музыка В — повторение движений 1 фигуры на музыку В. Проигрыш (музыка А)

Разбегаются парами на крут (одна пара поворачивает направо, другая налево).

3 фигура Музыка А

Повторение движений 2 фигуры, только стоя по кругу.

Музыка В, Повторение движений соответственно музыке, на 1действие- расширяя круг, а на 2действие- сужая.

4        фигура

Музыка А

Повторение притопов, затем поворачиваются каждый направо (противоходом) и перебегают к соседним партнерам* — 2 раза в соответствии с музыкой.

Музыка В — повторение движений 3 фигуры.

Проигрыш (музыка А) — разбегаются врассыпную.

5 фигура

Музыка А

1 действие — 3 притопа с полуоборотом направо, затем налево, далее разбегаются врассыпную.

2 действие — повторение притопов, далее подбегают к любому партнеру и становятся в пару.

Музыка В — повторение движений соответственно музыке, двигаясь вперед-назад, выбирая направление произвольно.

6-7 фигуры — повторение движений 5 фигуры.

8  фигура (добавляется звучание колокольчика)

Музыка А

Дети выполняют движения в парах соответственно 2 фигуре.

Музыка В

Дети садятся на пол лицом друг к другу, боком к зрителям, руки сзади в упоре. До конца музыки дрыгают ногами. В самом конце ложатся на спину, руки в стороны, глаза закрывают.

Другой вариант — поменяться местами со своим партнером.

АЙ - ДА САПОЖНИКИ!

Цель: развитие способностей поддерживать эмоциональный тон общения, следить за правильностью языковой формы готовности к общению, развитие чувства ритма, внимания.

Для детей 6-8 лет

Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Веселый пастушок»

Реквизиты: стульчики по количеству участвующих девочек, которые стоят по кругу спинкой к центру.

Вступление

Дети выходят парами: мальчик (Сапожник) и девочка.

Мальчик подводит девочку к стульчику, девочка присаживается, положив правую ногу на левую, а мальчик опускается на одно колено* перед девочкой. Двумя руками как бы держит молоток.

1 фигура

Музыка А

Мальчик имитирует 3 удара молотком по правому каблучку, на счет «четыре» девочка перекладывает левую ногу на правую. На повторение музыки мальчик «ударяет молоточком» по левому каблучку (с другой стороны). На счет «четыре» девочки и мальчики встают.

Музыка В

И. п. — дети стоят парами лицом друг к другу и держась за руки («лодочкой»).

1 действие — 2 раза ударяют каблуком правой ноги о пол, затем 3 притопа.

2 действие— тоже левой ногой.

3 действие — кружатся шагом.

4 действие— девочка снова садится на свой стульчик, жестом провожает мальчика, который в это время переходит к другой девочке (по линии танца).

2-6 фигуры — повторение движений 1 фигуры

7 фигура

Гуляют парами в свободных направлениях и уходят на места. Мальчики уносят стульчики на место, с поклоном прощаются с девочками.

Можно просто наклониться.

ИГРА «РУЧЕЕК» С ПЛАТОЧКОМ

Цель: развитие общения и взаимодействия  ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы.

 Для детей 6-8 лет. Музыкальное сопровождение — р. н. м. «Гори, гори ясно»

 Реквизит: яркий платочек.

Вступление — дети становятся в пары по центру зала, соединенные руки поднимают вверх. У Ведущего (у которого нет пары) в руках платочек. Ведущий становится сзади всех.

1 фигура

Ведущий начинает игру в «Ручеек» — проходит между парами и выбирает себе пару, передавая платочек тому, кто остался без пары. Эти движения повторяются до конца музыкальной части.

Отыгрыш — перестраиваются в круг (дети расходятся направо и налево).         Затем идут по кругу.

2 фигура

1,2 действие — дети идут по линии танца пружинящим шагом.

3,4 действие — идут в другую сторону.

5действие — идут за ведущим, у которого в руках платочек, закручивая спираль.

6действие — поворачиваются в другую сторону и раскручивают спираль, становясь снова в круг.

Отыгрыш — ведущий передает вправо по кругу платочек (из правой руки в правую руку соседа, стоящего справа, мягко, с легким поклоном). Тот, кто передал платочек, спокойным шагом выходит из круга и идет на место. (Рис. 5). Так происходит передача платочка по кругу (на каждый счет), и дети постепенно расходятся на места. Тот, у кого после окончания музыки останется в руках платочек — победитель, который получает приз или становится Ведущим при повторении игры.

II РАЗДЕЛ

ИГРА ПЛЯСКА «ПРИГЛАШЕНИЕ»

Цель: развитие общения детей, культуры поведения, развитие слухового внимания, самостоятельности, чувства ритма,

 Для детей 5-8 лет

Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Два цыпленка»

И. п.: дети стоят в двух шеренгах вдоль боковых стен зала, держась за руки (руки внизу).

Вступление

1действие  — дети, стоящие в 1-й шеренге, делают 2 шага навстречу к другой шеренге, затем 3 притопа.

2действие — то же назад (спиной).

3,4действие — эти же движения выполняют дети, стоящие во 2-й шеренге.

1 часть

1 действие- ведущий ребенок из 1-й шеренги бежит к детям, стоящим во 2-й шеренге, и в конце фразы приглашает на танец кого-либо из детей (мальчик — девочку и наоборот).

2 действие — дети парой отбегают в центр зала.

Повторение 2 действия — дети кружатся либо выполняют любые плясовые         движения (хлопки, пружинки и т. д.).

2        часть

1 действие -дети из первой пары бегут вдоль обеих шеренг и приглашают других детей, 2действие — повторение движений 1-й части, только уже танцуют две пары.

3-4 части

Движения повторяются, пока не будут приглашены на танец все дети (16 человек).

5 часть

1,2 действие — дети бегут по кругу парами и становятся в общий круг (те дети, которых не успели пригласить, тоже бегут за остальными и становятся в общий круг в пары).

Повторение 2действия — кружение в парах (любой вариант кружения — по выбору педагога или детей).

6 часть

1,2 действие — мальчики поворачиваются лицом в круг и, стоя на месте, имитируют игру на гармошках. Девочки на 1действие двигаются топающим шагом (руки «полочкой») в центр крута. На 2 действие также возвращаются на места (топающим шагом, повернувшись лицом к мальчикам).

На повторение музыки — кружатся в парах.

7 часть

1 действие — мальчики двигаются в центр круга топающим шагом (руки на поясе).

2 действие — мальчики также возвращаются на места (повернувшись лицом к девочкам).

    В это время девочки стоят, повернувшись лицом к центру, и на пружинки выполняют полуобороты вправо и влево (руки «полочкой»). На повторение музыки — кружение в парах.

Заключение — выполняются те же движения, как и на вступление, только в общем кругу по направлению к центру и назад — 2 раза.        

ИГРА «ВЕСЕЛЫЕ ПАРЫ»

Цель: развитие коммуникативных способностей, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, развивать слуховое внимание.

 В пляске участвует 16-24 ребенка.

Для детей 5-8 лет Музыкальное сопровождение — мелодия песни «Четыре таракана и сверчок»

На вступление дети становятся в общий круг (каждый возле своей пары).

1 фигура

 Музыка. А. Дети, держась за руки, бегут по кругу.

 Музыка В

1 действие — на сильную долю все делают хлопок в ладоши, на слабую долю разводят руки в стороны и хлопают в ладоши соседей (всего 4 раза).

2 действие — держась за руки, делают 4 приставных шага вправо.

3 действие — повторение движений 1 действие.

4 действие — 4 приставных шага влево.

5 действие — на пружинке качают соединенными руками вниз-вверх.

6 действие — опираясь на носки, переводят пятки вправо-влево, слегка приседая, двигая тазом вправо-влево. Руки, согнутые в локтях, двигаются противоходом (твистовое движение).

  1. фигура

Музыка А. Дети бегут за ведущими по двум кругам. На проигрыш останавливаются и поворачиваются лицом к центру (подравняться в кругах).

Музыка В — повторение движений 1 фигуры.

3 фигура

Дети бегут за ведущими в четырех кругах (ориентируясь по углам зала).

На проигрыш останавливаются лицом к центру кругов (ногами слегка пружинят в такт музыке).

Музыка В — повторение движений 1 фигуры.

4 фигура

Дети бегут парами по кругу.

На проигрыш останавливаются лицом друг к другу (мальчик стоит спиной в круг, девочка — лицом).

Музыка В

   1 действие — хлопки в ладоши друг к другу (любой вариант).

   2 действие — меняются местами, двигаясь вправо приставным шагом (более    простой вариант — кружение в парах шагом).

   3,4 действие — повторение движений.

   5 действие — попеременно тянут к себе соединенные руки (как «пила»).

   6 действие — повторение движений 1 фигуры.

5        фигура

Музыка А — дети бегут врассыпную по одному, к концу музыки А находят любого партнера и становятся с ним в пару.

    Музыка Б. Повторение движений 4 фигуры.

6        фигура

    Дети бегут врассыпную по одному.

Заключение

   1-й вариант — обнимаются.

2-й вариант- садятся на пол, дрыгают ножками, в конце — ложатся на пол, руки в стороны, расслабляющие движения руками и ногами, в конце -лежать и не двигаться (отдыхают)

ТАНЕЦ С ГУСЕНИЦЕЙ

Цели: развитие способностей общения и взаимодействия  ребенка со сверстниками, развитие музыкального слуха, чувства ритма.

Музыкальное сопровождение — мелодия азербайджанской песни «Цыплята»

Участвует Взрослый (Курица) и группа дошкольников (Цыплята).

Реквизит: корзинка, в которую помещается большая бутафорская гусеница — длиной примерно 4-5 метров (мягкая, гнущаяся, за которую удобно держаться).

Вступление

1 часть

Выходит Курица, несет корзинку, в которой лежит свернутая большая гусеница. В конце 2 действие Курица ставит корзинку на пол.

2 часть

На каждую фразу Курица жестом зовет Цыплят — те подбегают (всего 4 раза, соответственно четыре подгруппы детей, которые выбегают из 4-х углов зала).

Три аккорда — Цыплята становятся в общий круг.

1 фигура

Музыка А

Цыплята бегут по кругу на носочках, слегка вращая «хвостиками», руки («крылышки») внизу, отведены назад, кистями слегка потряхивать.

Мама Курица стоит в центре круга, идет противоходом и считает своих цыплят. Повторение музыки А — то же в другую сторону.

Музыка В

2 действие — Курица зовет Цыплят жестом, те подбегают к центру круга. Крутят хвостиком, поворачиваются.

2 действие — Курица показывает жест «назад» — Цыплята отбегают назад, повернувшись спиной к Курице, в конце фразы снова разворачиваются лицом к центру.

Музыка С

Курица стоит в центре круга и показывает движения Цыплятам (а те повторяют).

1 действие — на акцент в музыке прыжок на двух ногах, затем повернуться спиной к центру круга. (Можно детям подсказать: «повернуться», «отвернуться»).

2 действие — прыжок на двух ногах, повернуться лицом к центру.

3,4 действие- повторение движений 1-2 действие.

5 действие — подбегают к Курице, заглядывают в корзинку.

6,7 действие - вынимают гусеницу и растягивают ее на круг.

Три аккорда — опускают гусеницу на пол и становятся внутри круга.

2 фигура

Музыка А

Бег по кругу- повторение движений 1 фигуры,

Повторение - бегут в другую сторону.

Музыка В

Повторение движений 1 фигуры, в конце останавливаются спиной к Курице перед гусеницей.

Музыка С

1 действие — перепрыгивают через гусеницу и поворачиваются лицом к Курице.

2 действие — то же, поворачиваются спиной к Курице.

Повторение музыки (3,4 действие) - повторение соответствующих движений.

5 действие — кружение на месте.

Музыка А — бег по линии танца.

Три аккорда — садятся на пол лицом к центру за гусеницей, руки сзади в упоре, ноги согнуты в коленях. Курица точно так же садится на пол в центре круга.

3 фигура

Музыка А

На счет «раз» — коснуться носком правой ноги гусеницы. На «два» — ногу в исходное положение. На «три-четыре» — то же левой ногой.

На «пять-восемь» — опираясь на руки, болтать в воздухе ногами, согнутыми в коленях. Эти движения повторять до конца музыки А. В конце этой части сеть на пятки и взяться за гусеницу.

Музыка В

На «раз-два» — встать на колени и поднять руками гусеницу вверх, на «три-четыре» — сесть на пятки, опустить гусеницу.

На повторение музыки — встать на ноги, опустить гусеницу на пол.

Музыка С — повторение движений предыдущей фигуры.

Повторение музыки А

Встать, поднять гусеницу и взяться за нее правой рукой.

Заключение

Цыплята, держась за гусеницу правой рукой, бегут за Курицей змейкой и убегают из зала (или на свои места).

ТАНЕЦ-ИГРА С ИГРУШКАМИ

Цель:  развитие саморегуляции собственных действий, воспитание дружелюбных отношений, развитие внимания, быстроты реакции.

Для детей 4-5 лет Музыкальное сопровождение — белорусская полька «Янка»

Реквизит: 5-6 крупных игрушек — куклы, медведи и др., которые удобно держать в руках и можно было бы ритмично «топать ногами» игрушек о пол.

И. п. Все дети сидят на стульчиках. Ведущая перед началом игры обходит детей и раздает нескольким из них большие игрушки (куклы).

На вступление (три аккорда) дети с игрушками выходят в центр круга.

  1. фигура

Музыка А

1,2 действие — дети бегут с игрушками в руках врассыпную или по небольшому кругу.

Повторение музыки А

3 действие — останавливаются и кружатся на месте вправо, высоко подняв игрушку.

4 действие — то же влево.

Музыка В

1,2 действие - дети поворачиваются лицом к зрителям (либо лицом к центру круга) и, наклонившись, стучат ножками игрушки о пол («Куклы топают»).

Повторение музыки В

3 действие — бегут и отдают игрушки другим детям.

4 действие - дети, отдавшие игрушки, садятся на стульчики, машут рукой (жест «до свидания»). Те, кто получил игрушку, выбегают в центр зала.

  1. фигура

Музыка А

Те же движения повторяет другая группа детей.

3 фигура

Музыка А

Те же движение выполняет 3-я группа детей, только на последние фразы (3,4 действие, музыка В) дети сажают игрушки на пол в центре зала, а остальные выбегают и становятся в общий круг.

4 фигура

И. п. — дети стоят в кругу, держась за руки. В центре на полу — игрушки. Музыка А

1 действие - дети делают 3 притопа, продвигаясь к центру.

2 действие — повторить движения 1-й фразы.

3,4 действие продолжая ритмично выполнять притопы, отходят назад.

Повторить движения 1,4 действие 2 раза.

Повторение музыки А

1 действие — 3 хлопка справа.

2 действие — 3 хлопка слева.

3 действие — 3 хлопка по коленкам.

4 действие — 3 хлопка в ладоши перед собой.

Повторить движения 1,4 действие 2 раза.

Музыка В

1,2 действие — бег по кругу по линии танца.

3,4 действие — бег по кругу в другую сторону.

В конце танца после остановки музыки — кто скорее возьмет игрушку?

Победившие награждаются призами либо, в случае повторения пляски, становятся ведущими 1 фигуры.

ИГРА С ПЕРЕСТРОЕНИЯМИ

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности  со сверстниками, формирование навыков перестроения в пространстве зала.

Музыкальное сопровождение - мелодия песни «Веселый путешественник»

Реквизит: флажок или специальный дирижерский жезл, которым дирижируют военным оркестром.

В игре принимает участие группа детей (16-24 чел.). Каждый знает свою пару. Ребенок, который остался без пары, становится ведущим (Дирижером). В руках у Ведущего флажок, которым он размахивает в такт музыке (импровизация движений).

1 фигура

Музыка А

Ведущий, стоя у центральной стены зала, марширует на месте и размахивает флажком в такт музыке. Остальные дети строятся в две шеренги вдоль боковых стен зала, каждый напротив своей пары.

Музыка В

1 действие — все делают энергичный шаг вперед и продолжают маршировать на месте.

2-3 действие — повторение движений на 1 действие (всего 3 шага вперед).

4 действие — отбегают назад.

Повторение музыки В

1 действие — все делают энергичный шаг вперед и продолжают маршировать на месте.

2 действие — то же.

3-4 действие — подходят друг к другу и становятся парами по центру зала (если зал узкий, дети успеют поменяться местами или покружиться).

2 фигура

Музыка А

Дети расходятся парами на круг (пара направо, пара налево).

На последнюю фразу — кружение в парах (шагом) и к концу стать лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. Ведущий становится в центр круга и продолжает дирижировать.

Музыка Б

Повторение движений в соответствии с музыкой в парах по кругу. На последнюю фразу на повторение музыки В меняются местами (шагом). Ведущий, стоящий в центре круга, меняет ритм движений (импровизирует).

  1. фигура

Музыка А Дети идут парами по кругу. Ведущий идет внутри круга против ходом.

Музыка В Повторение движений 2 фигуры.

 4 фигура

Дети идут по кругу противоходом (стоящие во внутреннем кругу — против линии танца, а стоящие во внешнем кругу — по линии танца). Ведущий выходит за круг и идет вдоль круга против линии танца.

Музыка В

Повторение движений 2 фигуры. На последнюю фразу все перестраиваются в общий круг. Ведущий становится в круг.

Заключение

Ведущий на сильную долю передает флажок стоящему по кругу справа, после этого сам уходит из круга и садится на место. Далее каждый ребенок, у которого в руках оказывается флажок, выполняет то же самое. Тот, у кого с окончанием музыки оказывается в руках флажок, становится ведущим (либо выигрывает приз — игровое окончание, аналогичное танцу «Ручеек с платочком»).

III РАЗДЕЛ

«ПО ТРОПИНКЕ»

Цель: развитие невербальных средств общения, мимики, жестов.

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: муз. Моцарта «Алегро» или муз. Моцарта «Менуэт»

Ход игры: дети с песней двигаются цепочкой на запев, на проигрыш — изображают тот персонаж, о котором поется.

Движения.

1.По тропинке в лес идем - Двигаться спокойным шагом.

В лес идем, в лес идем - Двигаться дробным шагом, наклонившись вперед, руки за спиной

Ежика в лесу найдем,

Ежика найдем.

(Проигрыш) - Двигаться спокойным шагом.

2.По тропинке в лес идем - Прыжки на двух ногах с небольшим продвижением вперед

В лес идем, в лес идем, Зайчика в лесу найдем,

Зайчика найдем.- Двигаться спокойным шагом.

(Проигрыш).

3.По тропинке в лес идем, -  Двигаться пружинящим шагом, покачиваясь из стороны в сторону.

В лес идем, в лес идем, Мишку мы в лесу найдём Мишку, мы найдем.

(Проигрыш).

«ЗА МАЛИНОЙ»

Цель: развивать способность соотносить средства невербального общения ( употреблять знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать мысли, используя жесты, мимику, символы)

Оборудование: не требуется

Ход игры: Дети изображают медвежат в различных игровых ситуациях, выполняя плясовые, маховые, имитирующие движения.

Медвежата в лес спешили

И друг друга торопили,

По тропинке дружно шли

И малинник там нашли.

Стали ветки опускать,

Стали ягоды срывать.

Все кругом они собрали,

На поляне отдыхали.

Только собрались домой,

Как летит пчелиный рой.

Чтобы пчелы не кусали,

Быстро к речке побежали.

Двигаться дробным шагом в подвижном темпе друг за другом.

Поднимать и опускать руки. Сесть на пол.

Встать.

Смотрят вверх из-под ладошки.

Отмахиваются.

Убегают и прячутся — приседают.

«ВО ПОЛЕ БЕРЕЗА СТОЯЛА»

 (инсценировка русской народной песни)

Цель:  развитие способностей делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнёрами по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга средствами невербального общения - мимика, жесты, эмоции.

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: народная музыка минус «Во поле береза стояла»

Ход:

Во поле береза стоял

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли стояла. (2 р.)

(девочки идут по кругу хороводным шагом, кружатся на припадании сначала в лево потом в право, в конце медленно описывают правой рукой с веткой дугу из-за плеча и кланяются в центр круга, останавливаются лицом в центр)

Как пойду я в лес, погуляю,

Белую березу заломаю.

Люли, люли, заломаю. (2 р.)

(сходятся в центр хороводным шагом с постепенным поднятием веток, отходят спиной в и.п)

Срежу с березы три пруточка,

Сделаю себе я три гудочка.

Люли, люли, три гудочка. (2 р.)

(Бодро идут хороводным шагом по кругу, энергично покачивая обеими слева на право. Кружатся как во втором куплете)

Четвертую балалайку.

Пойду на новые сени.

Люли, люли, на сени. (2 р.)

(Двигаются топающим шагом по кругу, раздвигают ветки в стороны, образуя карусель. В конце становятся лицом в цент круга)

Стану в балалаечку играти,

Стану я старого будити,

Люли, люли, будити: (2 р.)

(Топающий шаг на месте, качая ветками из стороны в сторону. Кружатся как во втором куплете)

Во поле береза стояла,

Во поле кудрявая стояла,

Люли, люли, стояла. (2 р.)

(Девочки идут по кругу хороводным шагом, кружатся на припадании сначала в лево потом в право, в конце медленно описывают правой рукой с веткой дугу из-за плеча и кланяются в центр круга, останавливаются лицом в центр).

«ПЕРВАЯ ПОТЕРЯ»

Цель: развитие способностей невербального общения, уметь при помощи жестов и мимики, пластики тела показывать ту или иную ситуацию.

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Первая потеря», муз. Р.Шумана (Альбом для юношества).

Ход игры:

Каждый ребенок импровизирует предлагаемую ситуацию, как бы отвечая на вопросы: где, когда, почему, что потерял? Дети с помощью мимики, жестов, пластики тела создают мини-спектакль (этюд) на заданную тему.

«РАК - ОТШЕЛЬНИК»

Цель: развивать невербальные способности коммуникации, учить выбирать сюжет; создавать сценического пространства.

Действующие лица: Рак-отшельник, морская роза, медуза, водоросли, краб, мурена, дельфины

Оборудование: не требуется

Музыкальное сопровождение: «Море» муз. Н. Римского-Корсакова (из оперы «Сказка о царе Салтане»)

Игровые действия: Рак-отшельник, главное действующее лицо, ищет друга. Морская роза -  красавица, всегда печальна, тоже ищет друга. Медуза: очень высокомерна, ни с кем не хочет дружить. Краб: немного хвастлив и всегда готов повеселиться. Мурена: злая рыба, живет в своей норе, никого не хочет видеть, не желает ни с кем дружить, в обитателях моря видит только источник пропитания. Дельфины: дружная добрая пара, помогают всем морским жителям подружиться.

Описание сюжета:

Солнце, песок, море. Рак-отшельник печален, море кажется ему серым. Проплывающие мимо дельфины советуют ему найти друга - тогда мир станет ярче. Рак-отшельник принимает их совет и пытается подружиться с медузой, но та остается равнодушной к его просьбе и уплывает. В поисках друга он встречает разных обитателей моря (краб, мурена), которые очень заняты собой и ни с кем не хотят дружить. Печальный рак подплывает к водорослям и встречает там прекрасную морскую розу. Она тоже страдает от одиночества. Рак-отшельник предлагает ей свою дружбу, и роза не отказывает ему. Они танцуют вместе и очень счастливы.

 

Список литературы

  1. Косенко, Ю. Н. Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников в играх по сюжетам литературных произведений Текст.: дис. канд. пед. наук / Ю. Н. Косенко. Бердянск, 1990. - 157 е.: ил. - Библиогр.: С. 137 - 149.
  2. Надолинская Т. В. Музыкальные игры и драматизации в музыкальном воспитании младших школьников: Методическое пособие. Таганрог, 1993.
  3. Никитина А. Б. Театр, где играют дети Текст.: учеб-метод, пособие для руководителей детских  коллективов / под ред. А.Б. Никитиной. М.:ВЛАДОС, 2001
  4. Трубникова, М. А. Развитие музыкального слуха у дошкольников в процессе подбора мелодий на музыкальных инструментах Текст.: автореф. дис. канд. пед. наук / М. А. Трубникова. М., 1999. - 21 с.
  5. Ушакова, О. С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры,упражнения, конспекты занятий Текст. / О. С. Ушакова.-М., 2001.
  6. Хёйзинга Й. Человек играющий. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
  7. Чурилова, Э. Г. Методика и организация музыкально игровой деятельности детей дошкольного и младшегошкольноговозраста Текст: программа / Э. Г. Чурилова. — М.: Владос, 2001.
  8. Эльконин, Д. Б. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста Текст. / Д. Б. Эльконин. М.: АПН РСФСР, 1957


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Данный мастер-класс был представлен на городской августовской педагогической конференции , с использованием мультимедийной презентации, получил положительные отклики педагогической общественност...

Слайдовая презентация «Реализация элементов технологии проблемного обучения в процессе развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста»

  «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.В проблеме имеются неизвестные,...

«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную -  жизнь. При выборе критериев результативности до...

МАСТЕР-КЛАСС Тема: Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Мастер-класс для воспитателей из опыта работы по игровым подходам в развитии коммуникативных способностей....

Направленное воздействие подвижных игр на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Перезентация для педсовета на тему: "Направленное воздействие подвижных игр на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста"....

музыкальные игры, направленных на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

В связи с вступлением ФГОС на дошкольное образование возлагаются особые надежды. Работа, отвечающая современным требованиям ФГОС, требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, ...