Семинар "Основные факторы развития речи детей раннего возраста"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Артамонова Елена Юрьевна

Материал семинара для педагогов, работающих с детьми раннего возраста об основных факторах развития речи детей данного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semenar.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Материал

для педагогов,

работающих с детьми

раннего возраста

СЕМИНАР

«Основные факторы развития речи детей

раннего возраста»

Воспитатель

Артамонова Е.Ю.

МДОУ, д/с № 228

«Теремок»

Речь имеет очень большое значение во всем процессе умственного развития ребенка, в его поведении.

Под влиянием речи изменяется характер восприятия ребенка. Ребенок, начавший понимать словесное обозначение и смысловое значение слов, по-иному воспринимает окружающие явления. Ребенок, который овладел речью, воспринимает прежде всего значение предметов, т.е. под влиянием речи сенсорный тип восприятия перестраивается на смысловой, предметный тип.

Перестраиваются под влиянием речи и процессы памяти. Воспроизведение ранее полученных впечатлений с возникновением и дальнейшим развитием речи уже происходит не только в результате внешней ситуации, а через слово, заменяющее собой ситуацию. Это воспроизведение по слову ранее воспринятого явления возникает в силу образовавшейся связи между первой и второй сигнальными системами.

Под влиянием речи изменяется характер деятельности ребенка. Сначала ребенок, играя, воспроизводит действия, непосредственно разученные со взрослым. Затем, с усложнением формирующихся нервных процессов, под влиянием неоднократно повторяющихся и разнообразных внешних раздражений, получаемых от окружающей среды, действия ребенка усложняются. Уже просто виденное становится содержанием игры.

На третьем году при правильном развитии ребенка можно обнаружить возникновение качественно нового характера игры: ребенок, прежде чем начать играть, берет на себя роль, словесно ее оформляя. Такая игра качественно отличается от игр, в которых дети просто отображают виденное, так как в этом случае действия ребенка подчиняются заранее поставленной цели, оформленной в словах. Такая игра способствует развитию воображения, творчества, она активизирует закрепление постепенно увеличивающегося опыта ребенка. Но переход на ролевую игру возможен лишь с использованием речи. Ролевых игр не может быть у неговорящего ребенка.

Возникнув в результате общения ребенка со взрослым, речь с самого начала становится средством общения, т.е. начинает исполнять свою основную, главную функцию. Через слово в основном происходит формирование различных взаимоотношений ребенка с окружающим: вырабатывается послушание, умение подчиняться требованиям взрослых, воспитывается умение считаться с интересами других детей.

С развитием понимания и самостоятельной речи ребенка все окружающее становится для него более понятным, осмысленным, взаимосвязанным, что развивает специфически человеческое мышление.

Процесс развития речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка не есть простое количественное накопление словаря, а является сложнейшим нервно-психическим процессом, совершающимся в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и под влиянием непосредственных воздействий окружающих взрослых в процессе воспитания.

Возникающая способность ребенка к обобщению свидетельствует о новой функции коры головного мозга – деятельности второй сигнальной системы, так как только ей присущи свойства обобщения и отвлечения.

Как показывают исследователи, основой для формирования речи является обогащение чувственного опыта ребенка, его ощущений, восприятий, представлений, развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Приобретение этого чувственного опыта начинается с первых дней жизни. Обогащение чувственного опыта ребенка в правильном сочетании его со словом взрослого является одним из важнейших факторов развития речи детей.

Сочетание слов с непосредственным сенсорным восприятием остается на всем протяжении первых трех лет ведущим для развития речи. Употребляемые взрослым слова должны в основном опираться на имеющийся чувственный опыт ребенка. Поэтому большое значение имеет совместное со взрослым рассматривание предметов, наблюдение за явлениями природы, за действиями окружающих.

Одной из основных ошибок, отрицательно влияющих на развитие речи детей раннего возраста, является шаблонная, стереотипная речь, которой часто пользуются воспитатели в детских садах и яслях. Ребенок слышит всегда в определенной ситуации изо дня в день повторяемые выражения. Формирование стереотипных словесных сочетаний очень обедняет словарь ребенка и не способствует образованию все более обобщенного значения каждого слова. В результате стереотипной речи взрослых дети не воспринимают значение каждого слова раздельно, а сливают их в одно слово.

Задержка в образовании обобщенного значения слов ведет к тому, что всякое непривычное новое сочетание даже хорошо знакомых в отдельности слов либо оказывается непонятным ребенку, либо, понятое им, все же не выполняет своей функции, т.е. не служит сигналом к действию.

Одним из условий, стимулирующих речь детей, является сила ориентировочной реакции: быстрее устанавливается понимание слова при наличии сильной заинтересованности ребенка, сосредоточении на называемом предмете. Поэтому необходимо внимательное наблюдение за поведением ребенка и более частое использование именно тех предметов и действий с ними, которые вызывают больший интерес ребенка, а тем самым и большую речевую активность.

Успех в развитии речи детей заключается не только в количестве понимаемых и употребляемых ими слов, но и в расширяющемся значении этих слов для поведения ребенка, для развития всей его познавательной деятельности. Поэтому далеко не обязателен показ все новых и новых предметов, наибольшее значение имеет установление у детей более разнообразных связей с этими предметами.

Основным фактором развития речи является общение ребенка со взрослыми. В этой связи необходимо выполнение двух обязательных условий: нужно обеспечить частое общение воспитателя с каждым ребенком, необходимо воспитывать у детей потребность в общении со взрослыми.

Далеко не каждое общение развивает речь. В период раннего детства наиболее эффективным является индивидуальное общение с ребенком. При индивидуальном общении легче сосредоточить внимание маленького ребенка, содержание речи можно приспособить к уровню развития и индивидуальным особенностям каждого, что повышает эффективность этого общения. В разговоре с маленькими детьми индивидуально адресованная речь привлекает большее внимание ребенка, повышает эмоциональное значение слова и способствует его активной речевой реакции. Поэтому даже при проведении групповых игр, занятий следует по возможности чаще обращаться к каждому ребенку в отдельности. В отдельных случаях совершенно игнорируется эта особенность, и от педагога исходят в основном групповые обращения: «Дети, давайте игрушки убирать». Неудивительно, что дети не реагируют на подобные призывы, так как не понимают, что под словом «дети» подразумевается каждый ребенок.

Характер общения взрослых с детьми различного возраста должен изменяться. Для вызывания первых голосовых реакций у детей первых месяцев жизни достаточно одного эмоционального положительного общения – ласковой интонации, улыбки. Позднее наиболее эффективным становится общение на основе совместной деятельности. Наибольшее значение для детей имеет общение с ребенком в процессе его игровой деятельности, при восприятии окружающих явлений, а затем и наблюдении за ними.

Существенное значение имеет также и общение воспитателя с ребенком во время таких жизненно важных процессов, как кормление, укладывание спать, одевание. Частая повторяемость этих процессов, разнообразие и обилие предметов, с которыми ребенок сталкивается в это время, неизбежность (и необходимость) при этом непосредственного контакта со взрослыми – все это создает благоприятную основу для развития речи.

Однако даже такого частого общения в процессе естественных взаимоотношений в условиях детского сада для развития речи недостаточно. Среди мероприятий по развитию речи в детском учреждении большой удельный вес приобретают специальные занятия, которые при правильном и систематическом их проведении способствуют развитию всех сторон речи. Разные стороны речи развиваются в разные периоды неравномерно и в большой степени зависят от индивидуальных особенностей, однако только при своевременном и полноценном для каждого возрастного периода уровне развития всех сторон можно достичь оптимального уровня развития речи к трем годам.

Большое положительное влияние на развитие речи оказывает также общение детей между собой, возникающее уже в пределах раннего детства, особенно общение детей более старших с младшими. Взаимообщение детей между собой начинает положительно влиять на развитие речи младших с того периода, когда младшие научаются сравнительно хорошо воспроизводить слышимые звуки, слова.

Таким образом, для своевременного и полноценного развития речи в условиях детских учреждений необходимо учесть все перечисленные факторы, а особенно:

  • Обогащение чувственного опыта в правильном сочетании его со словесным сопровождением;
  • Установление частого эмоционально-положительного контакта, преимущественно индивидуального взаимообщения воспитателя с детьми и детей между собой;
  • Создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.

Теперь кратко охарактеризуем основные закономерности речевого развития детей раннего возраста.

Второй год жизни ребенка – период интенсивного формирования всех сторон речи. От понимания отдельных слов и коротких фраз ребенок проходит путь к пониманию словесных поручений взрослого и выполнению нескольких действий, к пониманию несложного сюжета в показах-инсценировках и на картинках. Сначала понимание речи значительно опережает развитие у них активной речи, но благодаря развитию подражания запас произносимых слов к 2 годам увеличивается до 200-300 слов; в речи появляются короткие фразы, речь становится средством общения со взрослыми.

В связи с этим, необходимо развивать у детей способность подражания, увеличивать запас понятных ребенку слов, воспитывать умение пользоваться речью при обращении ко взрослым.

Связь между предметом и словом, его обозначающим, образуется у детей на втором году жизни быстро. Задача совершенствования понимания речи взрослого заключается в формировании разнообразных связей между предметами и словами, их обозначающими. Ребенку необходимо научиться узнавать известные предметы в различной обстановке; что действия, относящиеся к одному предмету, могут быть перенесены на другие.

Необходимо отметить, что к концу второго года жизни слуховое восприятие совершенствуется настолько, что дети способны различать предметы с фонетически близкими названиями, узнавать и называть знакомые мелодии.

После 1г 6мес может проявляться способность обобщения. Слово ассоциируется теперь не с единичным, всегда одним и тем же предметом, а начинает обозначать разнообразные предметы данной категории, несмотря на наличие различий. Дети узнают предметы, если они даны в виде модели, игрушки или картинки. Однако в этот период наблюдается и много ошибок по сходству ,когда ребенок обозначает предмет другим названием на основе вычленения случайных, несущественных признаков.

Благоприятными предпосылками для развития у детей способности обобщения является умение обозначить предмет словом и проделать с ним разнообразные действия.

Речь взрослого для ребенка на втором году жизни становится основным регулятором поведения, вызывающим начало и определяющим ход любого вида деятельности.

В фонетическом отношении слова, произносимые детьми, отличаются значительным несовершенством. Отмечаются пропуски звуков, уподобление, замена одного звука другим.

Вначале слово у ребенка имеет смысл различных предложений. Постепенно в условиях правильного воспитания у ребенка появляются двухсловные предложения, а к концу второго года обычным становится использование повествовательных предложений из 3-4 слов. Появляются вопросительные и восклицательные предложения.

Дети до 1г 6мес, обращаясь к взрослому, сопровождают обращение лепетом, доступными словами, произносимыми выразительно, с соответствующей мимикой, жестом и интонациями.

Особое внимание следует обратить на развитие способности подражания. Разговор взрослых с ребенком (и при ребенке) должен быть четким, выразительным. Если в разговоре взрослого упоминаются знакомые ребенку слова, ребенок легко повторяет их.

Для развития речи и ориентировки в окружающем необходимо развивать у детей такие виды деятельности, как наблюдение и рассматривание картинок. Детей привлекают к наблюдению за трудом взрослых, других детей, за некоторыми явлениями природы. При этом приучают понимать простейшие причинно-следственные связи, сравнения.

Яркость, динамичность, эмоциональность – условия для наилучшего запоминания названий предметов и действий, сохранения устойчивого интереса к предмету.

Если на втором году жизни у детей формировалась способность подражания, элементарного обобщения и др., то на третьем году представления о мире, об особенностях окружающих его предметов, их соподчиненности, назначении значительно расширяются. Требуется время, чтобы полученные впечатления закрепились, связались друг с другом, систематизировались. Это происходит в последующие годы.

На третьем году жизни детей шире знакомят с окружающей жизнью – с элементарными признаками и назначениями предметов. Во время еды, умывания, одевания и других режимных процессов взрослый говорит с детьми, называет качества и признаки предметов. Необходимо избегать в разговоре с ребенком употребления однообразных, изо дня в день повторяющихся слов, выражений, фраз. Одни и те же мысли, по-разному выраженные взрослыми, не только обогащают словарь ребенка, но и расширяют, углубляют его представления об окружающем.

Дети овладевают умением узнавать действия на рисунке и воспроизводить их. Помимо формирования обобщения, это подводит детей к элементам ролевой игры: дети сами кого-то изображают, а картинка дает им определенный образ.

Дети на третьем году жизни овладевают умением понимать вопросы: где? какой? откуда? куда? зачем? – и отвечать на них.

Благодаря известному кругу представлений, способности обобщения, дети после двух с половиной лет могут отгадывать простые загадки, если в тексте содержится более или менее точное содержание отгадки.

Дети начинают овладевать умением понимать рассказы о событиях, знакомых им по прошлому опыту (без показа предметов, игрушек, картин).

На третьем году жизни у детей не только значительно возрастает словарь общеупотребляемых слов, но и возникшее в конце второго года жизни «словотворчество». Создание своеобразных слов и предложений – не только способ активного овладения языком: объясняется это и тем, что дети недостаточно осмысливают значение многих слов, не справляются со всеми грамматическими формами.

Как уже отмечалось, у ребенка формируется такая важная предпосылка совершенствования произношения, как умение относительно тонко дифференцировать звуки в словах, произносимых взрослым, однако процесс восприятия речи взрослого далек от полного совершенства. Ошибки в различении предметов со сходно звучащими названиями наблюдаются в случаях, когда речь идет о малознакомых или сильно измененных по виду предметах. Бедность впечатлений, представлений, отставание в развитии понимания также может служить причиной несовершенного различения сходно звучащих слов. Облегчают овладение правильным произношением игры со звукоподражанием. В обычной жизни, в беседах с ребенком, на занятиях его поправляют и просят повторить слово правильно.

Третий год жизни – период настолько быстрого совершенствования грамматического строя, что к концу этого периода речь детей по форме значительно приближается к повседневной речи взрослых.

В разговоре с детьми взрослый должен учитывать уровень их речи, но вместе с тем его собственная речь должна быть более совершенной: разнообразной по построению предложений, богатой по словарю, выразительной по интонации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованно-игровая деятельность как фактор развития речи детей раннего возраста

В настоящее время в системе образования пересматривается содержание дошкольного воспитания. В центре перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Особое значение приобрета...

Консультация «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

“Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые...

"Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"

Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста"...

" Факторы, способствующие развитию речи детей раннего возраста".

Игра - драматизация - это одно из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

Роль развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр, как фактора развития речи детей раннего возраста.

Осташова Ирина Николаевна, воспитатель ГБДОУ №48 Калининского района, Сакнт -Петербурга Роль развития мелкой моторики посредством пальчиковых игр, как фактора развития речи у детей раннего возр...

Памятка для родителей "Как играть с детьми раннего возраста". Плакат - Развитие речи детей раннего возраста. Памятка для родителей "Речевое развитие детей раннего возраста (2 – го года жизни)"

Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу: игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной, способствовать познавательному и речевому развитию....

Театрально-игровая деятельность, как фактор развития речи детей раннего возраста (выступление на педсовете, 2018 год)

Педагогические аспекты театрально-игровой деятельности детей третьего года жизни....