Рекомендации по составлению рассказа по картине для детей 3-4 лет.
материал (младшая группа)

Кондратьева Наталья Юрьевна

Как научить дошкольника составлять рассказ по картине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_doshkolnika_sostavlyat_rasskaz_po_kartine.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Как научить дошкольника составлять рассказ по картине.

Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. Ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Хотелось бы уточнить, что по картинке можно составлять два вида рассказа: описание и повествование. Рассмотрим их по отдельности. Как составить рассказ – описание по картинке?

Начиная с дошкольного возраста, дети составляют рассказ - описание о самых различных предметах и явлениях. Это могут быть описания кошки, осени, и даже стула. Помогая ребенку составлять рассказ подобного рода, помните о следующих моментах:

  1. Начинать рассказ нужно с обозначения темы. Одного предложения, типа «Я расскажу о сиамской кошке» будет вполне достаточно.
  2. Непосредственное описание включает в себя упоминание 4-5 основных характеристик предмета (явления). Например, описывая кошку, расскажите, как она выглядит (окрас, шерсть). Где живет, чем питается, какую пользу приносит человеку? Можно рассказать про повадки кошки. Описывая неживые предметы необходимо рассказать о том, зачем нужен этот предмет? Как его можно использовать? Из какого материала он сделан? Из каких частей состоит?
  3. Рассказ должен заканчиваться подведением итогов, одно – два предложения.

В младшей возрасте особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Как правильно составить рассказ – повествование по картинке?

Повествование – это рассказ о случившихся событиях, действиях. Самый простой способ составить рассказ повествование это использовать сюжетные картинки. Происходящие с героями события зарисованы в 3-5 картинках. Задача ребенка внимательно их рассмотреть, и рассказать о случившемся по порядку. Каждая новая картинка – это новое предложение. Вместе получается текст.

Более сложный вид работы - рассказ по одной сюжетной картинке. При составлении данного вида рассказа следует четко помнить – одно предложение это не рассказ! Представьте, Вы показываете ребенку картинку, на которой бабушка кормить птиц. Но если ребенок скажет всего одно предложение «бабушка кормит птиц», рассказа не получится, правда? Ребенку нужно рассмотреть картину целиком. Выделить главные и второстепенные моменты. Сочинить n-ое количество предложений самостоятельно, и расставить их в логическом порядке.

Не оставляйте ребенка с этой непростой задачей наедине, полезно вместе подумать над содержанием произведения. «Почему бабушка кормит птиц? Какое настроение у бабушки – счастливое, грустное, одинокое? Рассмотрите, как ведут себя птицы – может некоторые дерутся, а кто-то боится подходить?

Почему автор решил, что это важно и нарисовал? Какую мысль хотел донести?»

О чем еще следует знать?

Придумать рассказ по картинке – «работа» не из легких, поэтому не все дети берутся за нее с энтузиазмом. Увлечь ребенка процессом составления рассказа по картинке можно с помощью нестандартных заданий и игрового персонажа. Любимым персонажем всех рассказов может стать кот, из страны Котландии. Научите ребенка и поиграйте сами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.

Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...

Методическое пособие по художественно-эстетическому и речевому развитию детей "Рассматривание картин русских художников.Составление рассказов по картинам".

Пособие представляет из себя полную подборку рассматриваемых по программе картин русских художников (с учетом тематики НОД и возраста детей) с подобранными и распечатанными к каждой картине конспектам...

Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»

Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать  технологию синквейн в  составлении рассказа по пейзажно...

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин»

   Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, ведь это всего первые 7 лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стр...

Составляем рассказы дома - май 2020 (Рекомендации родителям по составлению рассказов по картинам с детьми дошкольного возраста 6-7лет.)

Рекомендации родителям по составлению рассказов по картинам с детьми  дошкольного возраста(6-7лет).  Презентация " Составление рассказа по картинам "Лиса с лисятами", "Еж...