Технологическая карта ООД в старшей группе (5 год жизни) «Постановка звука Ж» по ФГОС ДО.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Дмитриева Елена Николаевна

Цель:

  • Уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж, закрепление в изолированном произношении;
  • Развитие речевой моторики;
  • Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_zvuk_zh.docx32.2 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта логопедического занятия в старшей группе (5 год жизни)

 «Постановка звука Ж»

Группа (класс, логопедическое заключение)

ОНР 3 уровень. Старшая группа

Тема занятия

Постановка звука Ж.

Цель

  1. Уточнение артикуляции звука Ж, постановка звука Ж, закрепление в изолированном произношении;
  2. Развитие речевой моторики;
  3. Развитие фонематического восприятия и фонематического анализа.

Задачи

Образовательные:

- Научить произносить звук Ж.

- Учить давать чёткую характеристику изучаемому звуку.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать слуховое и зрительное внимание.

- Способствовать совершенствованию артикуляционной моторики, речевого дыхания, координации речи с движением.

- Совершенствовать навыки звукового анализа.

Воспитательные:

- Формировать функции контроля и самоконтроля.

Универсальные учебные действия

Личностные УУД:  

  1. Формировать положительное отношение к учебной деятельности.
  2. Формировать интерес к учебному материалу.

Регулятивные УУД:

  1. Выработать правильные, полноценные движения органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
  2. Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.
  3. Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Коммуникативные УУД:

  1. Формировать умение слушать педагога.

Познавательные УУД:

  1. Формировать умение на основе анализа делать выводы.
  2. Устанавливать связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух.
  3. Устанавливать связь между звуком и буквой.

Средства ИКТ, аппаратное обеспечение,

наименование

Оборудование: мультимедийная презентация, ватман, маркеры.

Дидактический материал: предметные картинки.

Организационная структура занятия

Этап логопедического занятия

Методы и приемы работы

Деятельность

педагога

Деятельность детей

Этап мотивационный

Беседа, загадывание загадки

-Сегодня к нам пришёл необычный гость. Отгадайте загадку и узнаете, кто это.

Летит, жужжит

Сядет, молчит.

- Правильно, жук, посмотрите, какой жучок к нам прилетел.

Отгадывают загадку.

Этап актуализации знаний

Артикуляционная гимнастика

-Жуку  захотелось  с вами поиграть.

1.Для губ:

 «Ребята-лягушата»

Тянуть губки прямо к ушкам –

 очень нравится лягушкам,

Улыбаются, смеются,

а глаза у них как блюдца.

«Ребята-слонята»

Подражаю я слону,

Губки хоботком тяну.

2. Для языка:

В этом домике, дружок,

живет веселый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка.

И немножко, шалунишка.

 Вот он вышел погулять,

на крылечке загорать (язык лежит на нижней губе)

«Лопата»

Язык лопатой положи, и немного удержи,

Он тихонечко лежит и нисколько не дрожит.

- Вот подул легкий ветерок и язычок поежился. (язык «стрелочкой»),спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язычок убрать, рот закрыть).

А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим «д-д-д-д»).

Язычок посмотрел на часы, они тикали: «тик-так» (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваемся до уголков рта) – «часики».

до уголков рта) – “Часики”

“Пора и мне спать”, - подумал Язычок.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Этап выявления затруднений

Отгадывание загадки, выделение первого звука в слове.

А теперь посмотрите на эти картинки и отгадайте загадку.

(На доске несколько картинок: жук, паук, птица)

Жу-жу-жу
Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу
Букву ж все твержу
Зная твердо букву эту
Я твержу весной и летом.

- Кто это жужжит на ветке? Найдите картинку.

- Какой первый звук в слове «жук»? Этот звук напоминает жужжание жука.

-Сегодня мы будем учиться произносить звук Ж. Для этого надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

Отгадывают загадку, находят картинку-отгадку. Определяют первый звук в слове. Вместе с педагогом формулируют тему занятия: «Постановка звука Ж».

Этап объяснения (добывания) нового знания

Постановка звука Ж. развитие фонематического слуха.

- А теперь жук хочет узнать, умеете ли вы жужжать. Давайте попробуем.

А) по подражанию – от [ш].

- давайте произнесем звук ш-ш-ш. А теперь положим руки на горло друг другу, и произнесем звук ш с голосом. Послушайте, как я.

Б) – сделайте «Чашечку», заведите ее за верхние зубки и с голосом подуйте на язычок. Губки окошечком, зубки слегка приоткрыты.

В) с помощью зонда.

- Молодцы! А теперь давайте поиграем. Если услышите звук Ж – хлопните в ладоши.

Ж-Н-С-Ш-Д-Щ-Ч-З-Ж-К-Ц

Произносят звук Ш, далее с включением голоса. Устанавливают связь между движением артикуляционных мышц и их ощущением. Осуществляют анализ и сравнение при произношении звуков.

Выполняют самоконтроль за выполнением задания.

Закрепление во внешней речи

Упражнение на развитие координации речи с движением

-  У жука есть знакомый ёжик, который любит заниматься спортом.

Педагог читает стих:

Ёж готовится к рекордам,

Будет заниматься спортом.

Ёжик лапки напрягает,

Штангу кверху поднимает.

Держит 1, 2, 3, 4, 5,

Можно штангу опускать.

Ёжик низко приседает,

И по камушкам шагает,

Возвращается обратно.

Расслабление приятно.

Выполняют движения согласно текста.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Закрепление положения органов артикуляции

- Произнесем еще раз звук  Ж.

В каком положении находятся губы?

- В каком положении находятся зубы – сомкнуты или раскрыты?

- Где находится кончик языка?

Кончик языка приподнят кверху, но не касается верхних зубов. Кончик языка и боковые края загнуты и имеют форму чашечки.

Логопед показывает положение языка с помощью кисти руки.

- Что напоминает язычок?

(чашечку).

Отвечают на вопросы педагога. Анализируют положение органов артикуляции.

Рефлексия. Включение нового в систему знаний.

Пропой «песенку жука»:

произнеси звук ж-ж-ж длительно на одном выдохе.

Произносят звук ж-ж-ж. Устанавливают связь между движением артикуляционных мышц и восприятием звука на слух.

Развитие фонематического анализа

А) Игра “Поймай звук” (хлопни в ладоши, когда услышишь звук /ж/)

Из ряда звуков: М, Ж, В, Р, Ж, Л,Ж….

Из ряда слогов: жа, ва, ло, жо, ду, жу…

Из ряда слов: жаба, стакан, прыжок, лопата, телевизор, жираф ….

Б) Распредели картинки под схемы:

Ж_____________

(в начале слова)

______Ж_______

(в середине слова)

Предварительно дети характеризуют звук Ж: согласный, твердый, звонкий.

На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

Надо распределить картинки

под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук  Ж  в начале слова, под второй схемой – Ж  в середине слова.

В) Определение места звука /ж/ в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Логопед произносит слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.

Хлопают в ладоши, когда слышат звук.

Дают характеристику звуку. Распределяют картинки под схемами.

Определяют место звука Ж в цифровом ряду.

Определяют место звука Ж в словах.

Знакомство с буквой Ж

- Посмотрите внимательно. Это буква Ж. Как вы думаете, на что она похожа?

- Из каких элементов она состоит?

- Молодцы! А сможете узнать букву Ж среди других?

Ж  К  Х  Л  Ж  С  М  Х

- А сейчас дорисуйте букву Ж

Х  К  Ψ ѧ Ү  Х

Соотносят звук с буквой. Устанавливают связь между звуком и буквой. Называют, из каких элементов состоит буква Ж.  Дорисовывают букву Ж.

Итог занятия

- Кто прилетал к нам в гости? Какой звук мы учились вместе с ним произносить? Давайте произнесем его еще раз Ж-Ж-Ж.

- С какой буквой познакомились? Покажи мне ее еще раз. Молодцы. Занятие окончено.

Говорят, кто прилетал в гости, и какой звук учились произносить. Называют букву, с которой познакомились.

Ж____________

(в начале слова)

______Ж______

(в середине слова)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД в старшей группе на тему"Народная игрушка"

Конструирование технологической карты полезно не только педагогам, осваивающим новые методики, но и  каждому  из нас, т.к. ее использование поможет определить структуру образовательной деяте...

Технологические карты по ФЭМП старшая группа

Технологические карты в соответствии с ФГОС...

Технологическая карта НОД в старшей группе по теме "Амурский тигр"

На занятии дети узнали об особенностях жизни амурского тигра,почему он занесен в красную книгу,научились его лепить....

Технологическая карта прогулки в старшей группе "Кто живет на нашем участке"

Организация совместной образовательной деятельности с детьми на прогулке....

Технологическая карта конструирования в старшей группе "Качели"

Технологическая карта НООД по конструированию в старшей группе . Тема "Качели"...

Технологическая карта ООД в старшей группе по теме: «Волшебница соль».

Данный материал рекомендован педагогам для ознакомления со свойствами соли в старшей группе...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...