НОД по лексической теме "Зимующие птицы" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

НОД по лексической теме  "Зимующие птицы" по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       Конспект

 интегрированной образовательной деятельности

по коррекционно-развивающей работе

для детей старшей логопедической группы с ОНР

(в рамках  тематической недели «Зимующие птицы»)

Цель: Всестороннее гармоничное развитие личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом.

Область «Познание».

1. Расширение и систематизация  представлений о зимующих птицах, их строении.

2. Закрепление умения различать по внешнему виду и называть их.

Область «Коммуникация».

1. Совершенствование речи детей как средства общения.

2. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме «Зимующие птицы».

3. Практическое употребление грамматических категорий в речи: учить образовывать качественные прилагательные, существительных во множественном числе, совершенствовать навыки слогового анализа.

4. Продолжать совершенствовать умения составлять описательный рассказ о зимующих птицах по опорным схемам; умение употреблять предлоги (в, на, под, над, из-за, с и т.д.) составлять предложения с этими предлогами.

 Область «Здоровье».

1. Развитие общей моторики. Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.

2. Развитие мелкой моторики рук.

3. Развитие зрительного восприятия.

Область «Труд».

Расширение представления о труде  взрослых.

Область «Социализация».

1. Закреплять умение брать на себя  различные роли в соответствии с сюжетом игры.

2. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе и заботливое отношение к птицам и всему живому.

Область «Художественное творчество».

Продолжать развивать навыки восприятия окраса зимующих птиц, обогащать впечатления детей.

Область «Музыка».

Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.

Оборудование:  магнитная доска;  портфель; картинки зимующих птиц: ворона, сорока, воробей, дятел, сова, клёст, свиристель, синица, снегирь, голубь; разрезные картинки зимующих птиц: (на двоих детей одна птица: снегирь, клёст, свиристель, синица); диск  с голосами зимующих птиц: ворона, воробей, сорока, синица, снегирь, голубь, свиристель, клёст, дятел, сова; диск с записью пением птиц; эмблемы с изображением зимующих птиц на каждого ребёнка: снегирь, голубь, дятел, свиристель; перья зимующих птиц: вороны, воробья, снегиря, голубя, синицы; плакат с изображением дерева зимой + картинки с изображение птиц: голубь, дятел, снегирь, синица, клёст, ворона, сорока, воробей, свиристель; схемы – подсказки на каждого ребёнка + одна общая схема для показа; угощения для птиц: хлебные крошки, боярышник, шиповник, ягоды рябины, семена шишек, пшено, пшеница, семена тыквы, сало, семечки и др.

Лексический материал:

        Предмет:  птицы, ворона, сорока, воробей, галка, сова, голубь, филин, дятел, клёст, синица, снегирь, свиристель, яйца, птенцы, крыло, хвост, клюв, лапа, хохолок, гнездо, дупло, кора, жучки, мясо, сало, пшено, кормушка, лес.

       Признак:  зимующие, красивые, быстрые, разноцветные, красногрудый,  глазастый, насекомоядные, хищные, суетливые, взъерошенный, драчливый, невзрачный, яркий, заботливый, пёстрый, ночной, крылатый, замёрзший, маленький, голосистый, шустрый, пернатые.

    Действия:  поют, кричат, щебечут, щёлкают, каркают, чирикают, воркуют, стрекочет, трещит, ухает, тинькает, свистят, клёкают, охотится, настигает, кружат, летают, вьют, высиживают, кормят, выводят,

клюют, зимуют, голодают, подкармливают, замерзают, нахохлился.

Организационный момент:

Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.

И.М: Здравствуйте ребята! Вы, конечно, меня не знаете. Я ученица 1 «Б» класса, школы № 13, Ирина Мандаринкина. Дело в том, что мне учительница за домашнее задание, которое я не выучила  поставила в дневник двойку. Что же делать? Как мне её исправить?  И кто такие эти зимующие птицы? Почему их так называют?

Дети: Зимующие птицы – это те птицы, которые не боятся холода, остаются с нами зимовать и не улетают осенью в тёплые края.

И.М:  Достаёт картинки из портфеля и выкладывает на стол.

- Я принесла с собой картинки. Найдите и назовите зимующих птиц, повесьте на доску.

Дети: Ворона, дятел, сорока, воробей, синица, снегирь, клёст, сова, голубь, щегол, свиристель,  поползень и др.

Игра «Подбери признак»

И.М: Ворона (какая?) – большая, крупная, серая, громкоголосая, грубая, чернохвостая, чернокрылая, горластая.

синица (какая?) – желтогрудая, маленькая, непоседливая, юркая, черноголовая, быстрая, шустрая, голосистая, ловкая.

снегирь (какой?) – красногрудый, чернокрылый, важный, пушистый, малоподвижный.

сорока (какая?) – белобокая, длиннохвостая, ловкая, шустрая, непоседливая, чернохвостая.

Воробей (какой?) – драчливый, маленький, шустрый, крикливый, серенький, невзрачный, боевой, взъерошенный, удалой.

Клёст (какой?) – бойкий, шумный, красивый, интересный, грациозный, изящный, голосистый.

Дятел (какой?) – изумительный, пёстрый, элегантный, осторожный, пугливый, разноцветный, твёрдоклювый, красноголовый, пёстрокрылый, трудолюбивый, насекомоядный.

И.М: Почему зимующие птицы не страшатся морозов?

Дети: Эти птицы выносливые, неприхотливые, питаются семенами, ягодами рябины и тем, что дадут люди.

И.М: Вот как раз учительница  мне задала собрать этих птиц («Разрезные картинки»)

И.М: Давайте посчитаем количество слогов в словах – названиях этих зимующих птиц. Игра: «Сколько слогов в слове? ». Дети произносят слово, отсчитывают слоги на хлопки).

Дети: Си – ни - цы, сне – ги – ри,  клёст, сви – ри – сте – ли.

И.М: Ребята, а вы знаете, как эти птицы подают голоса? Каждая птица своим особым голосом. У меня есть телефон, на нем записаны различные голоса птиц. Давайте послушаем, какие голоса у птиц.

Игра: «Кто как голос подает» (дети прослушивают запись голоса птицы, отгадывают ее и говорят, как птица голос подаёт)

Воробей – чирикает

ворона – каркает,

сорока – стрекочет,

синица – щебечет, тинькает.

снегирь – посвистывает,

дятел – трещит,

сова – ухает,

клест – клёкочет,

свиристель – посвистывает,

голубь – воркует и др.

И.М: Спасибо ребята, вы помогли мне разобраться кто такие зимующие птицы. Пришла пора отдохнуть и поиграть.

И.М: В школе девочки играют в такую игру, называется «Найди пару». Хотите научу? Каждый из вас превратится в птицу и найдёт пару

Подвижная игра «Найди пару». Каждому ребёнку клеится на одежду картинка с изображением птицы. Звучит музыка «Пение птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару (игра повторяется 2 раза).

.Игра «Один – много».

Дети встают парами в игре «Найди пару».

И.М: Ты, какая птица?

Дети: Снегирь.

И.М: А ты?

Дети: Снегирь.

И.М: Вместе вы?

Дети: Снегири.

И.М.  опрашивает остальных детей.

И.М: Посмотрите ребята, что я нашла. Как вы думаете, что это?

Дети: Перья птиц.

И.М: Давайте соберём их и посмотрим, чьи пёрышки у нас.

Дети  находят пёрышки пёрышки.

И.М: Это чьё перо?

Перо  вороны (чьё?) – воронье,

 перо воробья (чьё?) – воробьиное,

 перо снегиря (чьё?) – снегириное,

перо голубя (чьё?) – голубиное,

перо сороки (чьё?) – сорочье,

перо щегла (чьё?) – щеглиное,

перо синицы (чьё?) – синичье и т.д.

И.М.  складывает пёрышки себе в портфель и между делом рассказывает о своей учительнице, какая красивая, хорошая, добрая, но справедливая, требовательная. Случайно находит следующее задание, которое задала учительница.

И.М: Но, вот например, давайте поиграем в игру «Кормушка».

 (И.М: говорит голосом учительницы).

-Я стану прикреплять птиц, а вы будете составлять предложения с маленькими словами. И.М. прикрепляет на наборном полотне кормушку и плоскостные изображения птиц. Дети комментируют действия И.М.). (Голубь летит над деревом).
-Дятел сидит
на дереве.
-Снегирь летит к кормушке.

-Синица качается над кормушкой.

- Клёст на  кормушке.

-Ворона ходит по снегу.

-Рядом с вороной ходит сорока.

-Воробей спрятался под кормушкой.
-Свиристель выглядывает из-за кормушки.

И.М: Молодцы ребята! Вы справились с заданием. (И.М. выходит из образа учительницы).

«Составление описание -  рассказа  о зимующей птице».

И.М: Смотрит в портфель и находит ещё одно задание для детей.

Представляете ребята, задали домашнее задание по каким - то картинкам, а я знать не знаю, что с ними делать. А вы ребята  знаете?

Дети: Эта схемы – подсказки, которые помогают рассказать о птице.

И.М: Расскажите о птице – синица.

Схема:

1. Название птицы.

(Это зимующая птица – синица. Она маленького размера).

2.Части тела, особенности внешнего вида.

(У неё есть туловище – жёлтая грудка и брюшко,  голова и горло - чёрные, крылья и  хвост – серо – голубые, спинка – зеленоватая,  чёрные  лапки).

3. Оперение.

(Тело синицы покрыто перьями).

4. Где она живёт?

(Она живёт в городе рядом с человеком).

5.Чем питается?

(Синица питается: крошками хлеба, семечками и несолёным салом).

6.Как подаёт голос?

(Синица свистит, а когда холодно и голодно она шипит).

7. Птенцы птицы.

(Весной и летом синица откладывает от 8-14 яиц).

8. Какую пользу приносит?

(Синица полезна для человека, поэтому их прикармливают зимой, в парках и скверах развешивают искусственные гнездовья).

И.М: Как вы думаете, птицы боятся холодов? А я, думаю, страшен для птиц не холод, а голод! Когда птичка сыта, никакой голод ей не страшен. Мы с вами можем помочь птицам, чтобы они пережили зиму, не голодая? Что для этого нужно сделать?

Дети: Дети объясняют, что люди мастерят кормушки, подкармливают птиц зимой.

И.М: Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц.

(Рассматриваем с детьми угощения для птиц: пшено, овёс, семечки, пшеница, семена тыквы, хлебные крошки, несоленое сало)

Игра: «Птичья столовая»

И.М: Чем можно угостить птиц:

-Я кормлю синицу салом.
-Я угощу воробья хлебными крошками.
-
Я дам снегирям ягоды рябины, боярышника.

Я насыплю свиристелям  семена.

-Я кормлю голубей семечками.

-Я угощу ворону семенами тыквы.

-Я дам  клестам семена из шишек.

-Я насыплю воробью пшено.

И.М: А как же сова и дятел?

Дети: Сова – хищная птица, питается мышами, а дятел добывает себе насекомых из-под коры деревьев.

И.М: Зимой птицам трудно добывать корм, а давайте повесим кормушку за окно и будем подкармливать птиц. Предлагается повесить кормушку у окна.

Заканчиваем занятие стихотворением:

Сугробами засыпаны

Дома, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать,

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей,

Ворона, голубь, воробей,

Скорей на помощь, дети!

В самый трудный час!

Спасенья птицы ждут от нас!

Кормите их! Согрейте!

Повесьте домик на суку,

Рассыпьте крошек на снегу,

А то и манной кашки,

И оживут бедняжки,

По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья.

И пропоют чирикая:

«Спасибо вам великое!»

                    К. Мухаммади.

Итог занятия.

И.М: Ребята, большое спасибо вам, что вы мне помогли разобраться кто такие зимующие птицы.  Мне очень понравилось, как вы отвечали на мои вопросы. Обещаю вам, что буду внимательна в школе на занятиях. А что вам понравилось в нашей встрече? А сейчас мы отправимся на прогулку и угостим птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)

Конспект интегрированного занятия по лексической теме «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет)...

Коррекционно-развивающее задание "четвёртое лишнее" по лексической теме "Одежда" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Коррекционно-развивающее задание представляет собой семь листов формата А4 с предметными изображениями по лексической леме "Одежда". Материал может использоваться, как часть фронтальной, подгрупповой ...

НОД по лексической теме "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

НОД по лексической теме "Насекомые" по формирования лексико-грамматических категорий и связному высказыванию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

НОД по лексической теме "Транспорт" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

НОД по лексической теме  "Профессии" для формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей подготовительной к школе группы с ОНР...

Дидактические игры и упражнения по лексической теме "Зима" для детей младшего дошкольного возраста

Лексико-грамматические игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно вы...