Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка – зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Сайфуллина Розалия Шявкятовна

Cистематизировать знания детей о признаках зимы, о зимних забавах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx27.34 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №10 города Сызрани

городского округа Сызрань Самарской области

структурное подразделение «Детский сад № 35»

                                                         Конспект НОД

по познавательному развитию в старшей группе

«Зимушка – зима»

Выполнила:

Сайфуллина Р.Ш.

                                                                      2019г.

Цель: систематизировать знания детей о признаках зимы, о зимних забавах.

Задачи:

  • продолжать развивать связную речь детей;
  • упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласовывать их в роде, числе, падеже;
  • расширять представления детей о разнообразии игр и развлечений зимой (катание на санках, лыжах, коньках, лепка снеговика, игры в снежки).
  • расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима, зимние забавы»;
  • учить воспринимать красоту природы, замечать выразительность образа, настроения;
  • закреплять умение воспринимать образ зимы в музыке, рисунках;
  • обогащать речь детей существительными, прилагательными;
  • продолжать учить детей отвечать на вопросы педагога полным ответом, строить сложные предложения.
  • Совершенствовать умение рисовать кистью, красками.

Развивающие:

• развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание;

• развивать мышление, память, зрительное восприятие, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику;

• развивать эстетическое восприятие красоты природы;

  • развивать творчество;

• расширять и обогащать знания детей о зимних изменениях в природе;

• способствовать формированию интереса детей к природе;

• выполнять имитационные движения в соответствие с текстом, развивать мелкую моторику

• воспитывать у детей чувства любви и бережного отношения к природе;

• доставить детям радость и удовлетворение от занятия.

Вид детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, изобразительная, музыкальная.

Предварительная работа:

• наблюдения за признаками зимы;

•наблюдение на прогулке за структурой снежинок с помощью лупы

• чтение книг и стихотворений о зиме.

Материалы и оборудование: презентация «Морозные узоры», музыка Чайковского «Зима», иллюстрации о зиме, снежный комочек-игрушка, бумажные снежинки, картон цветной, кисточка,  краски, ванночки с водой на каждого. 

Ход занятия:

- Посмотрю на ваши лица, с кем бы здесь мне подружиться? Я Розалия Шявкятовна, а ты кто? Назови свое имя ласково (Анечка, Лерочка….)

- Я хочу начать наше занятие с пожелания. Вот послушайте:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

И, конечно, не спешим!

- Как мы будем говорить сегодня на занятии, а так же всегда и везде? Присаживайтесь на стульчики и послушайте стихотворение:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

- Как вы думаете, какому времени года посвящено это стихотворение? Правильно, зиме.

Сегодня мы с вами поговорим о зиме. Давайте вспомним и назовем зимние месяцы.

- Ребята, я знаю, что вы очень любите сказки, я угадала? А я люблю их рассказывать.

Я буду рассказывать сказку, а помогать мне будет музыка. Вы же закроете глаза и будете внимательно слушать музыку и мой голос. Тогда вы обязательно увидите сказку зимы. (звучит музыка, дети слушают музыкальный фрагмент с закрытыми глазами).(П.И.Чайковский «Зима»)

- Слышите? Чуть поскрипывая снежком, величаво и не спеша, идет по лесу сама Волшебница Зима. Вот она взмахивает волшебной палочкой и дарит кустам и деревьям пышные снежные шубы, вплетает в их ветви искрящиеся снежинки. Пушистый снег тихо падает, кружиться и ложиться на землю, все покрыто снежным одеялом. Блестит и переливается. Как здесь красиво!  Зима – кружевница весь лес нарядила!

(Музыка затихает/)

- Откройте глаза и скажите, пожалуйста, вы сумели увидеть зимнюю сказку?

- Какую зиму вы представили? (Холодную, морозную, снежную, суровую, лютую, студеную)

А теперь, назовите признаки зимы, что бывает зимой? (в помощь детям опорные картинки)

- Зимой холодно и морозно.

- Солнце светит, но не греет.

- День зимой короткий, а ночь длинная.

- Зимой идет снег.

- Земля, кусты, деревья покрыты снегом.

- Речки покрыты льдом.

- Часто дуют холодные ветры.

- Метут метели.

- Люди одеты тепло, в зимние одежды.

- Зимующие птицы держатся ближе к домам людей, они ищут тепло и корм.

- Зимой можно кататься на санках, коньках, лыжах. Играть в хоккей, лепить снеговиков.

- Я назову зимние слова ,а вы должны будете  подобрать к ним слова.

- Про что можно сказать Морозный (день, вечер, узор)

- Снежная (погода, зима, горка, буря)

- Холодное (утро, мороженое)

- Ледяные (горки, реки, сосульки, фигуры)

- Какую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало! Покажите Давайте встанем в круг и погреемся:

Физминутка «Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима!       (кланяемся)
Что в подарок принесла?           (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,  
             (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                       (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,             
 (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!
                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

- Согрелись? Присаживайтесь .

- А сейчас скажите, зима – красивое время года? Давайте посмотрим накартину. 

- Давайте присядем на стульчики. Посмотрите, какая красота на этой полянке, снежинки падают. Как называется это явление? (Снегопад).

- Как вы думаете, почему деревья зимой не мерзнут? (Они укрыты снегом/) Давайте и мы елочку укроем снегом, чтобы она не замерзла. Я буду вам читать стихотворение, а вы добавлять слова связанные со словом СНЕГ. С каждым словом надо укрыть елочку снежинкой.

Тихо, тихо, как во сне падает на землю……. (снег)

С неба всё скользят пушинки – серебристые … (снежинки)

На поселки, на лужок выпал беленький …(снежок)

Вот веселье для ребят, все сильнее .. (снегопад)

Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки)

Словно в белый пуховик нарядился … (снеговик)

Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью …снежной.

Снежный ком – на снежный ком, всё украсили …снежком.

Рядом – снежная фигурка, это девочка …снегурка.

- Вот и укрыли мы елочку снегом. Давайте вспомним, какими снежными словами мы её укрывали (снег, снежки, снегопад, снежинки). Ребята, а слова Снег, Снежок, Снегопад, Снеговик это какие слова? (Родственные)

- А в лесу только деревья и кусты растут или кто - то там живет?

- А теперь скажите, какие животные живут в лесу?

- Если заяц спрячется за елку, чьи уши будут торчать из-за елки? (заячьи). А чей хвост виднеется за елкой, если там лиса? (лисий). А вот белка проскакала. Чьи это следы? (беличьи). А здесь волк пробежал и оставил свои следы. Чьи это следы? (волчьи).

- Нравится вам, ребята взима? И мне тоже очень нравится.

- Что мы можем сказать про зиму, какое это время года? (Веселое, интересное, радостное/)

 4.Проводится игра «Один, много». Воспитатель бросает снежок, дети ловят и называют слова во мн. числе. Зима – зимы, снежинка, сосулька -…, сугроб -…, льдинка -.. , метель -..., вьюга -.., синичка -.., кормушка -.., ветер...горка

Ребята, мы с вами много наблюдали за зимними явлениями природы, говорили о зимних приметах. Давайте их вспомним. Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают:

- Зима морозная – лето жаркое.

- Много снега – много хлеба.

- Белая земля – зеленое лето.

-Иней на деревьях, значит быть морозу.

-Мы с вами много загадок загадывали.

- Ребята, отгадайте загадку.

Без рук, без ног,

А рисовать умеет. (Мороз)

- А еще мороз умеет рисовать узоры . у него нет красок и альбома , поэтому он рисует на окнах (показ картин с узорами)

Веточки еловые.

Снежинки белые, чудесные, одна краше другой.

А веточки деревьев спят в ледяных узорах.

Ромашки чудесные, как настоящие.

А это звездочки переливаются, как будто с ночного неба спустились.

Цветы диковинные распустились, невиданной красы.

Перышки легкие, воздушные.

А такое окошко можно увидеть зимней ночью. Мороз постарался и нарисовал свой сказочный лес, ночное зимнее небо.

Морозные узоры напоминают нам волшебные сады, в которых растут необыкновенные деревья и цветы.

В таких садах можно увидеть все что угодно, что позволяет вам ваша фантазия.

- Предлагаю нарисовать вам красивые морозные узоры. Вы будете мастерами и мастерицами. Придумаете свой узор. Только инструментами вам будут служить кисть и краска.

(Показ вариативных образцов.

Воспитатель предлагает приступить к работе. Обращает внимание детей на то, что следует рисовать узор концом кисточки.

После того, как дети закончили рисовать, проводится выставка рисунков.)

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Какие красивые узоры у вас получились, да все разные. Вы мне сказали, что кружево похоже на морозные узоры. Я предлагаю украсить наше окно вашими узорами. И у нас получится морозной окошко. Правда, красиво.

Что вам больше всего понравилось на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ЗИМУШКА-ЗИМА

Конспект занятия с элементами здоровьесберегающих технологий....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Зимушка-зима»

Конспект  НОД по познавательному развитию в средней группе «Зимушка-зима»Цель: обобщить знания о зиме как о времени годаЗадачи: 1.Закрепить знание детей о зиме, зимних явлен...

Самоанализ НОД по области "Познавательное развитие" в старшей группе "Зимушка-зима".

Самоанализ непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Зимушка-зима"...

Конспект занятия по познавательному развитию в младшей группе: «Зимушка зима – в гости к нам пришла»

 Цель: Расширять  представления  о  характерных  особенностях  зимней  природы, отражать  полученные  впечатления  в  речи  и  п...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима»

Конспект  НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима»Цель: обобщить знания о зиме как о времени годаПрограммные задачи:1.Закрепить знание детей о зиме, зимних...