Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "Золотая осень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Жиркова Наталия Николаевна

Конспект занятия по развитю речи в старшей группе. Тема: " Золотая осень". Для воспитателей детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_kursovaya_rabota.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 53 «Ёлочка»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:

 "Золотая осень"

        

Выполнила:

воспитатель МБДОУ «Детский сад № 53«Ёлочка»

Жиркова Наталия Николаевна

Тамбов 2019

План-конспект по развитию речи в старшей   группе

Тема:  « Золотая осень».

Цель: развитие интереса к художественной литературе, приобщение детей к

восприятию поэтической речи.

Задачи:

Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях устанавливать простейшие связи между ними;  обобщить сведения об осени; учить внимательно слушать поэтическую речь; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

Здоровьесберегаюшая:  создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Методические приемы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;

Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения,

Практические: дидактические игры и упражнения.

Словарная работа: желтеют, моросит,  листопад, сухими, солнце, листья.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. Предварительная работа: чтение стихотворений об осени Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, П. М. Плещеева, А. С. Пушкина. Игра «Подбери предмет к признакам», разучивание стихотворений об осенних месяцах, целевые прогулки на природу.

Материал: Фланелеграф; картинки с признаками осени, мяч, осенние листья, веточка рябины,  запись « Времена года», картинки на осеннюю тему.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Воспитатель в костюме осени заходит в группу и  показывает веточку рябины.

 -Здравствуйте, ребята! Вы отгадали кто я? (Осень)

-Посмотрите, что я вам принесла в подарок? (веточку рябины)

Ребята, передавая по кругу веточку рябины, рассматривают её.

 -Какое время года нам напоминает эта веточка?
-Какие приметы осени вы знаете? (
Становится холоднее, желтеют, затем опадают с деревьев листья, перелётные птицы улетают на юг, дни становятся короче, зимующие звери и птицы делают заготовки на зиму)

 -Молодцы, ребята!

  1. Игра с мячом.

-Ребята, давайте встанем в кружок.  У меня есть волшебный мяч, кому я брошу, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний листик.

Вос. - листья осенью (что делают?) –

Реб. Листья осенью желтеют и опадают.

Вос. - Дождь осенью (что делает?) –

2 реб. Дождь осенью моросит, идет.

Вос. - урожай осенью (что делают?)  –

3 реб. Урожай осенью убирают.

Вос. - птицы осенью (что делают?) —

4 реб. Птицы осенью улетают.

Вос. - деревья осенью(что делают?) —

5 реб. Деревья осенью роняют листья.

Вос. – звери осенью (что делают?)—

6 реб. Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

  1. Чтение рассказа Виталия Бианки « Сентябрь»

Звучит запись « Времена года».

Всё чаще начинает хмуриться небо, ревёт ветер. Подошёл первый месяц осени. У осени своё рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Она начинает с воздуха. Высоко над головой исподволь начинает желтеть, краснеть, буреть лист на деревьях. Как только листьям станет не хватать солнышка, они начинают вянуть и быстро теряют свой зелёный цвет. В том месте, где черешок сидит на ветке, образуется дряблый поясок. Даже в безветренный, совсем тихий день вдруг оборвётся с ветки тут - жёлтый берёзовый, там - красный осиновый лист и, легко покачиваясь в воздухе, бесшумно скользнёт по земле.

Когда, проснувшись утром, первый раз увидишь на траве изморозь, запиши у себя в дневнике: «началась осень». С этого дня, вернее с этой ночи, потому что первый заморозок всегда бывает под утро, - всё чаще будут срываться листья с ветвей, пока не задуют ветры-листодёры, не сорвут с леса весь роскошный летний наряд.
Исчезли стрижи. Ласточки и другие летовавшие у нас перелётные собираются в стаи - и незаметно, по ночам, отбывают в дальний путь. Воздух пустеет. И холодеет вода: больше уж не тянет купаться…

И вдруг - как память о красном лете - устанавливается вёдро: тёплые, ясные дни. В спокойном воздухе летят, серебрятся длинные паутинки… И радостно блестит в полях свежая молодая зелень.

- Бабье лето стаёт, - улыбаясь, говорит народ, поглядывая на жизнерадостную озимь. В лесу всё готовится к долгой зиме, вся будущая жизнь надёжно прячется, тепло укутывается - все заботы о ней прерваны до весны.
Одни зайчихи никак не могут успокоиться, всё ещё не могут примириться, что лето прошло; опять принесли зайчат! Листопадничков. Появились тонконожки-опёнки; лето кончилось.

Вопросы детям:

Ребята, какие краски у осени? Какие краски у дождя?

Какое небо осенью?

Как изменился лес осенью? Поляна? Молодцы, ребята! -Ребята, сейчас я взмахну своей волшебной палочкой и вы превратитесь в грибы, деревья и ягодки.

4.Подвижная игра « Гриб, дерево, ягодка»
Дети бегают врассыпную по комнате, помахивая руками, как крыльями. Когда ведущий говорит: «Гриб!»- дети приседают; «Дерево!»- замирают, подняв руки вверх; «Ягодка!»- встают на колени и поднимают сцепленные в замок руки вверх.

5. Пальчиковая игра: «Осенние листья».

 -А для следующего задания нам надо размять свои пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Будем листья собирать. (Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Листья берёзы, (Загибаем пальчики, начиная с большого.)

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём.  («Шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

6. Практическая  часть: Дидактическая игра: «Составь картину осени».                                                                    

         -  Итак, посмотрите,  у нас есть фланелеграф и различные картинки, там есть деревья, животные, птицы, солнце, облака.  Только будьте внимательными! На столе есть картинки, которые не относятся к осеннему времени года.   Воспитатель предлагает составить осеннюю картину. (  Дети оставляют картину осени).                       

Итог занятия:

Вот наше занятие подошло к концу,  Вы очень порадовали меня, вы так много знаете  обо мне, скажите, ребята:

Какое произведение мы прочитали?  (Виталия Бианки « Сентябрь») 

О каком времени года мы говорили на занятии? (осень)

Назовите осенние месяцы  (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Что бывает только осенью? (отлет птиц , листопад, сбор урожая.)

Что понравилось на занятии?

Молодцы,  ребята всем спасибо!

Используемая литература:

1. Теория и методика развития речи дошкольников. – М.: Академия, 2006.

2. Развитие речи в детском саду. Старшая группа  Гербова В.В – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: «Разучивание стихотворения А. Плещеева «Осень наступила»

В данном занятии использовалась технология по использованию мнемотехники для разучивания стихотворений. Сами картинки-схемы к данному стихотворению вышлю по просьбе заинтересовавшихся отдельно....

Конспект занятия по развитию речи для старшей группы на тему: «Что у осени в корзинке?»

Конспект может быть использован в рамках ткматической недели "Овощи, фрукты"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Заучивание стихотворения И.Белоусова "Осень"

Програмное содержание:Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворениеИ. А.  Белоусова "Осень" (в сокращении). Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказыв...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме: «Осень золотая»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группеПо теме: «Осень золотая»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Театр» «В поисках Золотого ключика»

-формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, воспитывать у детей...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Театр» «В поисках Золотого ключика»

Театрализованная деятельность имеет большое значение для развития детей дошкольного возраста.Она позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественн...