Перспективный план работы в образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Балацкая Жанна Александровна

В перспективном плане представлены задачи по каждому разделу работы в образовательной обасти "Речевое развитие" по периодам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Перспективный план26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

работы в образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

I период (сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)

Раздел 1. Развитие моторных функций

Задачи:

  • выработка четких координированных движений артикуляционного аппарата;
  • развитие ощущений от движений органов артикуляции;
  • формирование умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
  • развитие общей моторики, выработка координации речи с движением;
  • развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
  • обучение мимической гимнастике;
  • обучение самомассажу лица и шеи.

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции

Задачи:

  • формирование правильного речевого дыхания;
  •  постановка нижнедиафрагмального дыхания;
  •  обучение детей умению коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
  • выработка умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо.

Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов

Задачи:

  • формирование слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
  • знакомство со звуками А- Я, О- Ё, У- Ю,  
  • упражнение в выделении гласных звуков в начальной ударной позиции в слове и согласных звуков в конце слова;
  • определение местоположения звука в словах: «звук в начале слова», «звук в конце слова»;
  • упражнение в подборе слов на заданный ударный гласный звук в начале слова;
  • знакомство детей с понятиями «гласный звук», «согласный звук», «звонкий согласный звук», «глухой согласный звук»;
  • знакомство с понятиями «слово»- «предложение»;
  • формирование умения анализировать обратные слоги типа: АН, УН с выкладыванием схемы;
  • формирование умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
  • формирование умения делить на слоги двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы.

Раздел 4. Лексика

Задачи: формирование, расширение, уточнение и активизация словаря по темам:

 «Наш любимый город Ставрополь», «Фрукты. Сад», «Овощи. Огород», «Грибы. Ягоды», «Осень», «Деревья и кустарники», «Человек», «Семья. День матери», «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь».

Раздел 5. Грамматический строй речи
(по лексическим темам I периода)

Задачи:

  • отработка падежных окончаний имен существительных единственного числа;
  • упражнение в образовании формы множественного числа имен существительных от формы единственного числа именительного падежа;
  • формирование умения согласовывать глаголы с именами существительными единственного и множественного числа (яблоко растет, яблоки растут);
  • упражнение в согласовании имен существительных с прилагательными в роде, числе, падеже;
  • закрепление умения согласовывать имена существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, мое, мои;
  • формирование умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением, используя суффиксы -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-;
  • обучение согласованию числительных два и пятьс именами существительными;
  • упражнение в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев и т.д.);
  • закрепление навыков использования в речи простых предлогов: на — с, в — из;
  • упражнение детей в подборе слов, сходных по значению (синонимы);
  • упражнение детей в подборе слов, противоположных по значению (антонимы).

Раздел 6. Связная речь

Задачи:

  • обучение детей составлению простых распространенных предложений;
  • обучение детей умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным предложением;
  • обучение составлению описательных рассказов по темам I периода;
  • работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);
  • обучение детей пересказу небольших рассказов и сказок с использованием фланелеграфе, сюжетных и предметных картинок (дословный и свободный пересказ).

Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма

Задачи:

  • знакомство с буквами А- Я, О-Ё, У-Ю (без акцента на запоминание);
  • упражнение в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезании, «рисовании» в воздухе, соотношении с окружающими предметами.

Раздел 8. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда

Задачи:

  • развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики по заданию учителя-логопеда;
  • развитие мимической мускулатуры лица по заданию учителя-логопеда;
  • упражнение в анализе обратных слогов и определении места звуков в словах: начало и конец слова;
  • активизация и закрепление отработанного словарного запаса;
  • упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
  • подготовка детей к занятиям по развитию связной речи;
  • закрепление выработанных навыков вовремя режимных моментов, в играх, развлечениях и других видах деятельности.

К концу I периода:

  • должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки некоторых звуков и характеристики звуков 1 периода обучения, с опорой на ощущения от положения органов артикуляции;
  • развитие мелкой моторики должно способствовать развитию речевой функции в целом;
  • должны быть выработаны: целенаправленная воздушная струя; умение произвольно менять силу голоса;
  • должны быть выработаны навыки характеристики звуков I периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно-вибрационного; определения места звуков в словах: начало (гласные звуки) и конец слова (согласные звуки) и звукового анализа обратных слогов; слоговой анализ трехсложных и двухсложных слов; закреплены понятия «гласный и согласный звук», «слог», «слово»;
  • словарный запас по лексическим темам первого периода должен соответствовать норме;
  • должны быть выработаны умения по лексическим темам I периода: изменять имена существительные по падежам, образовывать имена существительные множественного числа, с уменьшительно-ласкательным суффиксом; согласовывать имена существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать имена существительные с притяжательными местоимениями и глаголами; правильно употреблять в речи простые предлоги; подбирать слова, сходные по значению (синонимы); подбирать слова, противоположные по значению (антонимы).
  • должны быть выработаны навыки составления простых предложений по демонстрируемым действиям; умение задавать простые вопросы и отвечать на них, составлять описательные рассказы по лексическим темам I периода и пересказывать небольшие рассказы и сказки;
  • дети должны познакомиться с буквами I периода, уметь выкладывать их из различных мелких предметов.

II период (январь, февраль, март апрель, май)

Раздел 1. Развитие моторных функций

     Задачи:

  • развитие четких координированных движений артикуляционного аппарата;
  • развитие ощущений от движений органов артикуляции;
  • выработка умения анализировать положение артикуляционных органов при произнесении звуков;
  • развитие общей моторики и координации речи с движением;
  • развитие мелкой моторики рук: пальчиковая гимнастика, работа со шнуровкой, мелкой мозаикой, составление узоров, фигур по образцу, обведение, закрашивание и штриховка;
  • развитие мимической мускулатуры лица;
  • проведение самомассажа лица и шеи.

Раздел 2. Развитие дыхательной и голосовой функции

Задачи:

  • развитие речевого и нижнедиафрагмального дыхания;
  • развитие умения коротко и бесшумно вдыхать (не поднимая плечи), спокойно и плавно выдыхать;
  • развитие умения произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо;
  • совершенствование четкости дикции.

Раздел 3. Формирование фонетико-фонематических процессов

Задачи:

  • развитие слухового внимания и восприятия на материале речевых и неречевых звуков;
  • знакомство со звуками: Ы- И, Э- Е, П, Т- Т*, К- К*, М- М*, Б- Б*, Д-Д*, Н- Н*, В- В*, Ф-Ф*, Г- Г*, Х- Х*, К-Х, С – С*, З- З*, Ш, Ж, Ш-Ж, С-Ш, З-Ж, Й, Р-Р*, Л-Л*, Ц, С-Ц, Ч, Ч-Т*, Ц-Ч, Щ, Ч-Щ, Л*- Й
  • упражнение в выделении гласных и согласных звуков в начале, середине и конце слов; определение местоположения звука в словах;
  • упражнение в подборе слов на заданные гласные и согласные звуки;
  • знакомство с понятиями «гласный звук», «согласный глухой звук», «согласный звонкий звук»;
  • закрепление знаний детей о предложении, знакомство с графической схемой предложения;
  • формирование умения анализировать обратные слоги типа АН и прямые типа НА, НИ с выкладыванием схемы;
  • закрепление умения дифференцировать гласные и согласные звуки с опорой на артикуляционные и акустические признаки;
  • формирование умения анализировать короткие слова типа кот, кит с последующим выкладыванием схемы;
  • упражнение в дифференциации гласных и согласных звуков с опорой на артикуляционные и акустические признаки; закрепление умения дифференцировать согласные звуки по звонкости - глухости;
  • развитие умения делить на слоги двухсложные и трехсложные слова с последующим выкладыванием схемы.

Раздел 4. Лексика

Задачи:

     расширение, уточнение и активизация словаря по темам: «Зимние забавы», «Зима. Дикие животные зимой», «Зимующие птицы», «Транспорт», «Профессии», «Головные уборы», «День защитника Отечества», «Продукты питания», «Дом и его части», «Мебель», «Домашние животные и их детёныши», «Домашние птицы», «Весна», «Перелётные птицы», «Рыбы», «День Победы», «Зоопарк», «Цветы», «Лето. Насекомые».

Раздел 5. Грамматический строй речи
(по лексическим темам II периода)

Задачи:

  • закрепление навыков употребления падежных окончаний имен существительных единственного числа;
  • закрепление навыков использования в речи существительных в именительном и родительном падежах множественного числа;
  • обучение согласованию глаголов с существительными единственного и множественного числа;
  • развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;
  • обучение образованию притяжательных прилагательных по теме «Дикие животные»;
  • обучение образованию приставочных глаголов движения;
  • обучение образованию прилагательных от существительных;
  • закрепление умения согласовывать числительные два и пять с существительными;
  • закрепление навыков использования в речи простых предлогов: на, с, под, над, за;
  • формирование умения употреблять предлоги движения: в, из, от, по, к;
  • закрепление умения подбирать сходные и противоположные по значению слова;
  • закрепление умения образовывать форму множественного числа от существительных в именительном падеже единственного числа;
  • обучение подбору родственных слов. отработка падежных окончаний имен существительных единственного и множественного числа;
  • закрепление умения образовывать существительные в форме множественного числа от существительных в форме единственного числа именительного падежа;
  • закрепление умения использовать в речи глаголы в единственном и множественном числе и образовывать приставочные глаголы;
  • упражнение в согласовании существительных с прилагательными и местоимениями в роде, числе, падеже; обучение образованию и практическому использованию в речи притяжательных и относительных прилагательных;
  • закрепление умения подбирать синонимы, антонимы и родственные слова;

-закрепление умения согласовывать числительные с существительными;

  • упражнение в употреблении различных форм имени существительного;
  • закрепление навыков использования в речи сложных предлогов.

Раздел 6. Связная речь

Задачи:

  • упражнение в составлении простых распространенных предложений;
  • обучение составлению описательных рассказов по темам II периода;
  • работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений);
  • закрепление умения пересказывать небольшие рассказы и сказки с использованием фланелеграфа, сюжетных и предметных картинок (дословный и свободный пересказ);
  • обучение составлению рассказа по картине и серии картин;
  • -формирование умения составлять рассказы по сюжетным картинам и серии сюжетных картин с элементами творчества.

Раздел 7. Подготовка к обучению грамоте и предупреждение нарушений чтения и письма

Задачи:

  • знакомство с буквами: Б, П, Д, Т, Г, К, Х, С, З, Ш, Ж (без акцента на запоминание);
  • упражнение в выкладывании букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезании, «рисовании» в воздухе, соотношении с окружающими предметами.

Раздел 8. Работа воспитателя по заданию учителя-логопеда

Задачи:

  • развитие артикуляционной, пальчиковой и общей моторики вслед за учителем-логопедом;
  • развитие мимической мускулатуры и проведение самомассажа лица по заданию учителя-логопеда;
  • упражнение в анализе обратных и прямых слогов и определении места звуков в словах: начало, середина и конец слова;
  • упражнение в анализе слогов и слов типа кот, кит с выкладыванием схемы;
  • активизация и закрепление отработанного словарного запаса;
  • упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий;
  • подготовка детей к занятиям по развитию связной речи;
  • закрепление выработанных навыков в ходе режимных моментов, в играх, развлечениях и других видах деятельности.

К концу II периода:

  • должны быть развиты моторные функции артикуляционного аппарата для возможности постановки основных звуков и характеристики звуков II периода обучения, с опорой на ощущения от положения органов артикуляции; развитие мелкой моторики должно способствовать развитию речевой функции в целом;
  • должны быть развиты: нижнедиафрагмальный тип дыхания и целенаправленная воздушная струя; умение произвольно менять силу голоса;
  • должны быть выработаны навыки характеристики звуков II периода с использованием различных видов контроля: артикуляционного, акустического, тактильно вибрационного; определения места звуков в словах (начало, середина и конец слова) и звукового анализа обратных и прямых слогов; дифференциации некоторых звуков по  звонкости-глухости; слогового анализа трехсложных, двухсложных и односложных слов; закреплены понятия «гласный звук», «согласный звонкий звук», «согласный глухой  звук», «слог», «слово», «предложение»; графического изображения слоговых схем и схем предложений;
  • словарный запас по лексическим темам второго периода должен соответствовать норме;
  • должны быть выработаны умения по лексическим темам II периода: правильно употреблять существительные в единственном и множественном числе в именительном и родительном падежах; образовывать притяжательные прилагательные по теме «Дикие животные» и приставочные глаголы движения; употреблять в речи простые и некоторые сложные предлоги: на, с, в, из, под, над, за, от, по; подбирать слова, сходные и противоположные по значению;
  • должны быть выработаны: навыки составления простых распространенных предложений, составления описательных рассказов по темам II периода, умение пересказывать небольшие рассказы и сказки; первоначальный навык составления небольших рассказов по картине и серии сюжетных картин;
  • дети должны познакомиться с буквами II периода, уметь выкладывать их из различных предметов и соотносить с окружающими предметами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ совместной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Тема «Шоколадная фабрика»

В рамках творческо - исследовательского проекта "Шоколад - это полезно или вредно" мы с детьми узнали много интересного о шоколаде и сами готовили шоколадные конфеты по рецепту Мудрого Филина....

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»...

Открытая организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. ОО «Речевое развитие» Тема: «Игрушки»

Открытая организованная образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.  ОО «Речевое развитие»Тема: «Игрушки»...

Перспективный план работы по пожарной безопасности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР №5 на 2019 – 2020 уч.год

Планирование по пожарной безопасности разработано для детей старшей группы  и мероприятий  для родителей....

План работы в книжном уголке в старшей группе компенсирующей направленности.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон»...

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программы в старшей группе (компенсирующей направленности) № 1 на 2020 – 2021 учебный год

Перспективное тематическое планирование реализации образовательной программыв старшей группе(компенсирующей направленности) № 1на 2020 – 2021 учебный год...

Перспективный план сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Родничок» на 2022-2023 учебный год

Перспективный план сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Родничок»на 2022-2023 учебный год...