Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Путешествие на волшебный остров"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе "Путешествие на волшебный остров".

Развитие речевой активности дошкольников посредством словесных игр и упражнений.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Березка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по речевому развитию

в старшей группе

по теме «Путешествие на волшебный остров»

Составитель:

Климина А.А., воспитатель

г. Когалым

2019г.

Цель: Развитие речевой активности дошкольников посредством словесных игр и упражнений.

Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать учить различать на слух сходные по звучанию согласные звуки С-З;
  • Упражнять в подборе слов с противоположным значением;
  • Совершенствовать навыки составления связного рассказа с опорой на мнемотаблицу;
  • Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков С-Ш;
  • Закреплять навыки образования однокоренных слов, умение называть обобщающие слова.

Развивающие:

  • Развивать движения органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, зрительное восприятие, связную речь.
  • Развивать мышление, внимание, память.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение быть внимательными к ответам других детей, слушать собеседника, не перебивать без надобности.

Словарная работа:

  • Активизация словаря: пираты, воздушный шар, кабачок, земноводное.

Методы и приемы:

Наглядные:

  • Просмотр видеоролика «Пираты»;
  • Рассматривание слайдов - иллюстраций к игре «Четвёртый лишний»;
  • Работа с мнемотаблицей по теме «Зима».

Словесные:

  • Беседа по теме «Признаки зимы»;
  • Чтение пословиц  и поговорок о зиме;
  • Загадки на тему «Зима»;
  • Составление рассказа «Зимушка-зима» по схеме;
  • Указания;
  • Объяснение.

Игровые:

  • Дидактическая игра «Четвертый лишний»;
  • Игровое упражнение «Скажи наоборот» (с мячом);
  • Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом);
  • Игровое упражнение «Хлопни-топни».

Методы повышения речевой активности:

  • Метод вопросов.

Методы повышения эмоциональной активности:

  • Игра-приветствие «Скажем, здравствуйте!»;
  • Сюрпризный момент (появление разбойников на экране);
  • Проблемная ситуация «На поиски сокровищ».

Предварительная работа:

Выполнение артикуляционной гимнастики «Весёлый язычок»,  беседы о зиме, беседы о домашних и диких животных, рассматривание альбомов и иллюстраций (одежда, обувь, головные уборы, овощи, фрукты, птицы, мебель, транспорт, посуда), д/и «Что лишнее?», д/и « Составляем новые слова» (посуда),игровое упражнение «Поймай звук»,составление рассказов с использованием мнемотаблиц, разучивание пословиц и поговорок о зиме, разучивание физминутки «Воздушный шар».

Материалы и оборудование:  ТСО (телевизор, ноутбук),  мяч, зеркала на каждого ребенка, макет «записка разбойников», сундучок, раскраски.

Ход НОД:

Дети играют на ковре в свободном общении, в группу заходят гости.

Воспитатель: Доброе утро, уважаемые гости!  Мы с ребятами предлагаем вам друг друга поприветствовать.

Дети стоят полукругом на ковре лицом к гостям.

«Игра-приветствие»

Дети хором произносят:

Скажем, здравствуйте руками (хлопают в ладоши).

Скажем, здравствуйте ногами  (топают).

Скажем, здравствуйте глазами (моргают).

Скажем, здравствуйте мы ртом (здравствуйте).

Стало радостно кругом (улыбнулись)!

Воспитатель: Ребята, присаживайтесь на стульчики.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель: Обратите внимание на экран.

Просмотр видеоролика «Пираты»

«Здравствуйте ребята! Мы спрятали сокровища  на волшебном острове. Вы сможете их найти, если выполните задания, которые мы для вас придумали».

Воспитатель: Ребята, кто приготовил для нас задания?

Дети: Разбойники, пираты.

Воспитатель: Пираты, повторите, ребята.

Дети: Пираты.

Воспитатель: Вы готовы отправиться в путешествие на волшебный остров за сокровищами? (Да).  

Воспитатель: А на чём можно путешествовать?

Дети: На машине, на самолёте, на поезде, на корабле, на воздушном шаре.

Воспитатель: Отличная идея, Вика! Полетим на воздушном шаре! Ребята, скажем все вместе: «На воздушном шаре»!

Дети: На воздушном шаре!

Воспитатель: Но сначала давайте его надуем.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шар»

Дети встают на ковер в маленький круг

Воспитатель: Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).

Руками изображают шар, идут в круг, из круга.

Воспитатель: Летим!

На слайде – изображение воздушного шара.

А теперь надо приземлиться. Наш шар начинает медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с).

На экране появляется слайд с изображением солнечного острова.

Воспитатель: Вот и попали мы с вами на остров. Здесь нам придётся много и правильно говорить, поэтому нужно размять наши язычки. Присаживайтесь на стульчики и возьмите зеркала.

Дети берут зеркала. Зеркала под стульчиками.

Артикуляционная гимнастика « Жил весёлый Язычок »

Воспитатель и дети:

Жил весёлый Язычок в маленьком домишке,

Превращался во что мог, на радость всем детишкам.

Воспитатель:

Вот в лопатку превратился и на губке развалился.

Распластался, растянулся и губами улыбнулся.

(Дети выполняют упражнение «лопаточка»)

Вот широко рот открылся, Язычок поднялся вверх,

Потянулся, изогнулся и стал чашечкой для всех.

(Дети выполняют упражнение «чашечка»)

А теперь Язык наш колкий, стал он тонкий, как иголка.

Язычок свой потяни и иголкой уколи.

(Дети выполняют упражнение «иголочка»)

Язычок наш захотел – на качелях полетел,

Летят они, то вверх, то вниз, ты вместе с ними прокатись.

(Дети выполняют упражнение «качели»)

А теперь вот, погляди, - это скачут лошади.

Языком пощёлкай ты, как копытами они.

(Дети выполняют упражнение «лошадка»)

Воспитатель и дети:

Так живёт наш Язычок в маленьком домишке.

Превращается во всё на радость всем детишкам!

Воспитатель обращает внимание на бумажный свёрток.

Воспитатель:  Смотрите, записка, что же в ней? (читает)

Здесь все задания разбойников. Первое задание «Четвертый лишний».

Обратите внимание на экран, вам нужно сказать, что лишнее и почему?

Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (10 слайдов)

( 1 слайд - брюки, тапочки, сапоги, сандали;

2слайд – лимон, яблоко, банан, кабачок;

3 слайд – платье, футболка, джинсы, шапка;

4 слайд – кепка, шапка, шляпа, туфли;

5 слайд – кресло, пирамидка, юла, машинка;

6 слайд – сковорода, кастрюля, чайник, стол;

7 слайд – снегирь, воробей, сорока, волк;

8 слайд –бабочка, пчела, муравей, лягушка;

9 слайд – мотоцикл, автобус, машина, самолёт;

10 слайд – тюльпан, астра, ромашка, ель.

Ребенок: Я думаю, что здесь лишний кабачок, потому что лимон, яблоко, груша – это фрукты, а кабачок – это овощ.

Воспитатель: Какой интересный овощ – кабачок. Повторите, ребята.

Дети: Кабачок!

Ответы детей по каждому слайду

Воспитатель: Молодцы, ребята, верно отвечали. (Читаю записку разбойников) Второе задание называется «Закончи предложение».Вставайте в круг, отвечает тот, кому я бросаю мяч.

Дети стоят на ковре в кругу, воспитатель - в центре круга.

Игровое упражнение «Закончи предложение» (с мячом)

Хлеб кладут в … хлебницу;        

Салат кладут в салатницу;

Масло кладут в маслёнку;

Конфеты кладут в конфетницу;

Сухари кладут в сухарницу;

Селёдку кладут в селёдочницу;

Молоко наливают в молочник;

Соус наливают в соусник;

Соль насыпают в солонку;

Сахар насыпают в сахарницу;

Перец насыпают в перечницу;

Мыло кладут в мыльницу;

Салфетки ставят в салфетницу;

Чай заваривают в чайнике.

Дети продолжают стоять в кругу.

Воспитатель: Отлично, все предложения закончили правильно. Переходим к следующему заданию, которое называется «Скажи наоборот». Я говорю слово, а вы - его противоположное значение.

Игровое  упражнение «Скажи наоборот» (с мячом)

Добрый – злой

Смелый – трусливый

Мудрый – глупый

Жадный – щедрый

Трудолюбивый – ленивый

Высокий – низкий

Горячий – холодный

Новый – старый

Веселый – грустный

Друг – враг

День – ночь

Большой – маленький

Узкий – широкий

Правда – ложь.

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились и с этим заданием, присаживайтесь, а я посмотрю, что ещё приготовили для нас разбойники.

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Задание называется «Хлопни или топни». Я буду произносить слова, если в начале слова вы услышите звук [с] – вам нужно хлопнуть, если услышите звук [з]- топнуть. Вставайте со стульчиков и будьте внимательны.

Дети стоят возле стульчиков.

Игровое упражнение «Хлопни-топни»

Воспитатель: Снег, заяц, сыр, сани, замок, сумка, забор, зуб, суп, стул, самолёт, зонт, заколка, сок, сын, звонок.

Дети выполняют соответствующие движения

Воспитатель: Здорово у вас получилось, ребята, присаживайтесь!

Дети присаживаются на стульчики, воспитатель читает записку.

Воспитатель: Следующее задание – загадки от разбойников.

На экране демонстрируются слайды- отгадки.

Загадки на тему «Зима»

Воспитатель:

1. Бел, да не сахар,
Ног нет, да идёт.  
(Снег)

2. Без досок, без топоров -
Через реку мост готов.  
(Лёд)

3. Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нём,

Нос приделали, и в миг

Получился … (Снеговик)

4. Морковка белая

Всю зиму росла.

Солнышко пригрело,

И морковку съело. (Сосулька)

5.Снег на полях, лёд на реках,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зимой)

Воспитатель: Правильно, ребята, зимой.  На острове  сейчас жарко, повсюду зелень. А в группе, за окном, у нас какое время года?

Дети: Зима!

Воспитатель: Следующее задание «Назовите приметы зимы».

Беседа по теме «Признаки зимы»

Дети:

- Зимой падает снег;

- Люди надевают теплую одежду;

- Зимой ночь становится длиннее, а день короче;

- Становится очень холодно;

- На деревьях нет листвы.

Воспитатель: Какие пословицы и поговорки о зиме вы знаете?

Чтение пословиц  и поговорок о зиме

Дети:

-Мороз не велик, да стоять не велит!

-Спасибо, мороз, что снегу принес!

-Береги нос в большой мороз!

-Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий!

-В зимний холод всякий молод!

- Январь году начало, зиме – середина!

Воспитатель: Молодцы, знаете приметы  зимы. Приступаем к последнему заданию – вам нужно составить рассказ о зиме по схеме, которую приготовили для вас разбойники.

На экране - мнемотаблица по теме «Зима».

Составление рассказа «Зимушка-зима» по схеме»

Воспитатель: Ребята, какими словами можно начать рассказ о зиме?

Дети:

- Наступила зима. У зимы три месяца, декабрь, январь, февраль.

- Зимой повсюду снег.

- Зимой солнце светит, но не греет.

- В домах тепло. Где-то топят печь.

- На улице стало холодно, и люди одеваются теплее.

- Домашние животные зимой находятся в своих домах.

- Дикие животные зимуют по-разному: медведь и ёжик – в спячке, белка – в тёплом дупле, зайчик прячется под кустом.

- Люди заботятся о птицах, развешивают кормушки, приносят корм.

- У детей зимой много развлечений: катания на санках, лыжах, коньках, игры со снегом.

Воспитатель: Вот и получился у нас рассказ о зиме.

На экране появляется изображение разбойников.

 «Ребята, вы выполнили все задания и справились сними великолепно, а мы, как и обещали, отдаём вам сокровища.».

Воспитатель обращает внимание детей на сундук с сокровищами.

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращатьсяв детский сад, сундучок с сокровищами мы возьмем с собой.

Физминутка «Воздушный шар»

Дети:

- Шар воздушный надувайся, в путь дорогу собирайся.

(Все встают в маленький круг, затем имитируя, что надувают в нем воздух, круг расширяют).

- В группу мы к себе летим, оказаться там хотим.

( Кружатся на месте и присаживаются на стульчики).

Воспитатель: Где мы были, ребята? Что мы делали на волшебном острове? Какое задание показалось вам самым сложным? Что вам больше всего понравилось? Я думаю и гостям понравилось наше путешествие.

(Дети открывают сундук с сокровищами, идут рисовать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Тема: "Волшебное превращение"

Задачи: 1. Уточнять и закреплять правильное произношение звука "р", отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.2.  Развивать речь, голосовой аппарат, память, внимание, твор...

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе на тему "Волшебное путешествие по сказкам братьев Гримм".

Обогатить и уточнить представления детей о творчестве братьев Гримм.Расширять и обобщать имеющиеся знания у детей о сказках.Уточнять и расширять словарь по теме "Сказки".Развивать монологиче...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Путешествие на остров сокровищ»

Доставить детям радость от игр развивающей направленности. Поддерживать желание познавать новое, используя коммуникативные качества....

Конспект Образовательная область «Речевое развитие» По теме: «Путешествие в Волшебный лес» В средней группе (возраст детей 4-5 лет)

Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за; закреплять умения образовывать «ласковые слова&raqu...

Конспект ООД по речевому развитию в форме квест-игры «Волшебный сундучок Деда Мороза» старшая группа.

Задачи:Образовательные:- формировать умение подбирать прилагательные к словам, образовывать уменьшительно-ласкательные существительные,- упражнять в правильном произношении чистоговорок.Развивающ...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые». «Волшебная паутина»

Конспект занятия по речевому развитиюв старшей логопедической группе для детей с ОНР.Закрепление знаний по лексической теме «Насекомые».«Волшебная паутина»...

Конспект НОД по Речевому развитию в старшей группе "До свиданья, Зима", ОО- речевое развитие

В последние денёчки зимы ребята ещё раз о ней вспомнят и "попрощаются ", поиграв в различные речевые игры....