Технология "Речевые таблицы"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Лямкина Наталья Валерьевна

 Хочу поделиться с вами, своим опытом, на мой взгляд в одной из важнейших областей развития ребёнка и одной из самых сложных – это развитие речи.

Потому как  с древних времен речь это единственный доступный человечеству способ коммуникации и важнейшая психическая функция присущая только человеку.

Поделиться опытом работы в области развития речи дошкольников. Детей старшего дошкольного возраста – моих воспитанников.

Представляю вашему вниманию технологию, над которой  разработаю в течении трех лет, многое удалось опробовать в процессе моей педагогической деятельности - технлогия  «Речевые таблицы». На протяжении многих лет,  готовясь к занятиям по развитию речи все мы так, или иначе используем дидактические материалы: картинки, иллюстрации, фотографии, которых на сегодняшний день представлено на рынке великое множество.

Поэтому в процессе работы мне пришла идея объединить эти картинки в одну визуальную таблицу по конкретной лексической теме, для более интенсивного ее освоения. В чем уникальность моего ноу хау, вы спросите меня? Уникальность заключаеется в построении визуального ряда таблицы, которая включает шесть колонок соответсвующх вопросам  плана обучения рассказыванию: 

 

1.Что? Кто?
2.Какой? Какая?
3.Когда? Где?
4.Почему?
5.Зачем ?
6.Для чего?

А так же в том, что, таблица, которя включает в себя шесть колонок объединенных одной темой, может служить как единым целым , так и отдельные колонки с сопутствующим визуальным рядом могут выступать ввиде отдльной лексической темы -это хорошо видно на примере таблицы "Богатыри земли русской"

Где возможно  использовать?

художественное и эстетическое развитие; 

речевое развитие;

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

физическое развитие.

Работу по речевым таблицам можно начинать вводить в занятия с 4-5 лет . Но рациональнее в старшем  дошкольном возрасте, когда у детей накоплен основной словарный запас:

Хочется отметить, что немаловажную роль в освоении лексической темы и умению пользоваться таблицами  играет непосредственное участие детей в образовательном процессе виде игры.

Это может быть воссоздание таблицы  по образцу. В этот момент дети четко и внимательно отслеживают последовательность визуальных образов, что ведет к интенсивному запоминанию.

Можно предложить ребятам создать свою таблицу  через определенный набор карточек по заданной лексической теме.

Либо создать ее самому через составление и вырезывание картинок из журналов по типу коллажа.

Речевые таблицы являются эффективными помощниками в образовательном процессе старших дошкольников..

Использование речевых таблиц  делает процесс запоминания не только эффективным, но и увлекательным.

Применение данной технологии  позволяет запоминать информацию быстрее в несколько раз (при условии постоянного применения).

Систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием данной технологии  дает свои результаты: у детей появляется желание пересказывать; расширяется кругозор знаний об окружающем мире; активизируется словарный запас; дети преодолевают робость, застенчивость.

Проявляют интерес к работе с таблицами, вследствие чего легко осознают композиционное строение связного высказывания, легче воспринимают и перерабатывают зрительную информацию, сохраняют  её в памяти и воспроизводят, правильно связывают сюжет, выстраивают между собой части сюжета и передают последовательно готовый текст без помощи воспитателя, пробуют создавать свои таблицы ,повышается познавательная активность детей.

Всего мною на текущий момент создано 55  таблиц .

И в заключении хочется сказать – основной и саамы продуктивный  метод развития ребенка это игра.

Через игру – ребенок познает мир! Речевая таблица работает как дидактическая игра. Подбери картинку, что лишнее, угадай слово,  собери картинки по порядку и т.д. Таблица предполагает множество вариаций все зависит от вашей фантазии и опыта работы.

Превратив свои занятия в увлекательную игру можно с легкостью добиться хороших результатов.)))

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon rechevye_tablitsy_szhatie.pdf1.83 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблицы

Таблицы для постановки правильного диагноза.диагноза. Созданы не мною, но давно пользуюсь в работе....

Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии

Таблица основных нарушений при различных формах дизартрии Форма дизартрииВедущий синдромФорма ДЦПХарактер нарушения мышечного тонусаНаличие непроизвольных насильственных движений и синкинез...

Учим правила движения, как таблицу умножения!

Семья Слабецкого Глеба делится своим опытом по безопасности дорожного движения....

Логопедическая таблица: "Структура речевого дефекта и направления работы".

В приложенном файле представлена сводная таблица основных нарушений речи у детей дошкольников и направлений работы с ними. Таблица может быть хорошим подспорьем в работе начинающих логопедов....

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДЕТЕЙ,

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ПО КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ПЛАНАМ за 2011-2012 учебный год   Список детей Развитие мелкой мо- торики Развитие слухового восп...

Диагностические таблицы по образовательной области "Художественный труд.лепка"

Диагностические таблицы по ОО " Художественный труд.Лепка"для первой и второй младшей группы...

Карты-таблицы по мед.пед.контролю в доу

Карты-таблицы по Галицыной для проведения медико-педагогического контроля в ДОУ...