Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе «Поможем солнышку»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ловягина Людмила Николаевна

На данном занятии развивать умение детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные, согласные, твердые, мягкие  звуки,  делить слова на слоги.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_pomozhem_solnyshku.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНКА»

Конспект ООД по обучению грамоте

 в старшей группе

 «Поможем солнышку»

 

Составила: воспитатель I категории Ловягина Людмила Николаевна

КИРСАНОВ – 2019

Цель:  Развивать умение проводить звуковой анализ слова, различать гласные, согласные, твердые, мягкие  звуки,  делить слова на слоги.

Задачи: 

  • Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков гласных звуков.
  • Закрепить умение дифференцировать звуки: гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.
  • Учить анализу и синтезу слова «лимон».
  • Закрепить связь звукового образа со зрительным (графическим), совершенствовать навык звуко-слогового анализа и синтеза.
  • Совершенствовать навык деления слов на слоги; Развивающие:
  • Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие и фонематический анализ.
  • Развивать фонематический слух.  
  • Развивать слуховую память, внимание.  
  • Формировать зрительное восприятие, пространственную ориентировку, мелкую моторику.  

Воспитательные:  

  • Воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.  
  • Воспитать интерес к занятию через использование занимательных упражнений.
  • Воспитывать целеустремленность, любознательность.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, иллюстрации (кот, кит, груша, лимон, бегемот, носорог), слайдовая презентация, палитра с цветами радуги.

- Ребята, посмотрите, как много гостей сегодня у вас в детском саду. Давайте поздороваемся  с ними. Здравствуйте! А я сегодня пришла в гости в ваш детский сад, чтобы подружиться с вами.  А чтобы познакомиться поближе, предлагаю собрать пирамиду из наших ладошек. Меня зовут Людмила Николаевна (протягивает ладонь). Кто следующим назовет свое имя (дети по очереди называют свои имена) называем свои имена и кладем ладошки друг на друга. Какая замечательная получилась пирамидка из наших дружных ладошек.

Будем мы всегда дружить

Будем дружбой дорожить.

С дружбой не страшны ненастья.

Дружба – это только счастье!

- Ой, ребята, вы слышите эти странные звуки. Как вы думаете, что это? (ответы детей). Интересно, кто же это сегодня у нас не выспался. Может быть ты, Маша. Или ты, Даша. Ой, смотрите (на слайде появляется зевающее солнышко).

- Ой, так это же солнышко не выспалось.

Милое солнышко, что-то ты сегодня долго спишь, пора просыпаться.

Солнышко:   В небе синем я гуляла,  и звук [Л] свой потеряла.   Я теперь не солнышко, имя мое Сонышко.  Целый день теперь я сплю, тепло людям не дарю.   Звук быстрее отыщите, солнце на небо верните.  Буду я тогда опять в небе голубом сиять.

 - Ребята, видите, какая беда случилась, потерялся звук [Л] в слове солнышко.  

- А что такое звук (звук  - это то, что мы слышим и произносим).  

- А чем он отличается от буквы?  

- А где же мы будем искать с вами звук [Л].

- А я предлагаю нам отправиться в Звукоград. Но какие дети оправятся со мной в путешествие?

- Может быть грустные (нет, веселые).  

- Мы возьмем с собой не трусливых детей, а каких? (храбрых, отважных).  

- Не ленивых, а каких? (трудолюбивых).  

- А может быть, в путь отправятся злые дети? (нет, добрые).  

- А найти дорогу  в Звукоград нам помогут солнечные зайчики. Берем друг друга крепко за руки и отправляемся в путь  (под музыку «Солнечные зайчики»  дети идут, взявшись за руки).  На слайде появляется Звукоград.

- Вот мы и добрались до города Звукограда, а оказались мы на  улице, где живут гласные звуки.  А что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки поются, их можно пропеть как песню; когда мы их произносим, воздух не встречает преграды, нам не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).  

- А у гласных звуков есть любимая песенка.  Предлагаю Вам ее пропеть с помощью волшебных перчаток. Одеваем перчатку на правую руку, это наши помощники, которые будут нам помогать петь песенку. Все справились? Вот какие веселые помощники у нас сегодня.  

- Итак, звук [А], что у нас происходит, когда мы произносим звук [А] (наш рот широко открывается).  А рука - помощница покажет, как широко открывается рот, вот как А-А-А.  

- А когда произносим звук [У], что у нас происходит с губами? (они вытягиваются в маленькую трубочку). Рука – помощница покажет, как они вытягиваются У-У-У-У, вот как.  

- А когда произносим звук [О] губы (округляются). Как рука может показать? О-О-О-О.

 - А когда произносим звук [И] (губы улыбаются, растягиваются в улыбку). Рука-помощница покажет, как губы растягиваются в улыбку.

- И сейчас я предлагаю вам послушать песенку гласных звуков.  Звучит музыка «Логопедические распевки».

-  Теперь споем ее вместе, можете пользоваться вот этой подсказкой.  

-  А кто самый смелый и попробует спеть песенку самостоятельно?  

- Молодцы, как вы хорошо поете! Ребята, как вы думаете, сможем ли мы на улице гласных звуков  найти потерявшийся  звук [Л]. Почему мы не можем найти здесь этот звук? (потому что он согласный).

Тогда я предлагаю отправиться на улицу согласных звуков. Беритесь крепко за руки и в путь (под музыку «Солнечные зайчики»  дети идут, взявшись за руки).  

- Вот мы и на улице согласных звуков. Давайте вспомним все, что мы знаем о согласных звуках (согласные звуки бывают твердые и мягкие, твердые звуки мы обозначаем синим цветом, а мягкие - зеленым).

На улице согласных построен новый дом. Все жители собрались, но  никак не могут разобраться, кто в какой квартире будет жить. Давайте им поможем расселиться. Рассаживайтесь, как вам удобно. Как вы думаете, что обозначают синий и зеленый цвета окошек? В эти квартиры мы заселим жителей,  в названии которых  первый звук согласный твердый.  

- А сюда мы заселим жителей,  в названии которых  первый звук согласный мягкий.  На первый этаж поселим жильцов в названии которых 1 слог,  на второй этаж  тех, в названии которых 2 слога, на третий – 3 слога (идет «заселение») дети объясняют.

 - Есть ли в начале всех этих слов потерявшийся звук [Л]? (нет) Вы наверное устали, давайте немного отдохнем, вместе с солнечными зайчиками поиграем, берите друг друга за руки и идем по кругу.  

Физкультминутка «Солнечные зайчики»  

Ой, ребята, смотрите, один из жильцов дома  хочет нам помочь отыскать пропавший звук [Л], давайте послушаем, что он нам скажет.

Лимон:  Я подскажу, где звук искать, Но прежде вы мне помогите. И  схему к имени лимон скорей, ребята, подберите. Ну что же, ребята, я думаю,  что и со схемой мы тоже справимся! Проходите к столу. (Разбор схем, выбор схем, которая подходит к слову лимон). Ребята, схему мы с вами нашли правильно, и теперь я думаю, что лимон нам подскажет, где же найти пропавший звук [Л].

Лимон:   Чтобы братца вам найти к речке нужно подойти.  

                Там за речкою дуга,  а зовется радуга

                 Краску в ней мою найдите,  

                 В ней пропажу отыщите.  

А вот речка, а какая над ней красивая радуга. Давайте подойдем к ней поближе. Ребята, а как же нам найти в радуге звук [Л]? (проблемная ситуация). Возможно звук [Л] спрятался в названии цветов радуги. Давайте это проверим.

Мы назовем все цвета радуги и попробуем найти тот цвет, в котором спрятался звук [Л].  

В двух цветах радуги есть звук [Л]. Может мы заберем оба цвета? Нет, нам нужен только один цвет. Вы помните, что говорил лимон? Он просил найти такой же цвет, как у него. А какого цвета лимон? Правильно, желтого, поэтому мы берем только желтую краску. Посмотрите, радуга приготовила для нас все свои краски, выбирайте ту, которая нам необходима и отправляемся в обратный путь. Берите друг друга крепче за руки. (Идут под музыку)

- Дорогое солнышко, принимай пропажу. Теперь ты  снова солнышко! Свети ярче!  

Солнышко: Ой, спасибо вам, ребята, Как я радо, как я радо.

                     Буду весело сиять, вас детишки согревать.

- Ребята, а давайте расскажем солнышку, где мы были и что интересного увидели. (Ответы детей)

А за то, что вы такие дружные, такие добрые и умные, солнышко дарит вам в подарок свои веселые солнечные лучики, пусть они радуют вас и напоминают о нашем интересном путешествии.   До новых встреч, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гласные звуки (конспект ООД по обучению грамоте старших дошкольников)

Знакомство с понятием "гласные звуки", умение выделять гласный звук в начале, конце и середине слов,слогообразующая и смыслоразличительная роли гласных звуков...

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....

Конспект НОД по обучению грамоте (старшая логопедическая группа) по теме «Звук и буква С»

Знакомство детей со звуком и буквой  С, характеристика звука по акустическим и артикуляционным признакам. Развитие фонематических процессов, соотнесение слов со схемами, образование относительных...

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...

конспект (подготовка к обучению грамоте, старшая группа)

Представлен план-конспект по подготовке к обучению грамоте для детей с ТНР с использованием элементов социоигровой технологии....

конспект од по обучению грамоте (старшая группа)

Цель моего занятия: способствовать развитию звуко-буквенного анализа, развитию фонематического слуха.Познакомить с согласным звуком Р и его условным обозначением -синий квадрат.Учить определять место ...

Конспект образовательной деятельности обучение грамоте старшая группа "Знакомство со звуком и буквой Р"

Цель: знакомство с согласным звуком и буквой РЗадачи: 1. познакомить детей с согласным звуком [Р]; дать понятие твёрдый и мягкий звук [Р]; познакомить с графическим обозначением звука [Р], упраж...