Методическая разработка НООД по Речевому развитию в старшей группе "Итоговая викторина по сказкам"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Ялбачева Ирина Евгеньевна

В статье собран и систематизирован большой объём материала для проведения викторины по сказкам в старшей группе детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговая викторина по сказкам

(старшая группа)

Цели и задачи:

  • Закрепить и расширить знания детей о сказках, познакомить с новыми понятиями «народные» и « литературные» сказки.
  • Пробудить интерес в детях к театрализованной игре; развивать интонационную выразительность речи; обогащать словарный запас детей.
  • Способствовать развитию речи, воображения, мышления, памяти.
  • Воспитывать такие качества, как дружелюбие, товарищество, взаимовыручка.
  • Вызвать положительный эмоциональный отклик.

Ход викторины:

- Сегодня, ребята, мы  с вами побываем в гостях у сказки. С самого раннего детства мы  слышим  сказки. Их нам читает  мама, когда укладывает спать, рассказывает бабушка тихими зимними вечерами, мы слушаем сказки в детском саду. Их любят не только дети, но и взрослые.

Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло.

Сегодня мы с вами вспомним сказки, сказочных героев, узнаем что-то новое, отдохнем вместе со сказкой.

- Ребята, а кто придумывает сказки?

А придумывали сказки люди и рассказывали их друг другу.

Так через века дошли сказки и до нас. Называются они народными. А еще есть сказки литературные. Их придумал и написал  один человек - писатель или поэт.

 - А какими словами начинаются сказки?

Жили - были, жил – был…, В некотором царстве – в некотором государстве…

 - А что такое сказка?

 Необыкновенная история с людьми, животными. С героями случаются необыкновенные  приключения, волшебство. В сказках говорят звери, птицы, вещи.

- А какие волшебные предметы  помогают сказочным героям путешествовать?

Сапоги-скороходы, ковер-самолет, летучий корабль, клубочек, ступа, метла, серый волк, сивка-бурка.

 

- А как сказки заканчиваются?

Добро побеждает зло. В сказках всегда счастливый конец,  и мы радуемся вместе с героями сказок.

- Какими словами заканчиваются сказки?

И жили они долго и счастливо. И я там был, мёд-пиво пил, да усы лишь обмочил.

1 конкурс: «Разминка»

1. Кто поймал стрелу Ивана царевича? (царевна лягушка)

2. Какая избушка была у лисы, а какая у зайчика? (ледяная и лубяная)

3. К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)

4. Какое яйцо снесла курочка Рябя? (золотое)

5.Как звали друга Чебурашки. (Крокодил Гена)

6. Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

7. Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)

8. Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)

9. Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)

10. С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком, медведем, лисой)

11. Кто разбил золотое яичко? (мышка)

12. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»(хвостом)

13. Кто сделал Буратино? (Папа Карло)

14. Кто помогал девочке с братом скрыться от гусей-лебедей? (молочная река - кисельные берега, яблоня, печка)

2 конкурс: «Узнай сказку по описанию»

1. В сказке небо синее, В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня! Реченька, спаси меня! «Гуси-лебеди»

2. На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому«Заюшкина избушка»

3. Вор пшеницу воровал,

 А Иван его поймал.

Вор волшебным оказался,

И Иван на нем катался. «Сивка-бурка»

4. Вымолвил словечко –

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю и царевне.

И за что, не знаю,

Повезло лентяю? «По щучьему велению»

5. Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко. «Кот, петух и лиса»

6. Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

7. А дорога – далека,

а корзинка – нелегка.

Сесть бы на пенек,

съесть бы пирожок. «Маша и медведь»

8. Из муки он был печен,

 На сметане был мешен.

На окошке он студился,

По дорожке он катился.

Был он весел, был он смел

И в пути он песню пел.

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый мишка.

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую лису,

От нее уйти не смог.

 Что за сказка«Колобок»

9. Мышка дом себе нашла.

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов. «Теремок»

10. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слёзы льёт бедняжка. «Снегурочка»

Физкультминутка «Репка».

Вот ее мы посадили (наклониться)

И водой ее полили (имитация движений)

Вырастала репка

Хороша и крепка, (развести руки в стороны)

А теперь ее потянем (имитация движений)

И из репы кашу сварим (имитация еды)

И будем мы от репки

Здоровые и крепкие. (показать силу).

3 конкурс «Угадай героя сказки».

Вот еще одна игра.

Вам понравится она.

Я  вопрос хочу задать

Ваше дело - отвечать.

1. Зимним утром баба с дедом

Внучку сделали из снега.

Но не знала крошка эта

Что беда грозит ей летом. ( Снегурочка).

2. Девочка по лесу шла

И на домик набрела.

Видит, что хозяев нет.

На  столе стоит обед.

Из трех чашек похлебала,

В трех постелях полежала. ( Маша из «Трех медведей»)

3. Буратино и лечила, и учила.

Когда ж он стал озорничать,

Пришлось его ей наказать. ( Мальвина из « Золотого ключика»).

4. Появилась из цветочка

Всего дюйм была росточком.

На ней хотел жениться крот,

Но ласточка взяла в полет

И девочку она спасла

От старого мрачного крота. ( Дюймовочка).

5. Уговаривала братца

Старшая сестрица:

« Ты из лужицы не пей

Мутную водицу».

Не послушался мальчонка -

Превратился он в козленка. ( Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)

4 конкурс «Исправь ошибку»

«Петушок Ряба»«Даша и медведь»

«Волк и семеро ягнят»«Утки – лебеди»

«Лисичка с кастрюлькой»«Заюшкин домик»

«Царевна Индюшка»«Катя и братец Иванушка»

«Иван-царевич и зеленый волк»«Лисичка-сестричка и серая мышь»

«По собачьему веленью»«Пузырь, соломинка и ботинок».

5 конкурс «Волшебные слова произнеси»

Какие слова надо произнести, чтобы:

  1. Вызвать сивку – бурку (сивка бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой).
  2. Сварить кашу в волшебном горшочке (раз, два, три, горшочек вари).

3. Исполнить желание с помощью волшебной щуки (по щучьему велению, по моему хотению).

4. Исполнить желание с помощью лепестка  (Лети, лети, лепесток через запад на восток, через север, через юг возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-моему вели).

5. Волшебные слова Мойдодыра (кара-барас).

6 конкурс «Фоторобот»

  1. Медведь. Любит мед. Голова набита опилками. Не лишен литературных способностей. (Винни – пух).
  2. Мальчик. Издает стойкий запах лука. На голове зеленый хохолок. Опасен. Вызывает обильные потоки слез. (Чиполлино).

3.    Кукла. Место работы - кукольный театр. Отличительная черта  характера – воспитанность. Особая примета – волосы голубого цвета. (Мальвина ).

4. Кот. Место жительства – деревня Простоквашино. (Матроскин).

7 конкурс «Книжные правила»

1.  Книги брать чистыми руками

2.  Книги нельзя рвать.

3. Книги нельзя мять.

4. Нельзя рисовать на книгах.

5. Нельзя загибать углы.

Но есть еще одно золотое правило, которое надо запомнить: «Книги любят тишину», поэтому нельзя громко разговаривать, шуметь и баловаться, надо быть внимательными.

Последний конкурс – «Отгадай сказку по обложке»

Дополнительно. Загадки

1. На сметане мешён,
На окошке стужён.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок)

2. Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Мама красивую шапочку сшила,
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка.
Как зовут её? … (Красная Шапочка)

3. Друг за друга по цепочке,
Ухватились все так прочно!
Но ещё помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

4. Человек немолодой,
С преогромной бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас)

5. В шляпе синенькой мальчишка,
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его … (Незнайка)

6. И на мачеху стирала,
И горох перебирала,
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? … (Золушка)

7. Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин,
И приятель Пятачок.
Для него прогулка – праздник,
И на мёд особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок … (Винни-Пух)

8. Трое их живёт в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки
Кто герои этой сказки? (Три медведя)

9. В лесу тёмном на опушке,
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

10. Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина –
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Моё имя … (Буратино)


11.Летела стрела и попала в болото.

А в том болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожею

Сделался милой, красивой, пригожей.

Царевна-лягушка.)

12.Отворили дверь козлята

И пропали все куда-то. (Волк и 7 козлят.)

13.На окошке он студился,

Взял потом и укатился

На съедение лисе. (Колобок.)

14.Заигралась сестрица.

Унесли братишку птицы.

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня!(Гуси-лебеди.)

15.Вор пшеницу воровал,

А Иван его поймал.

Вор волшебным оказался,

И Иван на нем катался.

(Сивка – бурка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по познавательно- речевому развитию (старший дошкольный возраст) по теме: Загадки о времени

Использование загадок о времени поможет воспитателю закрепить знания детей о временах года, месяцах, днях недели....

Конспект НООД по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Целью данного занятия является: совершенствование  представлений детей старшего дошкольного возраста о многообразии лексического значения слова, обогащение словарного запаса за счет слов - синони...

Конспект НООД по математическому развитию в старшей группе "Путешествие по сказке"

конспект занятия по математикев средней группе. Дети учатся определять состав числа 5....

Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы"

Методическая разработка занятия по речевому развитию для детей старшей группы компенсирующей направленности "Дифференциация звуков З-С" на материале лексической темы "Весна. Первоцветы...

Методическая разработка на тему: «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста через изо деятельность»

Обращаясь к анатомическим отношениям, исследователи обратили внимание на то, что около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой мото...

Методическая разработка по коммуникативно-речевому развитию детей дошкольного возраста «Общение в радость» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему « Составление описательных рассказов о домашних животных с использованием пла

Посмотрите, кто у нас сегодня в гостях ( Лунтик). Ему очень понравились домашние животные, только он еще мало о них знает и не всех запомнил. Готовы вы помочь Лунтику узнать о домашних животных больше...