Возможности музыкальных пальчиковых игр в развитии речи дошкольников
статья по развитию речи

Наумова Наталия Александровна

Влияние  музыкальных  пальчиковых  игр на речь  дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2.statya.naumova_n.a.docx22.21 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Наумова  Наталия  Александровна,                   музыкальный  руководитель   МБДОУ  «Детский  сад общеразвивающего  вида  № 174» г.о. Самара

Возможности музыкальных  пальчиковых  игр                                                              в развитии  речи дошкольников

   С древних времен было известно  влияние воздействия  руки  на мозг человека. По  утверждению специалистов восточной медицины, пальчиковые  игры приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая все системы в отличном состоянии. Массируя  большие пальцы рук, вы избежите   головных болей. Если у вас  проблемы  с желудком и кишечником, помассируйте  указательные и средние  пальцы. Безымянный палец  отвечает  за печень, мизинец - за сердце.

    В головном мозге речевая область  является  частью  двигательной  области. Известный российский  физиолог, доктор  медицинских  наук  М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у людей шло параллельно, то есть одновременно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи». Таким  образом, речь развивается, если сформированы тонкие движений пальцев рук.

   Когда  моей  дочке  было четыре  года, мы провели эксперимент.  Я попросила её самостоятельно  умыться, а для этого  донести  в ладошках воду  до  лица. У дочки вода  расплескалась  из ладошек. Я  занялась с ней  пальчиковой  гимнастикой.

  Пальчиковая  гимнастика  просто  необходима для овладения навыками мелкой моторики, развития речи. Она повышает работоспособность коры головного мозга, развивает  психические процессы: внимание, мышление,  память, воображение. Дети  становятся  более  спокойными.

  Ловкими, умелыми и послушными пальчики становятся не сразу. Не сразу   получается загибать и разгибать  пальчики  по очереди, но детям очень  нравится то, что я пропеваю  песенки и потешки.

      Музыкальные  пальчиковые   игры  развивают: слуховое восприятия, музыкальную память, чувство ритма, образное мышление, фонематический, интонационный, музыкально-певческий слух.

  В интернет-источниках   я познакомилась  с методикой Железновых.

  Железновы Сергей Станиславович и Екатерина Сергеевна (отец и дочь) являются авторами программы и методических разработок раннего музыкального развития «Музыка с мамой». Ими выпущено много разнообразных аудио и видеодисков  с веселой музыкой, красивыми мелодиями, простыми песенками, ярким исполнением. Данную  методику используют  не только  в России.

   Я стала  применять  эту  методику   с детьми   в детском саду. Начала  с малышами  играть  в «Обезьянок»  и «Паучков» (так называются  пальчиковые  игры    Железновых). С детьми  старшего  дошкольного возраста  разучивала  «Маленькую  Катю», «Десять  мышек»  и др.

     Моим  малышам  очень  нравились музыкальные  пальчиковые  игры, я включала  игры  в  сценарии развлечений  и праздников  «Мы  большими  выросли!», «В гости  к бабушке», «Клоуны  и Клоунята».

   К концу  года  дети  стали  лучше  говорить, эмоционально исполнять песни  и стихи, перестали  бояться  большого зала и зрителей.

  Развитие мелкой моторики активизирует у детей работу мозга, способствует накоплению словарного  запаса  и помогает дошкольникам подготовить руку к обучению  в школе, к письму. Детям  старшего  дошкольного  возраста тоже  нравятся музыкальные пальчиковые игры.

   По отзывам воспитателей, ребята  часто  играют  в свободное время в пальчиковые  игры  «Поросята», «Краб», «Часы».

 Музыка становится понятней и интересней для детей именно через движения. Поэтому основой музыкальной деятельности для малышей  должны быть танцы, жестовые, подвижные игры и музицирование.

   Особенно детям нравятся «Тук-ток», « Лесенка», «Весна»

   В работе я использовала фонограммы. На начальном  этапе,  в период  разучивания  пела  и проговаривала  сама в медленном  темпе, чтобы  дети  успевали  делать  движения  и запоминали  слова. Сначала  я показывала  игру, садилась  напротив, на уровне  глаз детей – ребята  смотрели, затем  малыши  самостоятельно  пытались  выполнить  движения. Иногда  я помогала  тем, у кого  не получалось.  Некоторые  дети  начинали  сразу  и подпевать,  и выполнять  движения. В основном  малыши только  выполняют движения, когда  слышат  знакомую  песенку. Важно, чтобы  игра  нравилась  детям, и они  хотели  сделать  всё  самостоятельно. Иногда  ребёнок  выполняет  движения  не как все, по-особенному.  Не стоит его корректировать, пусть  проявит  свои  творческие  способности, покажет  свою  мышку  или  собачку.

   Такие пальчиковые игры, как «У жирафов», «Десять  мышек», «Котята»

позволяют развить у ребенка координацию движений, тонкие тактильные ощущения, развивают  умственную  деятельность  малыша.

  Яркие, образные  тексты  пальчиковых  игр «Где же ручки?», «Кролик»    являются шпаргалкой к несложным  движениям, легко запоминаются ребёнком, настраивают его на игру. С помощью стихотворного ритма у детей совершенствуется произношение, отрабатывается правильный темп речи, развивается речевой слух.

     Систематические занятия по методике Железновых обеспечивают  активное развитие речи у детей, развитие музыкального слуха, мелкой и крупной моторики, творческих способностей.

  В заключении  я хочу  привести  слова В.А.Сухомлинского о том, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».        

                 

Список литературы:

Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». - СПб.: «Паритет», 2003;

 Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». - М.: Творческий центр Сфера, 2009.

Е. Железнова http://www.m-w-m.ru/

Кольцова М. М. «Ребенок учится говорить»- М.: «Сов. Россия», 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные возможности у старших дошкольников с нарушением зрения.

Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития ребёнка, который помог бы ему осознать себя субъектом деятельности.  Несмотря на разработанность программ и ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТОЛЕРАНТНОГО ОНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ТРЕНИНГОВЫХ ЗАНЯТИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Представляю свою статью, опубликованную в электронной книге, созданой по результатам работы на базе нашего детского сада стажировочной площадки "Особый ребенок. Социализация и успешность детей с ...

Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ "

Толерантность - это проявление терпимости, уважения и понимания к личности другого человека независимо от каких либо отличий....

ФОРМИРОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения выработанных ценностей национальной культуры, тесно связано с у...

Определение потенциальных возможностей психического развития дошкольника

Материал позволяет определить перспективы коррекционных и развивающих занятий и, в том числе, необходимость их реализации для детей 4,5-7,5 лет. За основу методической разработки положена психодиагнос...

Применение предметно схематических моделей и их возможность в ознакомлении дошкольников с окружающим миром.

Практико-ориентировачный подход в образовании: от цели к результату (сборник статей/ выпуск №2)Как ознакомить старших дошкольников с объектами неживой и живой природв и окружающим миром. Что важно не ...