Отчёт о речевом развитии детей младшей группы.
материал по развитию речи (младшая группа)

Гончар Ольга Владимировна

Отчёт из опыта работы " Устное народное творчество в развитии речевой активности деттей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_ustnoe.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РАЗДОЛЬНЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 1 «ЗВЁЗДОЧКА»

Отчет по теме:

«Устное народное творчество в

развитии речевой

активности детей»

                                                Подготовила

                                               воспитатель:

Гончар О.В.

пгт. Раздольное

2020г.

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.

Набирая малышей, я обратила внимание что, многие дети из моей группы плохо разговаривают, у них нарушено звукопроизношение, у некоторых разговорная речь практически отсутствовала, словарный запас был скуден и невелик, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось или в виде просьбы, или на неречевых средствах (мимике, жестах, интонации).

Неоценимую роль в развитии речевой активности детей я возлагала на русский народный фольклор т. к. он расширяет знания ребёнка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Фольклорные произведения очень хорошо воспринимаются детьми благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Прекрасным речевым материалом для меня явились народные сказки, потешки, заклички, песенки, которые можно было использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно - партнёрской деятельности с детьми.

Особенно эффективно было использование малых фольклорных форм в      период адаптации детей к новым для них условиям. Для обеспечения вхождения нового ребёнка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки, в текст которых надо было подставлять имя:

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Анечка хорошая,

Анечка пригожая.

Знакомство детей с народными потешками я начала с рассматривания иллюстраций, картинок в книгах, игрушек. Потешки очень понравились ребятишкам. Они привлекли детей звучностью, напевностью, ритмичностью и вызвали желание слушать, повторять и запоминать занимательный текст. Для привития внимания я использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко их запоминают и вводят в свою речь. Ценность потешек состоит в том, что в них слова можно соединять с действиями.

Совушка сова, большая голова

На дереве сидит,

Во все стороны глядит,

Да как полетит. Уф, уф, уф.

Потешки не только легко запоминаются, но ещё легко и инсценируются. Ребятишки с удовольствием участвуют в показе, используя простые атрибуты

Чики, чики, чикалочки.

Едет Максим на палочке,

Танечка в тележке

Щёлкает орешки.

Чтение потешек, в которых упоминаются имена детей вызывает у них радость. Вначале ребятишки с удовольствием слушают незнакомый тест, а потом хором все вместе повторяют его за воспитателем.

Потешки я использовала для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом.Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.

Воспитание звуковой культуры речи я осуществляла через проведение пальчиковых игр с опорой на фольклорный материал. Детям эти игры очень нравятся.

Они хорошо запомнили к концу года текст таких потешек, как«Идёт коза рогатая»«Этот пальчик дедушка»«Сорока ворона»«Мы капусту рубим»«Стали мы гостей созывать». К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова чётче и яснее.

Учитывая, что звуковая культура речи – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание я обращаюсь к такому виду народного творчества, как колыбельные песни и заклички.

Колыбельный напев и песни ребятишки услышали от меня в первые дни посещения детского сада. Когда им приходилось оставаться на тихий час. Детей трудно было уложить в кровать, они сильно плакали. Приходилось покачивать и напевать колыбельную. Дети, даже не понимая многие слова, слушали, успокаивались и потихоньку засыпали.

Сейчас они сами поют колыбельные песни, укладывая дочек спать. Сложив руки на груди, качая куклу, они поют и про серого волчка, про котика кота.

Заклички я применяю, когда выходим на улицу. Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором.

Солнышко - колоколнышко

Выгляни в окошко,

Твои детки плачут,

По лавочкам скачут.

Или

Дождик, дождик

Дождик лей,

Будет травка зеленей.

Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Почти каждый день я читаю детям сказки. Слушая русские сказки «Три медведя»«Курочка Ряба»«Волк и семеро козлят»«Колобоко» и др., дети овладевают языком своего народа.

Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные картинки, даю возможность самим пересказывать сказку, используя сюжетные иллюстрации, договаривая окончание текстовых фраз (Катится колобок по дорожке, а навстречу ему). Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок: сказок «Колобок»«Репка»«Теремок», песни «Жили у бабуси», проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества.

Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, я даю им возможность побегать, пошалить, покричать и провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций.

Наши малыши любят играть в «Курочку хохлатку»«У медведя во бору»«Колпачок»«Каравай»«Во поле берёза стояла»«Гуси - гуси» .

Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей сама наряжаюсь в бабушку, разговариваю за зверей разными голосами, привожу с собой разные игровые персонажи-петушка, ёжика, собачку Жучку. Введённая игровая мотивация побуждает детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества (отвечать на вопросы воспитателя, отгадывать

Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно - развивающей среды.

В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, атрибуты для театрализации, персонажи пальчикового театра, наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки, народные музыкальные инструменты. Всё это даёт детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.

В результате проделанной работы я отметила, что к концу года у большинства детей улучшилось звукопроизношение, что дети умеют отвечать на несложные вопросы, свободно общаются со взрослыми и сверстниками, пользуются формами речевого этикета, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Дети знают стихи, потешки, песенки, сказки и с удовольствием их рассказывают и поют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию детей младшей группы "Поможем медвежонку"

Образовательная деятельность по познавательно - речевому развитию детей младшей группы "Поможем медвежонку"...

Картотека дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы

Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы....

Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы.

*Предлагаю Вашему вниманию картотеку дидактических игр по речевому развитию детей младшей группы....

Индивидуальные консультации для родителей по речевому развитию детей младшей группы.

Индивидуальные консультации для родителей по речевому развитию детей младшей группы....

Занятие по речевому развитию детей младшей группы

Формирование звуковой выразительности речи детей младшего возраста через игровую деятельность....

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию детей младшей группы на тему: "Поможем колобку"

развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста...