Значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Михайловна Фролова

В статье имеются рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.

Гимнастика – это система специально подобранных упражнений, предназначенных для укрепления здоровья, иммунитета, мышечной и костной структуры. Систематическое выполнение их, способствует нормальной работе всех систем организма, совершенствованию двигательных навыков, и поддержания на высоте физической и умственной работоспособности.
       Существует множество видов гимнастик. Возможность их широкого выбора позволяет заниматься ими людям всех возрастов и любой физической подготовленности. 

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое.

Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы - чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными.

Язык- главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками.

Чтобы эта проблема не возникала у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Для этого необходима артикуляционная гимнастика – совокупность специальных упражнений, направленных  на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений  органов, участвующих в речевом процессе.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных  показателей готовности ребёнка к  школьному  обучению.

Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости, поэтому работать над их  устранением нужно с раннего детства.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой некоторые дети сами могут научиться говорить чисто правильно, без помощи специалиста.

Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты.

Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым произношением, про которых  говорят, что у них  “каша во рту”.

Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют всем – и детям и взрослым говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму.

Рекомендации по проведению артикуляционных упражнений.

 Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Лучше заниматься два раза в день (утром и вечером) в течение 5 – 7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Занимаясь с детьми 3 – 4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6 – 7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать ...

Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения.

Роль артикуляционной гимнастики для коррекции звукопроизношения....

Презентация на тему: " Использование артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения" к родительскому собранию

Данная презентация знакомит родителей с артикуляционной  гимнастикой. Может использоваться как мастер класс по выполнению артикуляционной гимнастики....

Мастер-класс для родителей «Роль артикуляционной гимнастики при коррекции звукопроизношения»

Мастер-класс для родителей проведен в форме круглого стола. Родители узнали о важности артикуляционной тгимнастики и вместе с логопедом поучились делать ее правильно....

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения

Статья адресована учителям-логопедам, воспитателям компенсирующих групп и родителям....

Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения.

Что же такое артикуляционная гимнастика? И для чего она нужна?Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготав...