Занятие с использованием ИКТ технологий "Лиса и кувшин"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Бишова Екатерина Николаевна

ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия

Бишова Екатерина Николаевна

№1

Образовательные области: речевое развитие; художественно – эстетическое; социально-коммуникативное; познавательное развитие.

Тема занятия: чтение художественной литературы «Лиса и кувшин» русская народная сказка

Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет)

Цель занятия: создание благоприятных условий для эмоционального восприятия детьми образного содержания сказки, осмысление характера и поступков персонажей.

Задачи занятия: 

-Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;

- Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;

- Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации;

- Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.

- Совершенствовать умение рассказывать сказку, используя в качестве наглядной опоры – мнемотаблицу, с использованием ИКТ технологий

 Дополнительные задачи:

- Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказки

 Словарная работа: обогащение словаря –«полно», «голубчик», «жать»

 Планируемый результат занятия: пересказывает сказку с опорой на мнемотаблицу, владеет диалогической речью, понимает и усваивает новое, предлагает собственный замысел.

Подготовительная работа:

- чтение сказок о лисе ( «Заюшкина избушка»,   «Петушок – золотой гребешок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лиса и медведь» и др.);
– разъяснение слов «баба», «кувшин», «жать» на примере других сказок («Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Медведь и собака»);
– театрализация сказок «Лиса и рак», «Лиса и журавль» и др.;
– рассматривание иллюстраций к сказкам;
– отгадывание загадок о животных;
– изготовление заготовок книжек-малышек.

Материалы и оборудование: мнемотаблица к сказке «Лиса и кувшин»; иллюстрации к сказке.

Этапы,

Задачи этапа

Деятельность

Методы,

Предполагаемая

Планируемые

продолжительность

педагога

формы,

деятельность детей

результаты

приемы

1

Организационно-мотивационный этап

Создание эмоциональной благоприятной обстановки на занятии

-Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем солнце, небо и тд. Повторяйте за мной!

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дружок!

Мы живём в одном краю,

Всех я вас приветствую!

Словесный (приветствие)

Художественное слово

Повторяют за воспитателей (Здравствуй, солнце золотое! И т.д)

Внимательно слушают и повторяют за воспитателем слова приветствия

2 Основной этап

2.1

Этап   постановки

проблемы

Активизация умственной деятельности детей

Посмотрите, что я нашла за дверью (показываю сундук) – это же

волшебный сундук, а в нем книга и записка:

Уважаемые читатели!

Перед вами необычная книга. Она открывается не каждому, а только самому

любознательному и сообразительному.

Чтобы сказку прочитать,

Её название сначала придётся угадать!

Название зашифровано в двух загадках. Вот первая загадка:

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый – краса,

А зовут её?

(Выставить на мольберте изображение лисы)

– А вот вам и вторая загадка:

Горлышко узкое,

Круглые бока.

Нужен нам для молока.

И даже в жаркий день всегда

В нём холодная вода?

(Если загадка вызовет у детей затруднение, можно предложить подсказку: это

посуда, в старину её делали из глины и хранили там молоко или квас, из этой посуды

журавль лису окрошкой потчевал в сказке «Лиса и журавль». Выставить на

мольберте изображение кувшина).

Наглядный

(изображение кувшина и лисы)

Лиса;

Кувшин;

Сказка называется «Лиса и кувшин»

«Лиса и волк»

«Лиса и медведь»

«Лиса и журавль»

Хитрая, жадная

Отгадывают загадки;

Проявляют интерес к художественной литературе

Вы догадались, как называется эта сказка?

Верно! Это русская народная сказка «Лиса и кувшин»

Ребята, а какие ещё сказки вы знаете, в которых встречается лиса?

А какая лиса в этих сказках?

Да, действительно! Лиса очень хитрая – плутовка, корыстная и жадная

2.2

Этап

ознакомления

с

материалом

Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации;

Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами.

-Ребята, усаживайтесь удобнее, я прочитаю сказку «Лиса и кувшин».

Вам в сказке встретятся незнакомые слова, чтобы они были понятны, я вам их сейчас

объясню

«Жать» – это значит срезать под корень пшеницу, убирать урожай с

поля.

«Полно» - хватит, пора прекратить.

«Голубчик» - ласково называть.

Слушайте внимательно.

Чтобы потом вы смогли ответить на мои вопросы

(читаю сказку)

Словесный (чтение х/л «Лиса и кувшин»)

Внимательной слушают сказку

Уважительно относятся к воспитателю и к товарищам по группе не кричат , ведут себя дисциплинированно, внимательно слушают сказку, поминают замысел и мотив героев

2.3

Этап практического

решения

проблемы

Активизация связной монологической и диалогической речи;

Умение строить причинно-следственные связи, вычленять мотивы героев сказки;

Побуждать детей отвечать на вопросы полным предложением

Совершенствовать умение рассказывать сказку

используя в качестве наглядной опоры –

мнемотаблицу.

- Кто пришел в поле?

-Что делала баба в поле?

Жала рожь - это значит, серпом срезала колоски.

Серп - это большой

закругленный нож, специально для такой работы. В те далекие времена, когда была придумана эта сказка, еще не было ни

тракторов, ни

комбайнов, и людям в поле все приходилось делать своими руками.

(Словарная работа сопровождается показом иллюстраций).

-Что, кроме серпа, принесла баба в поле?

-Что было в кувшине?

-Для чего баба взяла в поле молоко?

-Кто нашел кувшин?

- Что сделала лиса?

- Как лиса достала молоко из кувшина?

-Что потом случилось с лисой?

-Что лиса говорила кувшину?

-Ответил ли ей кувшин? Отпустил ли кувшин лису?

-Кто виноват в том, что у лисы застряла голова: кувшин или сама лиса?

Почему?

-Что лиса стала делать?

-Удалось ли лисе перехитрить кувшин?

-А теперь кто-то из вас, кого я назову выйдет к доске и попробует рассказать сказку опираясь на мнемотаблицу

Словесный (беседа по сказке «Лиса и кувшин»)

Наглядный (иллюстрации к сказке; мнемотаблица)

В поле пришла баба

Баба в поле жала рожь

Кроме серпа баба принесла в поле кувшин

В кувшине было молоко

Баба взяла кувшин с молоком для того чтобы потом, когда она сядет отдохнуть, попить молока

Кувшин нашла лиса

Лиса вылакало молоко

Лиса достала молоко всунув в кувшин голову

Голова застряла в кувшине

Лиса сказала кувшину «отпусти меня. Пошутил - и полно»

Кувшин ничего не ответил и не отпустил лису

Лиса виновата в том, что у неё застряла голова в кувшине

Потому что она из-за своей жадности не подумала, что горлышко у кувшина намного уже, чем её голова и брать чужое нельзя

Лиса стала топить кувшин и утонула вместе с ним

Лисе не удалость перехитрить кувшин

Отвечают полным ответом;

Не перебивают друг друга;

Хорошо владеют прослушанным материалов сказки;

Умеют рассказывать сказку используя в качестве наглядной опоры мнемотаблицу

3

Заключительный

Обобщение полученных знаний на занятии

- С какой русской народной сказкой мы познакомились?

- Кто главные герои сказки?

- Какой лиса оказалась в сказке?

- Чему нас научила эта сказка?

словесный

(вопросы обобщающего характера)

(«Лиса и кувшин»)

(Баба и лиса)

(Хитрая, жадная)

(Жадность до добра не доведет)

дети получили новые знания о таких словах как

(«полно», «голубчик», «жать»)

обобщили свои знания о том, что жадность – это плохое качество и до добра оно не доведет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "В гости к нам пришли матрешки" ( игровое занятие с использованием песочной терапии)

Детский фольклор несет в себе огромный воспитательный заряд. Они трогают сердце, питают любовь к своему народу. М.Е.Пятницкий говорил, что душа русского народа раскрывается в песне, как в зеркал...

«Внедрение НРК на физкультурных занятиях» Тема: Использование элементов национальной атрибутики на занятиях по физической культуре.

В последнее время возросло внимание к духовному богатству культурного наследия. Нет ни одного человека который бы не стремился к сохранению своего наследия в фольклоре, искусстве, играх. В традиционно...

Конспект музыкального занятия . Тема «Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОУ»

Форма организации деятельности:  подгрупповаяСредства обучения:1. Оборудование:-музыкальный центр-проектор- ноутбук- музыкальные инструменты: птичка-свистулька, шишки, султанчики, орехи,  де...

Конспект комплексного занятия с использованием здоровьесберегающей технологии и с использованием ИКТ "В гостях у Золотой рыбки"

Увлекательное путешествие в удивительный подводный мир, где обитают разнообразные морские животные....

Конспект открытого занятия с использованием настольного театра во второй младшей группе «Рассказывание русской народной сказки «Колобок» с использованием настольного театра»

Цель: Развивать связную речь у детей. Обогащать словарный запас. Вызывать интерес к русским народным сказкам.Задачи:Продолжать учить детей слушать сказку, рассказывание которой сопровождается показом ...