Методическая разработка "Развитие речи детей через музыкальную деятельность"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Филиппова Анастасия Вадимовна

Данная методическая разработка поможет воспитателям развивать речь детей через музыкальную деятельность

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №57 Калининского района

ДОКЛАД

«Развитие речи детей через музыкальную деятельность»

 Подготовил:

Филиппова А.В.

                                                                                                         

2020

Слайд 2

Дошкольный возраст – это период активного развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем, это фундамент для последующего систематического изучения родного языка.

Речь – средство уникальное и незаменимое. Современная школа требует от ребенка высокого уровня речевого развития. Если этот уровень высок, то дети хорошо читают и грамотно пишут, лучше понимают и воспринимают изучаемое, четко излагают свои мысли. Для дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе. Дети с плохо развитой речью отстают, не редко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам.

Именно поэтому развитию речи каждый педагог уделяет особое внимание при построение образовательного процесса.

На сегодняшний день существует множество средств и способов развития речи дошкольников. Мне бы хотелось остановиться на одном из них более подробно. Это музыка.

Музыка для ребёнка – мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности можно использовать в работе над развитием речи. Рассмотрим каждый из них.

Слайд 3

Слушание

Слушание музыки является одним из ведущих средств для развития речи. Ребёнку проще запомнить слова, наложенные на музыку. Таким образом пополняется пассивный словарь, ребенок незаметно для себя подпевает, что благотворно влияет на его речь. Помимо благотворного влияния на речь, слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяет их кругозор, оказывает влияние на формирование личности в целом.

Слайд 4

Пение

Одним из важнейших видов музыкальной деятельности детей является, влияющих на развитие речи ребенка – это, несомненно, пение.

Развитие речи ребенка через пение достигается работой над певческими навыками: звукообразованием, дыханием, чистотой интонации, дикцией. Для хорошего звукообразования большое значение имеет правильное произношение гласных и согласных. Четкость дикции характеризуется хорошей артикуляцией, т.е. правильным положением языка, губ, гортани.

Пение способствует развитию психических процессов и свойств личности (внимание, память, мышление, воображение и т.д.); расширению кругозора, нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), развитию речи за счёт расширения словаря и улучшения произносительной стороны (звукопроизношение, ритмико-мелодическая сторона: темп, ритм, тембр, динамика).

Главная задача пения – сделать доступным вхождение детей в богатый мир звуков. Пение вызывает у детей хорошее настроение, развивает музыкальный слух и параллельно происходит становление выразительной речи.

Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончаний слов, особенно твёрдых, – а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения. 

Не случайно пение давно используют как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет другие нарушения речи.  

Слайд 5

Музыкально – ритмические движения

«Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребёнка» сказала однажды Л.Генералова. С ее словами невозможно не согласиться.

Даже если ребенок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога,- значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

Слайд 6

Игры на музыкальных инструментах

Прежде всего, игра на музыкальных инструментах расширяет словарь ребенка новыми словами – названиями музыкальных инструментов. В младшем дошкольном возрасте дети не только запоминают названия бубна, погремушки, колокольчика но и произносят звукоподражания. В старшем и дошкольном возрасте дети учатся обобщать знакомые инструменты в группы: струнные, духовые, клавишные, ударные.

Игры с музыкальными инструментами позволяют развивать звуковысотный (высота звучания (высоко-низко), динамический (быстро-медленно) и тембровый (тембр звучания музыкального инструмента) слух.

Слайд 7

Театрализованные представления

Ни с чем несравнимую радость вызывает у детей театрализованные представления, которые воздействуют на маленького зрителя целым комплексом средств: художественными образами, ярким оформлением, точным словом, музыкой. Увиденное и пережитое в музыкальном спектакле расширяет кругозор, вызывает потребность рассказать о своих впечатлениях, что способствует развитию речи, умению вести диалог, передавать свои чувства и переживания.

Слайд 8

Музыкально – дидактические игры.

Игра – это та форма деятельности, которой ребёнок живёт и дышит, а потому наиболее ему понятна. Музыкальные игры имеют большое значение не только в музыкальном развитии детей, но и в развитии речи. С их помощью в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи.

Например, развитие слуха, тембра голоса, способность различать звуки по силе звучания, развивать интонационную выразительность речи, воспитывать коммуникативные навыки.

В качестве примера хочется привести ряд музыкально – дидактических игр, которые можно использовать в группе.

Слайд 9

«Дятел»

Цель:  Выстукивание заданного ритма.

Ход игры: Воспитатель проговаривает текст с ритмическим выстукиванием:

        Тук, тук, тук-тук-тук,

        Мы в лесу слыхали стук.

        Тук, тук, тук-тук-тук,

        Это дятел сел на сук.

(ведущий задает ритмический рисунок, участники МО повторяют).

«Лесенка»

Цель: Различать движение мелодии вверх и вниз

Ход игры: Воспитатель поет с детьми песенку «Лесенка» («Вот иду я вверх, вот иду я вниз») несколько раз, сопровождая каждый звук движением руки, постепенно поднимая ее, а затем опуская. Пропойте движения мелодии вверх или вниз на слова «Топ, топ, топ» и попросите ребенка ответить, в каком направлении движется девочка: вверх или вниз по лесенке.

(участники выполняют упражнение)

«Музыкальные загадки»

Цель: Развитие тембрового слуха.

По слуху дети определяют инструмент. В качестве поощрения можно использовать фишки.

Ход игры. Ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Остальные дети отгадывают).

(металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, ложки….).

Слайд 10

Подводя итоги, хочется отметить, что среди всех средств речевого развития ребенка одно из главенствующих по праву занимает музыкальная деятельность.

Насыщенная и содержательная жизнь детей в детском саду, обогащает и активизирует речь детей, у них появляется желание поделиться тем, что их глубоко затронуло (игры, развлечения, пение, слушание и т. д.). Если нет ярких впечатлений, если жизнь ребёнка бедна и однообразна – то их речь слабо развивается, им не о чем рассказывать, не о чем спрашивать, запас слов увеличивается медленно.

Спасибо за внимание! И пусть музыка станет вашим главным спутником в общении с детьми!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие речи детей через музыкальную деятельность»

Слайд 2

Актуальность Дошкольный возраст – это период активного развития всех сторон речи Современная школа требует от ребенка высокого уровня речевого развития. Для дошкольника хорошая речь – залог успешного обучения и развития в школе. Одно из средств развития речи – музыкальная деятельность.

Слайд 3

Слушание позволяет пополнить пассивный словарь; обогащает эмоциональную сферу детей; расширяет кругозор; оказывает влияние на формирование личности в целом.

Слайд 4

Пение оказывает влияние на звукообразование, дыхание, чистоту интонации, дикцию; способствует развитию психических процессов и свойств личности; нормализует деятельность периферических отделов речевого аппарата; позволяет исправлять ряд речевых недостатков; развивает музыкальный слух и параллельно формирует выразительность речи.

Слайд 5

Музыкально – ритмические движения Даже если ребенок молчит, но движениями передаёт характер музыкального произведения, выражает своё отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога,- значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

Слайд 6

Игры на музыкальных инструментах расширяет словарь ребенка новыми словами – названиями музыкальных инструментов; позволяют развивать звуковысотный , динамический и тембровый слух.

Слайд 7

Театрализованные представления Воздействуют на ребенка целым комплексом средств: художественными образами, ярким оформлением, точным словом, музыкой. Увиденное и пережитое в музыкальном спектакле вызывает потребность рассказать о своих впечатлениях, что способствует развитию речи, умению вести диалог, передавать свои чувства и переживания.

Слайд 8

Музыкально – дидактические игры Позволяют в интересной и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом задачи: развивать слух; развивать тембр голоса; формировать способность различать звуки по силе звучания; развивать интонационную выразительность речи; воспитывать коммуникативные навыки.

Слайд 10

В заключение… Насыщенная и содержательная жизнь детей в детском саду, обогащает и активизирует речь детей, у них появляется желание поделиться тем, что их глубоко затронуло. А это возможно благодаря музыкальной деятельности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей через музыкальные занятия

1. Взаимосвязь и взаимодействие речи, музыки и движения.2. Игровая методика обучения.3. Особая методика взаимоотношения....

«Развитие речи детей через музыкальные занятия»

Пение-важнейший вид музыкальной деятельности....

Методическая разработка "Развитие речи детей через театральную деятельность".

Для развития детей раннего дошкольного возраста существует несколько способов развития речи. Одним из этих способов является способ развития речи через театрализованную игру...

Консультация для родителей «Развитие речи детей через музыкальные занятия»

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для получения хороших результатов обязательно взаимодействие всех педагогов ДОУ и родителей.Музыкальное в...

Развитие речи дошкольника через музыкальную деятельность

Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности (пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игра на детских ...