Конспект НОД в старшей группе по развитию речи/ознакомление с художественной литературой. Тема: Чтение украинской сказки "Колосок"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рубцова Светлана Михайловна

познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение г. Москвы

«Школа № 1034 имени Героя Советского Союза В.В.Маркина»

Конспект НОД в старшей группе развитие речи/ознакомление с художественной литературой.  

Тема: Чтение украинской народной сказки «Колосок»

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить следить за развитием действия, характеризовать поступки героев, формировать свое отношение к персонажам.

Задачи.

Образовательные:

Познакомить детей с содержанием украинской народной сказки «Колосок».

Закрепить с детьми знания о жанровых особенностях сказки.

Воспитательные:

Формировать умение создавать психологические портреты героев в определённых ситуациях.

Воспитывать у детей трудолюбие и уважение к чужому труду на примере поступков героев прослушанного произведения.

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Учить детей оценивать поступки персонажей.

Развивающие:

Развивать внимание, память.

Развитие связной речи, обогащение словарного запаса детей.

Ход НОД.

1.Вводная часть (организационный момент.)

Добрый день всем добрым людям!

Мы вам рады, мы вас любим!

Очень любим мы людей

И больших и малышей!

2. Вводная часть (мотивационный момент)

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)

А какие сказки вы знаете? (Ответы детей)

Воспитатель:Многому нас учит сказка

Доброте, терпенью, ласке

Сказка мудрость, знанья свет

Сказочный вам шлет привет!

Сегодня мы познакомимся со сказкой. У каждого народа есть свои сказки. Их сочинил народ, поэтому они называются народные.

Как вы думаете, чему нас учат сказки?

Дети: добру, справедливости, учат помогать друг другу.

Воспитатель: А кто у нас может быть героями сказок?

Дети: люди, животные, предметы.

Воспитатель: А животные в сказках умеют разговаривать?

Дети: да

3. Основная часть.

Воспитатель: К нам сегодня в гости пришел сказочный герой. Послушайте описание и догадайтесь кто он.

У нашего гостя есть гребешок, бородка, клювик красивый хвост А еще он рано встает, голосисто поет. Кто же это?

Дети: петушок

Воспитатель: Какой красивый петушок. Давайте вспомним про него песенку.

Петушок, петушок золотой гребешок
Масляна головушка шелкова бородушка

Что ты рано встаешь голосисто поешь ,Детям спать не даешь.

Воспитатель: А сейчас мы превратимся в петушков.

Физминутка «Петушок»

Встал утром петушок, пригладил красный гребешок

Крылышками помахал

Доброго утра пожелал: Ку-ка-ре-ку

Крылышки сложил важно походил.

Какие красивые петушки! (движения по тексту)

В: А кто знает, чем кормят петушка?

Дети: зернышками

В: Посмотрите у меня в руках колосок, в котором много зерен, стебелек – это соломинка. Сейчас встаньте возле своих стульчиков и давайте покажем, как растут колоски.

Динамическая пауза

Подрастает зернышко, потянулось к солнышку

С ветерком оно играет ветерок его качает,

К земле низко прижимает вот как весело играет.

В: В одной народной украинской сказке петушок нашел колосок. Она так и называется «Колосок». В тексте вам встретятся незнакомые слова: молотить, мельница, молоть.

Молотить – это значит выбивать зёрна из колоска.

Мельница – это здание, где из зёрен мелют муку.

Молоть – это перетирать зёрна в муку.

Воспитатель читает текст сказки.

Вопросы по содержанию сказки.

Понравилась вам сказка?

Как она называется?

Назовите главных героев сказки

Дети: петушок, мышата.

В: Как звали мышат?

Дети: Круть и Верть

В: Почему им дали такие имена?

Дети: потому что они только и делали, что крутились и вертелись.

В: Как звали петушка?

Дети: Голосистое горлышко

В: Почему его так назвали?

Дети: Он рано вставал, будил всех своей звонкой песенкой.

В: Какие в сказке мышата?

Дети: веселые, баловные, ленивые.

Воспитатель: Какой в сказке петушок?

Дети: трудолюбивый, старательный.

Воспитатель: Что нашел петушок?

Дети: колосок.

В: Что предложили сделать мышата?

Дети: Обмолотить колосок.

В: Кто обмолотил колосок?

Дети: Петушок.

В: Что предложили сделать мышата с зерном?

Дети: Отнести его на мельницу.

В: Кто это сделал?

Дети: Петушок.

В: Какую ещё работу выполнял петушок? (Дети перечисляют по порядку всё, что делал петушок. Воспитатель выкладывает иллюстрации к сказке)

В: Что в это время делали Круть и Верть?

Дети: Играли и кувыркались.

В: Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?

Дети: Мышата

В: Как отвечали мышата петушку в начале сказки, громко или тихо?

Дети: громко, весело

В: А в конце сказки?

Дети: тихо, грустно, еле слышно

В: Почему?

Дети: мышатам стало стыдно за свою лень.

В: Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?

Дети: потому что они ленивые.

В: Как бы вы изобразили мышат, когда они узнали, что петушок не угостит их пирогами. Правильно, им стало стыдно.

Пантомимические этюды «Стыд», «Усталость», «Голод».

(Дети представляют, что они мышата и им стыдно: голова опущена, глаза прикрыты, руки внизу. )

В:Теперь давайте изобразим петушка, который устал от работы (утирают от пота лоб, голова набок опущена, плечи опущены, согнуты коленки).

Сейчас покажите мышат, которые хотят пирожков (дети вдыхают запах вкусных пирожков, облизываются, делают круговые движения руками по животу).

В: Петушку пришлось много потрудиться, чтобы пирожки на стол пришли.

Физ. минутка. гимнастика.

Петушок пшеницу серпом сжал, (Дети   резко скрещивая перед собой руки, пальцы сжаты в кулаки. )

Снопов навязал (Произносят «ш-ш-ш…»  вращая кулачками по коленям. )

На мельницу свозил. (Цокают язычком, подражая стуку копыт лошади, руки «держат вожжи».)

Ветер летит, крылья мельницы вертит.  (Произносят звук [у], круговые махи руками. )

Получилась мука хороша, легка. (Произносят «п… п…», пальцы рук резко сжимают и разжимают. )

Петушок из муки напек пироги. (Руками «пекут пирожки»)

Вон они – на столе стоят, с пылу, с жару пыхтят. (Произносят «пых… пых…», поднимать плечи и активно работая диафрагмой, руки показать на «пирожки»)

В: Ребята, а знаете мышата очень сожалеют. что так себя вели и им очень стыдно. (сценка с игрушками мышатами би-ба-бо)

Круть: Наш дружок Петушок

Вкусных пирожков испёк

Ну, а нас не угостил,

Ведь на нас сердит он был.

Мы ему не помогали,

От работы убегали,

Стыдно очень нам теперь

За безделье и за лень.

Верть: К Петушку мы приходили

И прощения попросили.

Обещали не лениться,

Вместе хорошо трудиться.

Снова в поле побежали,

Колосок не отыскали.

Вот пришли у вас спросить,

Что нам делать, как нам быть?

Нам, ребята, помогите!

В: Наши ребята помогут вам, мышата. Садитесь и слушайте внимательно. Ребята, давайте поможем мышатам. Нарисуем, им колоски, чтоб потом они смогли испечь пироги.

Самостоятельная изодеятельность детей, рисуют колосок. Воспитатель подходит к тем детям, у которых есть затруднение в рисовании.

4.Итог НОД 

В: С какой сказкой мы сегодня познакомились?

Что вам понравилось? Как мы помогли мышатам?

                    Колосок Украинская сказка

или-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое Горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу.Ж

Вот однажды подметал петушок двор и видит на земле пшеничный колосок.

- Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!

Прибежали мышата и говорят:

- Нужно его обмолотить.

- А кто будет молотить? - спросил петушок.

- Только не я!-закричал один.

- Только не я!-закричал другой.

- Ладно,-сказал петушок, - я обмолочу.

И принялся за работу. А мышата стали играть в лапту.

Кончил петушок молотить и крикнул:Вернулся петушок с мельницы

- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намолотил!

Прибежали мышата и запищали в один голос:

- Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки намолоть!

- А кто понесёт? - спросил петушок.

- Только не я!-закричал Круть.

- Только не я!- закричал Верть.

- Ладно,-сказал петушок, - я снесу зерно на мельницу.

Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.А мышата затеяли чехарду

Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:

- Сюда, Круть, сюда. Верть! Я муку принёс.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

- Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.

- Кто будет месить? - спросил петушок. А мышата опять своё.

- Только не я!-запищал Круть.

- Только не я!-запищал Верть.

Подумал, подумал петушок и говорит:

- Видно, мне придётся.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь истопилась, посадил в неё пироги. Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.

- Ох и проголодался я! - пищит Круть.

- Ох и есть хочется! - пищит Верть.

И за стол сели.

А петушок им говорит:

- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, кто нашёл колосок.

- Ты нашёл! - громко закричали мышата.

- А кто колосок обмолотил? - снова спросил петушок.

- Ты обмолотил! - потише сказали оба.

- А кто зерно на мельницу носил?

- Тоже ты, - совсем тихо ответили Круть и Верть.

- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк?

- Всё ты. Всё ты, - чуть слышно пропищали мышата.

- А вы что делали?

Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №1 п. Радченко Конспект по ознакомлению детей 2 младшей группы с художественной литературой ТЕМА: «Повторное чтение стихотворений про автомобили»

Цель: продолжать развивать у детей способность слушать литературные произведения, эмоционально реагировать на их содержание; конкретизировать представления, что машины бывают грузовые и л...

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы). Тема "Дружба". Чтение рассказа Лилиан Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду».

Конспект НОД по реализации образовательной области "Речевое развитие" (чтение художественной литературы). Чтение рассказа "Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду".  Цель данного занятия - формирова...

Конспект НОД в старшей группе дошкольного возраста по Ознакомлению с Художественной Литературой на тему: «По сказкам А. С. Пушкина. Чтение «Сказка о царе Салтане»»

Конспект НОД по ОХЛ на тему: «По сказкам А. С. Пушкина. Чтение «Сказка о царе Салтане»» Цели и задачи: Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы» «Познание», «Коммуникация...

Конспект НОД в старшей группе по развитию речи (чтение художественной литературы)

Чтение художественных произведений Я.Акима "Жадина",З.Александровой "Подарили нашей Вере"....