ННОД по речевому развитию в средней группе "Звуковая культура речи. Звуки [л]-[л’]"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Олейникова Светлана Владимировна

Цель данного ННОД - создать условия для развития фонематического слуха,связанной речи, эстетических чувств, проявления эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nnod_po_rechevomu_razvitiyu.docx17.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 р. п. Татищево Татищевского муниципального района Саратовской области»

Конспект

непрерывной образовательной деятельности

 по речевому развитию

 «Звуковая культура речи. Звуки [л]-[л’]»».  

(средняя группа)

  Составила: Светлана Владимировна Олейникова

Цель:

Создать условия для развития фонематического слуха, связной речи, эстетических чувств, проявление эмоций.

Задачи:

Образовательные:

- Формировать умение детей правильно произносить звуки «л, ль» (изолированного, в слогах, в словах, предложениях), умение различать слова со звуками «л, ль».

Развивающие:

- Совершенствовать интонационную выразительность речи, развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные:

- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помочь.

Демонстрационный материал

-Картинки (пальто, жилет, ель, юбка, соловей, пчела, сорока, индюк);

-Колокольчик;

-Конверт, письмо, картинка из сказки "Заюшкина избушка".

Раздаточный материал

-На каждого ребенка карточка с картинками, фишки.

Ход занятия

Дети садятся на стульчики полукругом перед мольбертом.

Воспитатель:

Ребята, какое сейчас время года?

Дети:

Весна.

Воспитатель:

Да, наступила весна. Солнышко стало теплым. Все звери и птицы радуются хорошей погоде. И только индюк сердито ходит по птичьему двору и поет свою ворчливую песню "бл-бл-бл".

(На мольберт вывешивается картинка индюка)

Как ворчит индюк?

(выполняется артикуляционное упражнение "индюк")

Воспитатель:

Чтобы получилась песенка индюка, язычок должен бегать быстро-быстро.

Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель:

Устал язычок, пусть отдохнет, погреется на солнышке.

(выполняется артикуляционное упражнение "лопатка" - "язычок спрятался за зубки")

Воспитатель:

А теперь давайте поиграет с язычком в "ловишки". Будем его ловить зубами.

(выполняется артикуляционное упражнение "ал-ал-ал")

Воспитатель:

В песенке индюка живет звук "л". Песенка сердитая, и звук твердый. Чтобы его правильно произнести, надо приоткрыть ротик, улыбнуться, кончиком языка коснуться верхних зубов.

Дети повторяют вместе с воспитателем л-л-л.

Воспитатель:

Ребята, песенки умеет петь не только индюк. У колокольчика тоже есть песенка. Послушайте, как звенит колокольчик (показать детям звучание колокольчика). Он поет "ли-ли-ли". У колокольчика песенка нежная, легкая, в ней живет мягкий звук "ль".Давайте споем вместе с колокольчиком.

Дети повторяют за воспитателем.

Воспитатель:

А теперь мы споем разные песенки.

Дети повторяют за воспитателем: ла-ла-ла, ля-ля-ля;

лы-лы-лы, ли-ли-ли;

лу-лу-лу, лю-лю-лю.

Воспитатель:

А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я буду называть слово, а вы, если услышите в нем звук "л, ль" хлопните в ладоши один раз.

Проводится игра "Не ошибись" (слова: ласточка, лед, снег, весна, сосулька, дом, клен, дерево, капель, апрель, мост, лиса).

Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы были очень внимательными.

Воспитатель:

Я для вас подбирала картинки, в словах которых есть звуки "л" и "ль". Но случайно они рассыпались и перемешались с картинками без этих звуков. Теперь лишние картинки надо найти и убрать. Поможете мне?

Проводится игра "Найди лишнее" (на мольберте вывешены картинки. Дети по очереди называют предметы, изображенные на картинках, определяют наличие звука л, ль, принимают решение, убрать картинку или оставить. Отвечают полным предложением).

Воспитатель:

Ну вот мы с вами все исправили. Вы знаете, о весне написано много красивых стихотворений, и в них много слов со звуками "л" и "ль". Вот послушайте одно такое стихотворение.

Ребенок или воспитатель читает стихотворение:

По весне набухли почки,

И проклюнулись листочки.

Посмотри на ветку клена,

Сколько листиков зеленых.

Воспитатель с детьми проговаривает все слова со звуками "л" и "ль".

Воспитатель:

А теперь немного разомнемся.

Физкультминутка "Буква Л":

Буквой Л расставим ноги, (расставить ноги на ширине плеч)

Словно в пляске - руки в боки. (руки на пояс)

Наклонившись влево, вправо, (наклоны влево - вправо)

Получается на славу! (развести руками)

Буква Л для всех важна. (погрозить пальцем правой руки)

Л для многих слов нужна: (погрозить пальцем левой руки)

Самолету и лягушке, (полететь как самолет, попрыгать как лягушка)

Солнцу, листику, хлопушке. (руки вытянуть вверх, потрясти кистями рук, хлопнуть в ладоши)

Воспитатель:

Я приглашаю вас сесть за стол. Перед вами лежат карточки с картинками и круги. Давайте, посмотрим, что изображено на картинках. (Дети называют предметы на карточках). Вы должны среди картинок найти ту, в названии которой есть звук "л" или "ль" и закрыть эту картинку фишкой.

Проводится игра "Найди картинку" (дети выполняют задание самостоятельно. Потом каждый обосновывает выбор картинки. Если ребенок ошибается, воспитатель с детьми помогает ему).

Воспитатель:

Ну вот, теперь все справились с заданием. Ой, ребята, я сегодня с самого утра ношу письмо от Зайчика. И как я могла про него забыть? Давайте посмотрим, что в конверте?

Воспитатель достает письмо и картинку из конверта.

Воспитатель:

Вы узнали, из какой сказки эта картинка?

Ответы детей.

Воспитатель:

Как вы думаете, почему зайчик грустный? Что у него могло случиться?

Ответы детей.

Воспитатель:

Давайте прочтем письмо! Но здесь некоторые слова стерлись. Я без вашей помощи не справлюсь. Давайте, я буду письмо читать, а слова, которые стерлись, вы мне подскажете!

Проводится игра "Закончи предложение":

У меня была избушка лубяная, а у лисы

Весна пришла, а зима

Зимой было холодно, а весной стало

У лисы избушка и

Попросилась лиса ко мне, да меня же

Лиса смеется, а я

Хотели мне помочь собака, медведь и петух

Я маленький, а медведь

Собака оказалась трусливая, а петух

Воспитатель:

Вот какую историю рассказал нам Зайка в письме.

Воспитатель:

Ребята, вы сегодня молодцы. Были внимательными, старательными. Мне помогали.

А с каким мы звуком познакомились?

В какие игры играли?

От кого письмо получили?

Чьи песенки пели? Чья песенка вам больше понравилась?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей. Требования к культуре речи воспитателя.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются...

Конспект занятия в старшей группе ОО «Речевое развитие» по теме: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков ц – ч. Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»

Конспект занятия в старшей группеОО «Речевое развитие»по теме: «Звуковая культура речи:дифференциация звуков ц – ч.Чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах»Цел...

Конспект занятие по речевому развитию на тему: " Звуковая культура речи. Звук [Ц]

Звуковая культура речи. [Звук Ц]. Упражнять детей в произносении звука [Ц] (изолированного, в слогах, в словах).Совершенствовать интонацию, выразительность речи.Учить различать слова со звуком [Ц...

Конспект занятии по речевому развитию на тему: Звуковая культура речи.Звук "Ч"

Цели: научить правильному произношению звука «ч» (изолированно, в слогах, в словах, фразах); Задачи: Образовательные: познакомить со звуком «ч»; научить произносить звук «...

Конспект по речевому развитию на тему: «Звуковая культура речи: звуки «З» и «Зь»

Задачи: Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах) ; учить произносить звук з твердо и мягко; различать слова со звуками з и зь.Развивать  речь детей, фонематический...