конспект организованной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему:"Осенний урожай"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Представлен конспект организованной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: "Осенний урожай", разработанный с ФГОС  ДО,  направленный на совершенствование речи детей.   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_rechevomu_razvitiyu_osenniy_urozhay.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Осенний урожай

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени.

Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы;

Развивающие: развивать связную речь, дружеские отношения, умение работать в группе;

Воспитательные: любовь и уважение к природе.

Материал: Игрушка белка, ягоды-муляжи, картинки ягоды, овощи, фрукты, 2 корзины

Предварительная работа:

  • Наблюдение за огородом детского сада
  • Рассматривание альбома «Овощи», «Фрукты», «Лесные и садовые ягоды»
  • Отгадывание загадок
  • Лепка «Овощи»
  • Аппликация «Ваза с фруктами»
  • Рисование «Ветка рябины»
  • Стихи об овощах, фруктах и ягодах

Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, экран, диск Е. С Железновы "Песенки для массажа"

Ход занятия:

1. Организационный момент

Воспитатель:

- Доброе утро! –

Птицы запели.

- Добрые люди

Вставайте с постели,

Прячется вся темнота по углам,

Солнце взошло и идет по домам.

Вы поскорее ко мне подойдите

И друзей с собой видите

- Вас в круг, ребята, собираю!

Пообщаться приглашаю!

(Дети собираются около педагога)

Воспитатель: 

- Дети, кто это шевелится у меня под колпачком? (Белочка)

Белочка: Я готовлюсь к зиме, собираю осенний дары. Вот заблудилась, помогите мне.

Воспитатель:

- Ребята, а где живет белочка? (в лесу)

- Нам надо проводить белочку в лес и собрать для нее осенний урожай.

- Скажите, какое сейчас время года? (Осень)

- Какой урожай собирают осенью? (Фрукты, овощи, ягоды, грибы)

- Сегодня мы с вами будем говорить о дарах осени и должны будем заглянуть во фруктовый сад, на огород – где растут овощи и помочь белочке собрать урожай грибов в лесу.

Воспитатель:

- Вы готовы? Тогда в путь

Упражнение «Назови овощи»

Воспитатель:

- Посмотрите, куда мы с вами попали? (На огород)

- Ребята, что растет на огороде? Давайте посмотрим на слайды

- Как назвать одним словом морковь, капусту, перец, лук? (Это овощи)

- Белочка, мы для тебя соберем овощи в корзину.

Речевое упражнение «Убираем овощи»

- Как убирают овощи? Подберите слова-действия.

- Картофель (выкапывают)

- Лук (срезают)

- Редис (выдергивают)

- Помидор (срывают)

- Морковь (выдергивают, а большую выкапывают)

- Баклажан (срывают)

- Перец (срывают)

- Свекла (выдергивают, а большую выкапывают)

- Капусту (срезают)

Упражнение «Повтори слова»

- Я положу белочке в корзину овощи (муляжи): помидор, огурец, перец, морковь, редис.

- Запомнила белочка, что у тебя в корзинке лежит?

Белка: Нет

- Ребята, давайте вместе с вами повторим, что у белочки в корзине, какие овощи?

- А теперь нам надо отправиться, за фруктами.

Воспитатель:

Упражнение «Назови фрукты»

- Рядом с огородом, сад. Посмотрите, сколько здесь деревьев

- Посмотрите и скажите, что растет в саду

Упражнение «Один много»

Воспитатель:

- Надо собрать фрукты для белочки в корзину.

Белка: Здесь всех фруктов по одному, а мне надо много, чтобы всем лесным жителям хватило.

- На картинке одна груша, а ежику надо много (груш)

- Одно яблоко, много (яблок)

- Один банан, много (бананов)

- Один апельсин, много (апельсинов)

- Один лимон, много (лимонов)

- Один мандарин, много (мандаринов)

Упражнение «Назови садовые ягоды»

Воспитатель:

- Ребята, в саду растут не только фрукты. Посмотрите на слад назовите и скажите одним словом, что это?

- Белка: Таких ягод я никогда не видела, не пробовала.

Воспитатель:

- Давайте белочке расскажем об этих ягодах

«ЗА ЯГОДАМИ» (пальчиковая гимнастика)

Раз, два, три, четыре, пять,          Пальчики обеих рук «здороваются», начиная 

                                                                   с больших

В лес идём мы погулять.               Обе руки  «идут» указательными и       

                                                                 средними пальцами по столу        

За черникой,                                   Загибают пальчики, начиная с большого.    

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдём

И братишке отнесём.

Упражнение «Опиши ягоду»

Воспитатель:

- Расскажите белочке про садовые ягоды (с ягодами – муляжами) по плану: форма, размер, цвет, вкус

- Клубника круглая, маленькая, красная с черными пятнами, сладкая

• Ай-да скромница-клубника,

Твоего не видно лика.

Раскраснелась со стыда.

Ох, не скрыться никуда.

- Малина (форма, размер, цвет, вкус)

• Бабье лето! Дивные рубины

Приласкала тихая заря.

Щедро ремонтантная малина

Падает в лукошко сентября.

Белка: Но ведь эту ягоду собирают летом

Воспитатель:

- Белка, это особая ягода. Это такие сорта, которые обладают способностью к повторному и многократному цветению и плодоношению, т. е. за сезон можно собирать по 2-3 урожая. Такие сорта называют – ремонтантными и второй сбор урожая у них осенью.

- Смородина (форма, размер, цвет, вкус)

• Красная смородина

До чего крупна!

Кисленькая, вроде бы,

Но с сахаром, вкусна!

- Крыжовник (форма, размер, цвет, вкус)

• Не крапива, не шиповник,

Но шипами так же густ...

Называется - крыжовник

Этот злой кошачий куст.

                Упражнение «Какая ягода» (слова-признаки)

Воспитатель:

- Подберите слова- признаки, ответив на вопрос какой, какая, какие?

- Клубника, какая? (красная, сладкая)

- Малина, какая? (малиновая, желтая, сладкая)

- Смородина, какая (белая, черная, красная, сладкая)

Белка: Спасибо, у меня полная корзина овощей, фруктов и садовых ягод. Я вижу тропинку в мой лес. Приглашаю вас в лес, покажу вам осенние дары в лесу.

(по щелчку, звучит музыка или звучит магнитофонная запись "Песенки для массажа" Е. С Железновы №29)

Белка: Я вам покажу дорожку в лес, а вы выполняйте движения вместе со мной

  Массаж рук «Строим дом»

Целый день тук да тук,         Похлопывание ладонью правой руки по левой    

                                                руке от кисти плечу.

Раздается звонкий стук.        Похлопывание ладонью по правой руке.

Молоточки стучат,                 Поколачивание правым кулачком полевой

                                                 руке от кисти к плечу.

                                             

Строим домик для зайчат.     Поколачивание кулачком по правой.

Молоточки стучат,

Строим домик для бельчат.    Растирание правым кулачком левой руки

Этот дом для белочек,             круговыми движениями.

Этот дом для зайчиков,           Растирание левым кулачком правой руки.

Этот дом для девочек,             Быстро «пробежаться» пальчиками правой  

                                                    руки по левой кисти к плечу.

Этот дом для мальчиков,        «Пробежаться» пальчиками по правой  

                                                    руке.

Вот какой хороший дом,         Погладить правой ладонью левую руку от  

                                                    Кисти к плечу.

Как мы славно заживем,          Погладить  левой ладонью правую руку.

Будем песни распевать,             Скользящие хлопки ладоней друг о друга

Веселиться и плясать.                («тарелочки»).

Белка: В лесу много ягоды, только вот я не знаю, как она называется

Упражнение «Назови лесную ягоду»

Воспитатель:

- В лесу не только много ягод, но и грибов. Только нужно быть внимательным и собирать, какие грибы? (Съедобные)

- Посмотрите на слайд и назовите съедобные грибы. (Опенок, груздь, сыроежка, лисичка)

- Какой гриб несъедобный? (Мухомор)

Белка: Спасибо большое! У меня полная корзина осеннего урожая

Воспитатель:

- Назови, какие дары осени мы сегодня собирали для белки

Огурец, помидор, баклажан – это …

Яблоко, груша, апельсин – это …

Клубника, малина, смородина – это …

Рябина, калина, ежевика – это …

Опенок, сыроежка, груздь – это …

Белка: Большое спасибо! Мне пора прощаться с вами, возвращаться домой, готовить свой домик к зиме. Теперь я знаю не только лесные ягоды и грибы, но и фрукты, овощи и садовые ягоды. Я всем лесным жителям расскажу про это. До свидание.

 

- Ребята, нам тоже пора возвращаться домой. Мне очень интересно было с вами сегодня путешествовать. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности « Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Осень»

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной деятельности « Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Осень»...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе на тему: «Осень»

Активизация глагольного словаря дошкольников (капает, льет, идет, моросит, барабанит, стучит, желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится и другие); согласование глагола с существител...

Конспект организованной – образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: "Мы артисты"

Данная работа будет полезна воспитателям старших групп. Занятие представлено в игровой форме. Действия происходят в "киностудии", где дети выполняют роль артистов....

Конспект образовательной деятельности ОО «Речевое развитие» в старшей группе на тему «КОСМОС»

Занятие направлено на развитие грамматического строя речи детей старшего  дошкольного возраста...

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе на тему: "Путешествие по Санкт-Петербургу"

Цель: создать условия для обобщения и систематизации полученных знаний о Санкт-Петербурге, создать условия для развития связной монологической речи.Задачи:-образовательная: способствовать закрепл...