Организация образовательной деятельности дошкольников по речевому развитию в соответствии с современными требованиями.
методическая разработка по развитию речи

Джабраилова Алевтина Васильевна

Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящее время представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью развития связной речи у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dzhabrailova_a.v.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс.

Тема.  Организация образовательной деятельности дошкольников по речевому развитию в соответствии с современными требованиями.

Цель проведения мастер-класса. Распространение педагогического опыта по ознакомлению педагогов с новыми формами, методами и приемами работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.

Этапы проведения мастер-класса:

1.Вступление (актуальность)

2. Теоретическая часть (лекционный материал).

3. Практическая часть (игровые задания и упражнения для педагогов, отработка новых форм, методов и приемов развития речи дошкольников).

1. Вступление( актуальность).

       Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящее время представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью развития связной речи у дошкольников.

       В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др.

       Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Одним из показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи.  Поэтому, выстраивание работы в условиях перестройки образования требует от педагогов новых подходов, форм и методов работы, использования инновационных технологий и вариативных форм, методов и приемов развития речи детей дошкольного возраста.

В результате занятий с применением современных образовательных технологий, у ребенка-дошкольника снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.

        Актуальными для обогащения действующих и создания новых методик и технологий всестороннего развития ребенка в свете современных требований представляются направления, связанные с адаптированием к специфике детского возраста теории решения изобретательных задач (ТРИЗ), компьютерной среды, эвристического обучения, моделирования, сюжетного обучения, различных видов терапий.

         Представленные направления определяют педагогу сопровождающую позицию, т.е. предполагают возможность выбора детьми собственного пути решения образовательных и воспитательных задач и продвижения по нему в соответствии со своими особенностями, ведут к сохранению уникальности, разноуровневости и разноплановости дошкольников в сфере знания.

2. Теоретическая часть.

Целевые ориентиры речевого развития детей:
Достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли, чувства и желания. Может построить речевое высказывание в ситуации общения. Может выделять звуки в словах, у него складываются предпосылки грамотности. Способен договариваться, учитывая интересы других. Проявляет любознательность, задаѐт вопросы, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. Знаком с произведениями детской литературы.

Технологии развития речи.
Традиционные (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание и т.д.)

Инновационные - формирующие творческие способности, развивающие нестандартное видения мира, новое мышление.

Инновационные технологии:
Синквейн.

Игровые.

Техника друдлы.

Различные виды терапий( сказкотерапия, кляксотерапия и др.)

Составление рассказов-фантазий( технология ТРИЗ)

Технология синквейна.

Синквейн— пятистрочная стихотворная форма.

  Синквейн применяется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

  • открываются новые творческие интеллектуальные возможности
  • гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК
  • способствует обогащению и актуализации словаря
  • является диагностическим инструментом
  • носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
  • используется для закрепления изученной темы
  • является игровым приемом

При творческом использовании синквейна он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Правила составления синквейна:

1 строчка - одно существительное;
• 2 строчка - два прилагательных, которые характеризуют данное существительное;
• 3 строчка - три глагола, обозначающие действие существительного;
• 4 строчка - фраза из четырех слов, которая характеризует существительное;
• 5 строчка - одно существительное, повторение сути, резюме сказанному.

Пример синквейна:

Кто? Кукла

Какая? Красивая, Любимая

Что делает? Стоит, сидит, Улыбается

Предложение. Моя кукла самая красивая

Ассоциация. Игрушка

Техника друдлы:

Друдлы – это задачи – головоломки, в которых нужно домыслить. Друдлы в переводе с английского означают «каракули». Друдлы – это загадка- головоломка. Рисунок, на основании которого невозможно точно сказать, что это такое.  Задача сводится к тому, чтобы увидеть в кляксе самые разные предметы. Единственно правильного ответа нет. И не обязательно ответ должен быть реалистичным. Ему достаточно быть забавным, интересным и немного похожим не на то, что изображено на рисунке.

Цель:

— развитие образного мышления, как у взрослых, так и у детей;
— развитие креативного воображения «Я учусь видеть необычное в обычном»;
— развитие речи, когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую.

Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии.

Как играть с ребенком в друдлы:

Предложите ребенку нарисовать на листе бумаги что – то свое. То, что он сам захочет.
Вы отдельно на другом белом листе черным карандашом рисуете линии, кляксы. Словом, все, что приходит вам в голову.

Предложите ребенку поменяться рисунками. На рисунке ребенка подрисуйте линии своим черным карандашом. И так чтобы эти линии не соприкасались с общими линиями рисунка ребенка.

Теперь снова предложите ребенку поменяться рисунками.

Вы берете в руки уже свой раскрашенный рисунок и отдаете рисунок ребенка ему снова.
Обратите внимание на свой рисунок видно, что в ваших фигурах и линиях ребенок увидел что-то свое и начал раскрашивать. Если вы спросите название своего рисунка, он без проблем вам его озвучит.

Посмотрите внимательно на рисунок ребенка и спросите, как называется его рисунок. И вы увидите, что ваши линии и фигуры, которые вы ему подрисовали удачно «вписались» в его творение. Они просто не могут быть не тронутыми. Задайте ребенку вопросы: «Что за линии?», «А что нарисовано?», «Чтобы ты еще нарисовал?»

Нетрадиционные речевые игры:

В своей работе стараюсь найти интересные, нетрадиционные приёмы развития устной речи детей, так как не все дети хотят и умеют высказывать свои мысли вслух, задавать вопросы, рассуждать об увиденном, давать ему оценку.

Нужны такие приёмы, которые внешне отвлекали бы ребёнка от задачи – «развивай свою речь» — и одновременно служили бы этой цели. Детям ближе всего игра, поэтому на  я часто использую речевые игры.

«Шкатулка сказок»

В шкатулке лежат цветные кружки. Воспитатель открывает крышку, а дети говорят: «Раз, два, три! Ну-ка, сказка, выходи!»

Дети по очереди достают кружки, и те становятся персонажами. Кружки крепим на доску, но ним затем легко восстановить сказку.

Достали красный – это костёр, жёлтый – это цыплёнок. Сказку можно начинать: «Во дворе горел костёр. Увидел его цыплёнок и побежал к костру».

Достали чёрный кружок – это туча. «Испугалась туча, что цыплёнок обожжёт перья. Полила она костёр дождём, он и погас».

Дети достают ещё кружок, и сказка, как снежный ком, покатилась дальше, обрастая персонажами и событиями. Один кружок каждый раз может стать чем угодно. Например, зелёный кружок – он то огурец, то росток, то листик, то пуговица, то горошина.

«Бывает – не бывает»

Дети придумывают разные предложения:

«Выпал снег. Поезд отправляется в 12 часов. Волк залез на дерево».

Хором утверждаем: бывает это или не бывает.

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Дети делятся на две команды. Показывается предмет. Одна группа детей ищет у него достоинства (чем он хорош), а другая – недостатки.

Такое соревнование (кто больше придумает) очень увлекает детей. Одни говорят: «Стакан красивый, на нём яркая наклейка – это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости – это хорошо». А другие утверждают: «Стакан хрупкий, его легко разбить – это плохо. У него нет ручки, и горячий чай трудно держать – это плохо».

И так мы говорим об иголке, журнале, деревянной ложке и т.д.

«Сочиняй-ка»

Придумай 10 новых применений лопнувшему воздушному шарику, пустому стержню, обёртке шоколадки, пустой консервной банке и т.д.

«Перевёртыши»

Любую фразу можно сказать по-другому. Попробуйте и вы сказать по-другому, не повторяя ни одного слова, но сохраняя смысл, различные фразы: «Воробей влетел в окно», «Муха села на варенье», «Пошёл сильный дождь» и др.

Так фразу «Муха села на варенье» дети переиначили в следующую: «Жужжащее насекомое серого цвета приземлилось на лакомство, сваренное из ягод в сахаре».

«Собери поезд»

На доске прикреплены картинки. На них изображены различные предметы: ложка, пылесос, ваза, тарелка, поливочная машина и т.д.

Картинки – это «вагоны», их нужно поставить друг за другом так, чтобы между стоящими «вагонами» можно было установить какую-либо связь.

Группа детей «собирает» поезд: за ложкой ставит тарелку, т.к. это посуда, за тарелкой – вазу, т.к. обе сделаны из фарфора.

Далее поедет поливочная машина, т.к. и в вазу, и в поливочную машину наливают воду. За поливочной машиной – пылесос, потому что они машины и служат для уборки пыли, грязи.

Картинки на доске переместились – поезд готов! Выбирается «машинист», он проверяет, как «скреплены вагоны» — повторяет связи между предметами.

Сказкотерапия.

Задачи сказкотерапии:

Развитие слухового и зрительного внимания

Развитие наблюдательности и зрительной памяти

Развитие аналитических способностей (умения сравнивать, обобщать, находить

причинно-следственные связи)

Развитие фантазии и творческого воображения

Снятие эмоционального и физического напряжения

Развитие умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную

Развитие умения взаимодействовать с окружающими, совершенствование коммуникативных навыков.

Используются следующие виды работы над сказкой:

« Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\

« Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель\

« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\

« Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры

« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\

« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\

« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\

Кляксотерапия.

Воспитатель размешивает краски, капает на лист бумаги, дает пятну растечься. В получившейся фигуре каждый ребенок увидит что-то свое, о чем непременно поведает всему коллективу детей и воспитателю.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы ребенок максимально образно рассказал о том, что он видит.

Составление рассказов-фантазий.

Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; развитию речи и творческого воображения.  

Цели обучения составлению рассказов-фантазий: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых прием фантазирования; учить составлять рассказы фантастического содержания.

Для обучения составлению рассказов по картине используется игровой прием "Пришел в гости волшебник".  

  1. Волшебник «Увеличения-Уменьшения» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
  2. Волшебник «Деления-Объединения» (выбранный объект дробится на части и перепутывается).
  3. Волшебник «Оживления-Окаменения» (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
  4.  Волшебник «Могу Все- Могу Только» (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).
  5. Волшебник «Наоборот» (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное)
  6.  Волшебник «Времени» (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени).

Практическая часть.

Педагогам предлагается составить рассказ в динамике на тему «Как я провел лето», сочинить 2 синквейна, «оживить» предметы на картинках и составить логическую цепочку, «вжиться» в образ буквы и рассказать о себе, составить шуточный рассказ по серии сюжетных картинок.

Презентация деятельности педагогов.

Рефлексия.

Дискуссия по результатам совместной деятельности слушателей.

- Понравился ли вам мастер-класс?

- Услышали ли вы что-то новое и интересное для себя?

- Легко ли вам было выполнять задание?

- Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с современными требованиями и инновационными подходами

Использование "Даров Фрёбеля" во второй группе раннего возраста. Инсценировка сказки "Колобок".[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"12059089","attributes":{"alt":"","class":"media-imag...

Требования дошкольного ФГОС образования к организации образовательной деятельности дошкольников. Презентация для педагогов ДОУ

Главная особенность  организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе - это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятель...

Консультация на заседание МО ДО№72 Требования ФГОС дошкольного образования к организации образовательной деятельности дошкольников»

Консультация на заседание МО ДО№72 Требования ФГОС дошкольного образования к организации образовательной деятельности дошкольников»...

Требования ФГОС дошкольного образования к организации образовательной деятельности дошкольников.

Требования ФГОС дошкольного образования к организации образовательной деятельности дошкольников....

Методическая разработка организации образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей подготовительной к школе группы на тему «Времена года. Зима»

Содержание занятия заинтерисует тех педагогов, которые увлекаются тризовскими играми. Ознакомление дошкольников с сезонными изменениями в природе, с помощью развивающих игр, будет интересным и захваты...

Формы организации образовательной деятельности в области «Речевое развитие» в первой младшей группе

Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования.Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в поз...

Конспект организации образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Сказание о корове»

Дети — это новое поколение будущих хозяев домашних животных, поэтому очень важно рассказать о пользе общения с четвероногими друзьями, а также о том, как правильно заботиться о них...