Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей старшей группы с русскими народными потешками с применением социоигровых технологий.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД для старшей группы по речевому развитию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей старшей группы с русскими народными потешками с применением социоигровых технологий

Тема: «Знакомство детей с потешками о солнце»

Цели:

- продолжать знакомить детей с понятием «устное народное творчество»:

- обогащать словарь русскими потешками и закличками;

- закреплять знания о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм;

- учить понимать переносное значение образных выражений;

- формировать выразительность, точность речи, чувство ритма;

- расширять кругозор детей, обогащать их чувства и речь, формировать отношение к окружающему миру;

- воспитывать у детей любовь к народному творчеству.

Оборудование:

- изба, оформленная в народном стиле;

- костюм Солнышка для взрослого;

- иллюстрации к потешкам и закличкам о солнышке;

- желтые пластмассовые мячи (по одному на пару детей);

- разрезные картинки (9-16 частей) «Солнышко веселое», «Солнышко грустное»);

- бумага, гуашь, поролоновые тампоны для рисования на каждого ребенка.

Предварительная работа: знакомство с потешками и закличками о солнышке.

Ход занятия:

(Дети заходят в избу и рассаживаются на лавках. К ним приходит Солнышко.)

Солнышко: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Солнышко. Я пришла к вам в гости, побеседовать и поиграть. Ребята, а знаете, в какой стране мы живем? Правильно, в России, мы – россияне. Россия – большая страна, ее населяет много народов, большинство говорит на русском языке. Красив, богат и могуч наш русский язык. В древние времена губы назывались устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному народному творчеству относятся: сказки, пословицы, поговорки, песни, потешки, заклички, прибаутки, загадки, колыбельные, которые вам пела мама или бабушка. Потешки, залички нужны были людям для того, чтобы забавлять маленьких детей, вызывать улыбку у загрустившего ребенка, успокоить плачущего. В русских народных потешках (от слова «потешать») используются нежные слова, красивые выражения. Послушайте потешки о солнышке.

(Воспитатель читает 2-3 потешки о солнышке. К ним выставляются иллюстрации.)

Солнышко: Какие ласковые слова вы услышали? Чем вам понравились потешки?

(Ответы детей.)

Солнышко: А сейчас я предлагаю вам поиграть в социоигру «Перекатыши». Передавая друг другу небольшое солнышко (желтый пластмассовый мячик), мы будем называть, каким может быть солнышко. Например, румяное, теплое, доброе, веселое  т.д. Солнце – источник жизни, света и энергии, важнейший фактор, определяющий погоду. Солнце ласково люди называют «солнышко», «солнышко красное», «солнышко-колоколнышко», «солнышко-ядрышко». А сейчас, чтобы вы не заскучали, я развлеку вас потешками и закличками о солнышке.

(Воспитатель рассказывает детям потешки и заклички о солнышке.)

Солнышко: Понравились вам потешки и заклички о солнышке? А какая понравилась больше всех? Предлага. Вам выучить эту потешку.

Социоигра «Шаги»

Дети проговаривают потешку, шагая на каждое слово.

Социоигра «Человек к человеку»

Дети делятся на пары. Каждая из них берет «солнышко» (желтый пластмассовый мячик) и, перекидывая его друг другу, повторяет потешку. Солнышко предлагает ребятам разделиться на команды и выбрать любое понравившееся место в избе.

Задание 1

Солнышко вызывает посыльных от каждой команды и дает им конверты. В них разрезные картинки – солнышко веселое, солнышко грустное. Командам нужно собрать картинки.

Задание 2

Солнышко опять вызывает посыльных и дает им задание: рассказать потешку весело или грустно в зависимости от того, какое солнышко у них получилось.

Команды сами выбирают способ рассказывания потешки: вся команда, каждый ее участник по очереди и т.д. Первый рассказывает команда, которая первая собрала картинку. Затем они оценивают, правильно ли их товарищи передали настроение своего солнышко.

Задание 3

Далее солнышко предлагает ребятам нарисовать портрет грустного или веселого солнышка. Дети рисуют по одному. Каждый сам выбирает, какое солнышко будет рисовать – грустное или веселое. Рисуют середину солнышка (круг) – поролоновыми тампонами, лучики – пальчиками. Лицо у солнышка тоже можно нарисовать пальчиками.

Солнышко: Молодцы, ребята! Теперь давайте выберем самое веселое и самое грустное солнышко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке детей старшей группы к обучению грамоте

Уточнение и закрепление умения на слух выделять гласные звуки из слов, определять количество слогов в слове...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению детей старшей группы грамоте Тема: « Согласные звуки [л ], [л’], буква Л, л»

Цель:-формировать умение проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике (согласные, гласные, согласные твёрдые и мягкие);- развивать умение определять место звук...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей группы с использованием ИКТ «Домовенок Мафаня в гостях у ребят»

Конспект Непосредственной образовательной деятельности воспитателя и детей старшей  группы с использованием ИКТ «Домовенок Мафаня в гостях у ребят»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессией хлебороб Тема «Во славим руки хлебороба»

Ознакомление дошкольников с профессиями родного края в рамках реализации регионального образовательного проета "ТЕМП"...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) с окружающим миром «Пернатые друзья»

Занятие по окружающему миру.Задачи: 1.Образовательные:-Познакомить детей с новым понятием - профессия-орнитолог.-Расширять и обогащать словарь детей (орнитолог, перелёт, пернатые).2. Развивающие:...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского "Друг детства"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой по теме "Чтение рассказа В.Ю. Драгунского  "Друг...