Буклет для родителей "Играем дома, развивая речь"
материал по развитию речи (средняя группа)

Игры для развития речи у детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buklet_igry_na_razvitie_rechi.docx451.68 КБ

Предварительный просмотр:

Мешок с подарками

В мешочек из непрозрачного материала положите несколько разных игрушек. Предложите ребенку устроить Новый год для кукол (мягких игрушек). Выберите Деда Мороза, рассмотрите подарки, сложенные в мешок. Рассматривая, давайте Краткую характеристику каждому предмету: «Посмотри, здесь есть карандаш, он - красный, тонкий, деревянный. А вот - синий круглый мяч. Да тут еще и маленький желтый и пушистый цыпленок и т.п.». Сложите подарки в мешок. Обыграйте новогодний утренник, попросите малыша от имени какой-нибудь игрушки рассказать стихотворение, спеть песенку, затем приступайте к раздаче подарков. Прежде чем вручить подарок, перечисляйте его признаки: «Кукле Маше мы подарим круглый синий...» — ребенок должен угадать, о чем идет речь. «Зайке Дед Мороз приготовил тонкий красный...» и т.д.

Найди противоположности

Вы называете имя существительное, а ребенок подбирает слово, противоположное по значению (лето — зима, холод - жара, пол — потолок). После того, как малыш освоит это упражнение, ищите противоположности, называя имена прилагательные, глаголы: красивый — уродливый, белый — черный, теплый — холодный, поднять - опустить, встать — лечь и т.п. Чтобы малыш не заскучал, предложите поиграть с капризной куклой. Мама ей говорит: «Уже ночь, пора спать», — а капризная кукла в ответ: «Сейчас день!». Мама: «Я дверь открою», — «А я закрою!».

Небывальщина

Прочитайте ребенку стихотворные «небывальщины». Попросите рассказать о том, что неправильно описал автор. Как бывает на самом деле. Попробуйте сами придумывать небылицы.

Поздней осенью медведьfeba2d62898ae726b458e3f0c4052c2e

Любит в речке посидеть,

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» — пел соловей,

Быстро дайте мне ответ

Это правда или нет? kartinka-dlya-provedeniya-testirovaniya

Н. Станкевич

Рады, рады, рады

Светлые березы,

И на них от радости

Вырастают розы.

Рады, рады, рады

Темные осины,

И на них от радости

Растут апельсины.

К. Чуковский

Русская народная небывальщина:

Ехала деревняv-dome

Мимо мужика, 

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон. 

Лошадь подгоняла

Мужика кнутом.

 

 

s1200

Мамы и дети

Прочитайте ребенку стихотворение:

У собаки есть сынок —

Это маленький щенок,

И у кошки есть ребёнок — 82897_html_m54adf7d2

Это беленький котёнок.

А у курицы-наседки,

Есть цыплята — тоже детки.

У лошадки есть ребёнок —

Длинноногий жеребёнок.

А в лесу живёт волчица

И волчатами гордится.

И у птички тоже детки –

Птенчики сидят на ветке.

О. Чусовитина

После прочтения попросите малыша вспомнить и назвать других взрослых животных и их детенышей, например, белка-бельчонок, корова-теленок, медведица-медвежонок и т.п.

 

Учимся рифмовать

Перечислите несколько слов, в их число должны входить рифмующиеся слова, например: «дом, лес, сачок, жучек, диван, конь, огонь и т.п.». Поинтересуйтесь у ребенка, не услышал ли он слов, похожих друг на друга? Объясните, что такие слова называются рифмами. Предложите поиграть в игру: малыш говорит слово, а вы продумывайте рифму, затем поменяйтесь ролями.

Примеры:

Ночь - дочь, солнце - оконце, улица - курица и т.п.

Попробуйте вместе придумывать рифмованные строчки: вы придумываете начало, делая паузу перед последним словом.

Маленький мальчик скачет, как ... (зайчик).

Как у нашей елки - зеленые... (иголки).

Маленькая мышка не читает... (книжки) и т.п.

 

Из чего состоит предмет

Подготовьте картинки с цветными изображениями одиночных предметов. Показывая по одному рисунку, просите ребенка перечислить все составляющие изображенного предмета, например: «Это дом. У него есть крыша, труба, окна, дверь, крыльцо. Это стул. У него есть спинка, сиденье, четыре ножки и т.п.». Чтобы заинтересовать малыша, придумайте сюжет игры, например, зайка пришел к нам в гости из леса, он не знает, из чего состоят многие предметы, расскажи ему, пожалуйста. Усложняя задание, показывайте малышу изображения людей, предлагая описывать детали одежды, цвет глаз, длину волос.

Все, что вокруг

Игра проводится в форме соревнования: участники поочередно называют по одному предмету из тех, что находятся вокруг них. За каждый ответ дается фишка. При повторе слова ход передается другому участнику. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей «Как развивать речь ребенка дома»

Буклет для родителей «Как развивать речь ребенка дома»...

Буклет для родителей «Как развивать речь ребенка дома»Подготовила: воспитатель Борисова Е.А.

Буклет для родителей «Как развивать речь ребенка дома»Подготовила: воспитатель Борисова Е.А...

Буклет для родителей "Дома играем - речь развиваем!"

В буклете для родителей подобран комплекс игр на развитие лексико-грамматической стороны речи, а также внимания, памяти, воображения. В данные речевые игры родители могут играть со своим ребенком в до...

Буклет: «Играем с детьми дома развиваем речь»

Речь – важное условие развития личности ребенка...