Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе «В гости к нам пришла Матрёшка» (средствами приемов мнемотехники.)
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Хазанова Виктория Валентиновна

Знакомство дошкольников с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_matryoshka.docx30.31 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад №8» « Алёнушка»

Воспитатель: Хазанова Виктория Валентиновна

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию во второй младшей группе

«В гости к нам пришла Матрёшка»

(средствами приемов мнемотехники.)

2015 г.

Цель: Знакомство дошкольников с народной игрушкой - матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.

Задачи:

 Обучающие:

  • называть отличительные признаки игрушки матрёшки, используя мнемотехническую таблицу;
  • активизировать в речи слова и выражения, позволяющие начать и закончить описание игрушки.
  • упражнять детей в умении описать матрёшку с использованием наглядных пособий;
  • закреплять умение описать игрушку, в логической последовательности.

Развивающие:

  • продолжать обогащать представление детей о народном искусстве;
  • привить интерес к народному творчеству;
  • развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами;
  • продолжать развивать психические процессы: память, внимание,

наглядно-действенное мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, активность, развивать творчество
  • воспитывать художественный вкус, аккуратность при наклеивании форм, терпение при выполнении работы.

        

Материалы и пособия:

Демонстрационный: иллюстрации картинок с матрёшкой, деревянная игрушка матрёшка, мнемотаблица, аудиозапись русской народной музыки, музыкальный этюд.

Раздаточный: на каждого ребёнка: силует матрёшки из        картона,заготовки цветов из цветной бумаги, листочки из бумаги, клеёнка, салфетка, кисть для клея, клейстер.

Предварительная работа:Рассматривание матрешки и игры с ней; рассматривание иллюстраций, альбомов; книжки-раскраски с матрёшками; стихи и загадки про матрёшку; пальчиковая гимнастика « Мы весёлые матрёшки».

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Собирайтесь детки в круг.

Я твой друг и ты мой друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Какие они красивые. Давайте подарим им свои улыбки. Молодцы!

Воспитатель: Ребята, а загадки отгадывать умеете? А вот сейчас и посмотрим. Отгадайте загадку:

Красные щёчки,

Пёстрые платочки,

Хлопают в ладошки

Весёлые ...

Дети: матрёшки.

Воспитатель:  Правильно, матрёшки. А теперь, закройте глазки, сейчас начнутся чудеса.

Я немного покружусь

И в матрёшку превращусь. (Воспитатель надевает за ширмой сарафан и платок).

Воспитатель: Здравствуйте ребята. Вы узнали меня? Кто я?

Дети: Матрёшка!

Воспитатель: Я весёлая матрёшка, пришла к вам в гости, но не одна, а со своей

подружкой - тоже матрёшкой. (Показать матрёшку).

Матрёшка – это русская игрушка. Посмотрите, какие мы с ней красивые.

Воспитатель:  Давайте мы с вами поговорим про эту игрушку, какая она?

 ( Дети присаживаются)

Воспитатель:  Это... - (ответ детей)

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: На ней надет?

Дети: Платок на голове,   сарафан и фартук.

Воспитатель:  Фартук  украшен...

Дети: Цветами

Воспитатель: - Ребята, а как же получается такая красивая матрешка? Сначала один мастер вытачивает вот такую матрешку (показываю не расписанную матрешку). Затем ее расписывает красками уже другой мастер.

Матрёшка - расписная игрушка!

Воспитатель: Матрёшка - кукла необычная.

Воспитатель берёт в руку матрёшку и слегка трясёт её, побуждая детей прислушаться.

Воспитатель: Матрёшка, матрёшка, откройся немножко! Обращает внимание детей, что внутри первой куклы сидит кукла поменьше, а в той ещё меньше, и ещё, и ещё...(Раскрывает матрёшки, достаёт и ставит на стол)....

 Давайте скажем все вместе – большая, поменьше, самая маленькая матрёшка.

Далее воспитатель показывает детям, что игрушка раскрывается, проговаривая это.Она раскрывается.

Воспитатель:  Как вы думаете, из чего Матрёшка сделана?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Значит она какая? (деревянная).

А ещё глядя на эту игрушку, что можно сказать, она какая?

Дети:яркая, красивая, весёлая, интересная, румяная, расписная, разбирается.

Воспитатель: Как с ней можно играть?

Воспитатель: Вот каких замечательных матрёшек изготовили нам мастера.

А давайте теперь рассмотрим её поближе. А помогут нам в этом картинки.

Воспитатель выставляет картинки по одной комментируя их.

Воспитатель:

1.Это -  Матрёшка. ( Выставляется картинка)

2.На ней надет -  платок. (Выставляется картинка).

3.На ней надет - сарафан и фартук. (Выставляется картинка).

4. Фартук  украшен -  цветами. ( Выставляется картинка).

5.Матрёшка - расписная игрушка! ( Выставляется картинка)

6. Она раскрывается. ( Выставляется картинка)

7. Матрёшка - сделана из дерева. ( Выставляется картинка)

Ребята, а кто хочет рассказать про матрешку сам?

Описание детьми матрёшки самостоятельно по мнемоквадратам.

Воспитатель: Молодцы. А вы хотите поиграть с матрёшкой?

Дети: Да.

Игра « Музыкальная матрёшка» Звучит музыка. Дети стоят в кругу, под музыку

передают матрёшку друг другу. Как только музыка остановилась, и у кого

игрушка оказалась в руках, тот ребёнок пляшет с ней. Все хлопают.

Воспитатель: Вот мы с вами играем, веселимся, а я совсем забыла ещё про одних своих подружек. Им очень грустно, как вы думаете, почему?

Ответы детей:  Потому что у них нет нарядного сарафана.

Воспитатель: Художники забыли их украсить. Что же нам нужно сделать, что бы помочь матрёшкам?

Ответы детей: Нужно их раскрасить.

Воспитатель:  Поможем матрёшкам и раскрасим им сарафаны

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в мастерскую на помощь.

Кручу, верчу, превратить вас хочу.

Хочу превратить вас в мастеров.(Дети присаживаются за столы)

Матрёшкам очень хочется, чтобы их сарафаны были яркими и нарядными. На столе лежит всё необходимое для этого. Далее воспитатель напоминает детям правила работы с бумагой и клеем.

 Вы можете украсить матрёшку как это сделала я (педагог обращает внимание детей на готовые образцы), а можете придумать свой узор.

Воспитатель:  А сейчас, подготовим наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика«Мы весёлые матрёшки»

Мы весёлые матрёшки, (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (указательным и средним пальцами идут по столу)

В сарафанах наших пестрых (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры (руки в замок)

Дети   под народную музыку берут готовые формы и украшают сарафан у матрёшек аппликацией.

После работы все матрёшки рассматриваются.

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие красивые, яркие матрёшки у вас получились. Как у настоящих мастеров.

Воспитатель, просит детей свои работы оставит на столах, за которыми сидели, и подойти к нему.

Воспитатель: А теперь, закройте глазки, сейчас снова начнутся чудеса.

Я немного покружусь,

И обратно превращусь. (Воспитатель снимает за ширмой сарафан и платок).

 Рефлексия.

Воспитатель: Скажите, а кто сегодня приходил к вам в гости? ( Матрёшка).

 Она какая? Как вы помогли матрёшкам? Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, матрёшки говорят вам «спасибо» и передали для вас гостинцы. Воспитатель угощает детей. Дети благодарят за угощенье.

Список литературы:

  • БерсеневаJI.К.Секреты русского сувенира // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 11.
  •  Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - Спб.: ООО «Издательство «Детство-пресс»,2010. 64 стр.
  • Лыкова И. А. «Румяные матрёшки» Художественный альбом для детского творчества Изд. Дом « Цветной мир» 2011.
  • Усова А. П. «Русское народное творчество в детскому саду. Книга для воспитателей детских садов». Изд. 3-е. М.: «Просвещение», 1972.

«Мы весёлые матрёшки»

Мы весёлые матрёшки, (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (указательным и средним пальцами идут по столу)

В сарафанах наших пестрых (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры (руки в замок)

ПЛАН РАССКАЗА

  1. Это матрёшка
  2. На ней надет  – платок,
  3. На ней надет – сарафан и фартук.

4. Фартук украшен цветами.

5. Матрёшка – расписная игрушка.

   6.Она раскрывается.

   7.Матрёшка – сделана из дерева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ПДД во второй младшей группе «В гости к нам пришел Чебурашка».

Закрепить знания детей о дороге и правилах поведения на ней; Развивать внимание, память, мышление; Развивать речь детей.  Закрепить знания детей о пешеходном переходе и о светофоре; учить понимат...

Конспект НОД в области «Речевое развитие» во второй младшей группе. «Встречайте гостей»

Цель: формирование у детей звуковой культуры речи Задачи: - закреплять умение детей отчетливо произносить звук [у], изолированно и в словах, способствовать интонационной выразительности речи; - раз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Познавательное развитие (математика) Вторая младшая группа Тема: «Цвет»

Конспект непосредственно образовательной деятельностиПознавательное развитие (математика)Вторая младшая группа Тема: «Цвет»...

Методическая разработка Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи вторая младшая группа Тема: «В гости в Сказочную страну»

Цель занятия:Развитие разговорной речи посредством пересказа русских народных сказокЗадачи:- Развивать навык в составлении развернутых предложений- Обогащать активный словарь детей: румяный, круглый, ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Речевое развитие» во второй младшей группе Тема: «Зимушка – зима»

Конспект непрерывной  образовательной деятельности    «Речевое развитие» во второй младшей группе  Тема: «Зимушка – зима»...

Непосредственная образовательная деятельность Речевое развитие во второй младшей группе на тему: «Кто такие дикие животные»

Непосредственная образовательная деятельность Речевое развитие  во второй младшей группена тему: «Кто такие дикие животные»...

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «В гостях у сказки».

Игровое занятие с элементами драматизации направленное на активизацию словаря и развитие речевой активности детей....