Игры с использованием технологии ТРИЗ
картотека по развитию речи (младшая группа)

Шишкина Елена Александровна

Использование технологии ТРИЗ с младшими дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл картотека26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр с использованием технологии ТРИЗ для детей младшего дошкольного возраста

"Раньше-позже" (с 3-х летнего возраста).

 Правила игры:

 Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.

 Ход игры:

 В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

 Д: Мы одевались на прогулку.

 В: А до этого?

 Д: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…

 В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

 Д: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….

 В: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне!

 Д: Вы пошли в магазин, купили ткань (ребенок молча показывает действиями), взяли ножницы, раскроили ткань….

«Поезд времени»

Дети выбирают картинки и выстраиваются в паровозик.

 В: Какое сейчас время года?

 Д: Зима.

 В: Что происходит зимой?

 Д: Снег идет, мороз.

 В: Это хорошо?

 Д: На санках можно кататься.

 В: На санках кататься плохо почему?

 Д: Упасть можно и удариться.

 В: Я ставлю первый вагончик поезда времени. На картинке снег идет, на коньках катаются. Какое время года будет следующим?

 Дети выбирают картинки.

«Хорошо –плохо»

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

 Правила игры:

 Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

 Ход игры.

 1 вариант:

 В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

 Д: Потому, что она сладкая.

 В: Съесть конфету - плохо. Почему?

 Д: Могут заболеть зубы.

 То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".

 2 вариант:

 В: Съесть конфету - хорошо. Почему?

 Д: Потому, что она сладкая.

 В: Сладкая конфета - это плохо. Почему?

 Д: Могут заболеть зубы.

 В: Зубы заболят - это хорошо. Почему?

 Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

 То есть вопросы идут по цепочке.

Ознакомление с окружающим миром.

 В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

 Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

 В: Огонь - это плохо. Почему?

 Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

Живая система.

 В: Листопад - это хорошо?

 Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

 В: Листья под ногами - плохо. Почему?

 Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

"На что похоже"

 Цель: развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

 Правила игры:

 Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

 Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

 Ход игры:

 В: На что похож абажур?

 Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

 В: На что похожа улыбка?

 Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

Ознакомление с окружающим миром.

 В: Половник.

 Д: На ковш у экскаватора, на созвездие "Большая медведица", на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее.

Неживая природа.

 В: На что похож дождь?

 Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.

 В: А душ какой бывает?

 Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

Изодеятельность.

 В: На что похожа коробка цветных карандашей?

 Д: На радугу, на цветные дорожки, на цветные карамельки (с красным вкусом - малиновая, клубничная, с синим вкусом - черничная…)

 В: На что похожа кисть?

 Д: На метлу Бабы - Яги, на указку, на Волшебницу (потому, что если провести кисточкой по бумаге получается какой-то рисунок).

Ознакомление с окружающим миром.

 В: На что похож светофор?

 Д: На трехглавого робота, на радугу, на магнитофон.

 В: Почему на магнитофон?

 Д: Так как сам прямоугольный, а кружочки напоминают кнопочки. А еще на краски, так как коробка прямоугольная, а цвета светофора - краски.

Развитие речи

 (при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов).

 В: На что похожа иголка?

 Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.

 В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.

 Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая.

Звуковая культура речи

 (при совершенствовании умения различать на слух звуки языка).

 В: На что похож звук "Р"?

 Д: На шум мотора, пылесоса, на рычание льва или собаки.

 В: Произнесите звук "Р". Назовите слова, в которых есть этот звук. (Переход к занятию).

Музыкальное воспитание.

 В: На что похожа мелодия вальса?

 Д: На распускание цветка, на легкий шелест листьев дерева, пробуждение животных от зимней спячки, на смешение красок.

«Кто в теремочке живет?»            

Правила игры:

 Детям раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".

 Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".

 Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета), по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.

 Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу. Эта игра как и предыдущая "На что похоже" закрепляет у детей алгоритм системного мышления.

Игровая ситуация «Наоборот».

Появляется кукла Наоборотка, которая все делает наоборот.

Правила поведения в лесу (бросает обертки от конфет, разжигает и не тушит костер и т. д.). В огороде ходит по грядкам, обрывает листву… .Воспитатель рассказывает, как кукла вела себя в огороде, в лесу, используя прием «наоборот». Детям предлагается исправить ошибки куклы. В конце подвести итог, что кукла сделала наоборот.

«Что умеет делать»

Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нетки» или загадки.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается сего

помощью.

Ход игры:

Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит

грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже

таскает.

 «Дразнилка»

Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию

вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …

Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

«Где живет?»

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней

группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой

природы. дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть

собаки, живущие на улице – бродячие.

«На что похоже»

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют объекты похожие

на него. Примечание: Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по

назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и

будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу.

Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать

предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты

похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т. д.

Игра «Где живет (работает?»)

Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты,

выполнять те же самые функции.

Ход игры: Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно

встретить и что он там делает.

Ведущий: Тигр.

Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в

мультфильме для радости.

- Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)

«Все в мире перепуталось»

 Для игры используется «модель мира», которая на первом этапа ознакомления состоит из двух частей: рукотворного и природного мира. С постепенным усвоением количество частей мира увеличивается. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. В игру можно играть как подгруппой, так и группой. Ведущий просит объяснить, почему предмет определили именно в эту часть мира, а затем воспитатель обобщает.

Во 2 младшей группе воспитатель сам показывает, помещает или раздает детям предметные картинки. Вместе с воспитателем дети определяют местонахождение объекта на модели мира, объясняют, почему этот объект относится к природному или рукотворному миру.

Игра «Один – много»

Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей.

Закреплять понятие «один – много».

Ход:

Ведущий: Ребята, сколько у меня расчесок?

Дети: (одна).

Ведущий: Чего в расческе много?

Дети: (зубчиков).

Аналогично: коробка - стол

книга - дерево

ковер - дом

клубок -цветок

морковь - дом

Игра «Назови часть предмета»

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Ход:

Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):

- ДОМ.

Ребенок, поймав мяч должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)

Игра «Что это такое?»

Цель: развивать ассоциативное мышление.

Ход:

На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую

фигуру или схематическое изображение. Задает вопрос детям: Что это такое? или На что похоже?

Дети называют предмет, на который похоже это изображение.

Ведущий говорит: Нет! Это не …

Затем ведущий подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает:

«Что это?». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т.д.

Игра «Гирлянда»

Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью

вопросов.

Ход:

Ведущий предлагает стартовое слово.

Например: ЛЯГУШКА.

И задает детям вопрос о свойствах, действиях этого предмета.

Ведущий: Лягушка какая?

Дети: Зеленая.

От этого слова вновь ставится вопрос.

Например: Зеленая кто (что)?

Дети: Трава.

Ведущий: Трава что делает?

Дети: (растет)

Ведущий: Растет что (кто)?

Дети: (ребенок)

Ведущий: Ребенок какой?

Дети: (веселый)

Ведущий: Веселый кто бывает?

Дети: (клоун)

Ведущий: Клоун что делает?

Дети: (смеется)

И т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Путешествие в весенний лес» математическая игра - путешествие с использованием технологии «ТРИЗ» и компьютерных технологий.

КОНСПЕКТ совместной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы с учетом интеграции образовательных областей по теме: «Путешествие в весенний лес» математическая...

Мастер – класс «Игры с использованием технологии ТРИЗ»

развивать у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление....

Буклет "Развивающие игры с использованием технологии ТРИЗ"

В работе с родителями очень удобно и продуктивно использовать памятки в форме буклетов. Получив буклет, мамы и папы смогут не только прочитать предложенный материал в спокойной обстанавке, не торопясь...

Буклет "Игры с использованием технологии ТРИЗ"

Буклет способен привлечь внимание родителей к различным аспектам воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а также является приглашением к сотрудничеству....

Дидактическая игра «Говорящий чудо кубик» с использованием технологии ТРИЗ для детей старшей группы

Задачи.Обучающие задачи: Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях социальной жизни. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе. Развивающие зад...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Игры с использованием технологии ТРИЗ".

Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно, с её помощью можно развивать внимание, память мышление, воображение малыша, то есть качества, которые необх...

Доклад на педагогическом совете "Дидактические игры с использованием технологии ТРИЗ" (из опыта работы)

Как известно, игра является ведущим видом деятельности  дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само п...