Рабочая программа «Особенности обучения рассказыванию детей среднего дошкольного возраста по методике Т. А. Ткаченко»
рабочая программа по развитию речи

Петрухина Оксана Юрьевна

Цель программы –  развитие речи  у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

Задачи программы:

- приобщать детей к русской национальной культуре;

-развивать речь у детей правильное произношение;

- формировать у детей грамматически правильную, лексически богатую речь;

- развивать звуковую культуру речи детей;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_rabochaya_programma.docx131.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - Детский сад №81» города Бийска, ул. Декабристов 4/2, 8(3854) 31 48 03

золотая эмблема

                Утверждаю

Подпись___________ Ф. И. О. Заведующего

№ приказа_____________________________

Дата__________________________________

Рабочая программа

                    «Особенности обучения рассказыванию детей среднего дошкольного возраста по методике Т. А. Ткаченко»

Автор-составитель:

воспитатель

Петрухина Оксана Юрьевна

г. Бийск 2016г

Структура

  1. Целевой раздел ……………………………………………………………………………   3
  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………  3
  2. Цель рабочей программы………………………………………………………………….  3
  3. Задачи рабочей программы……………………………………………………………….. 4
  4. Методы, принципы и подходы в организации образовательного процесса…………… 4
  5. Особенности развития детей старшего и подготовительного дошкольного возраста (3-4 лет)…………………………………………………………………………………… 4
  6. Планируемые результаты освоения Программы ………………………………………..  5
  1. Содержательный раздел (описание образовательной деятельности)…………………..  5
  2. Организационный раздел (материально-техническое обеспечение программы, место реализации программы в целостном образовательном процессе)……………………   12
  3. Литература…………………………………………………………………………………13

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

При разработке рабочей программы были использованы следующие нормативно - правовые документы:

  • СанПин 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  • Государственная программа РФ «Развитие образование» на 2013-2020 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 № 2148-р)
  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. (Приказ министерства и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва);
  • Долгосрочная целевая программа «Развитие дошкольного образования в Алтайском крае» на 2011 - 2015 годы (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 10.06.2011 г.   № 312

Актуальность.

  Непременным условием всестороннего развития ребенка-дошкольника является общение его с взрослыми. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сказано, что одной из главных задач речевого развития ребенка-дошкольника является владение речью как средством общения культуры. Фольклор является богатейшим источником нравственного, познавательно-речевого, развития детей. Одним из значимых жанров фольклора является сказка.

  Детская сказка - это первая и немаловажная ступень ребёнка к познанию окружающего его мира. Художественные образы и язык, которыми оперируют русские народные сказки, прост и понятен даже маленькому ребёнку. Слушая сказку, ребёнок незаметно подсознательно впитывает жизненно важную для него информацию, способы разрешения различных сложных ситуаций. Посредством сказки легче всего рассказать малышу первые  и самые важные принципы нравственности: что такое «хорошо» и что такое "плохо". Сказки детям дают простор для воображения. Ребёнок приобретает навыки мысленно действовать в воображаемых ситуациях, а это является основой для будущего творчества.

   Народные сказки учат. Они всегда имеют положительный конец. Добро в них всегда победит, а зло будет наказано. Ребёнок может представить себя положительным героем, ведь в сказках герой всегда будет вознаграждён, а злодей наказан. Добро в сказках представлено не сводом скучных правил и наставлений, а в образах сильных богатырей, смелых принцев, добрых и справедливых волшебников. Сказки способствуют развитию эмоций и нравственному развитию ребёнка.

1.2 Цель программы –  развитие речи  у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок.

1.3 Задачи программы:

- приобщать детей к русской национальной культуре;

-развивать речь у детей правильное произношение;

формировать у детей грамматически правильную, лексически богатую речь;

- развивать звуковую культуру речи детей;

- воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

1.4 Методы, принципы и подходы в организации образовательного процесса.

- Практические методы: упражнения, моделирование, обыгрывание проблемно-игровых ситуаций.

- Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, видеофильмов.

- Игровые методы: народная словесная игра, игровые действия, воображаемая ситуация, игры на развитие мелкой моторики, театрализованная деятельности..

- Словесные методы:   чтение сказок, пересказ небольших отрывков из любимых сказок.

- Графические методы:   рисунки, схемы. 

- Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

- Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение учебного материала, идет в определенном порядке, системе.

- Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

- Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

- Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

-Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, музыки, окружающему миру.

1.5 Особенности развития детей младшего дошкольного возраста (3-4 лет)

 Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. У малышей этого возраста ярко выражена потребность в общении со

взрослыми и сверстниками. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

Ребенок может уметь не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное.

 Ребенок легко формирует простые предложения, постепенно переходит к  сложным (из 5-6 слов).

 Ребенок может уметь разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.

 Ребенок может уметь называть по одному признаку каждого предмета.

 Ребенок может знать названия основных действий людей и животных  (лежит, сидит, бежит и т.д.)

 Ребенок может уметь повторять за взрослым стишки и песенки.

 Ребенок может знать свое имя и фамилию.

 Ребенок может уметь управлять силой голоса, говорить громко – тихо.

1.6   Планируемые результаты освоения программы:

  • Дети расширили словарный запас;
  • Дети правильно произносят звуки;
  • Дети с удовольствием слушают сказки, могут пересказать небольшие отрывки;
  • Сформировались навыки доброжелательного отношения между детьми;

  1. Содержательный раздел

Рабочая программа реализуется для детей младшего школьного возраста (3 -4 лет) в рамках кружковой работы.

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

1

4

36

Кружковая работа проводится во второй половине дня, по 15 мин.

Форма  деятельности: занятия, специально организованная деятельность, совместная деятельность, индивидуальная работа, досуги.

Календарно - тематический план

Месяц

Тема занятия

Примерный ход

Совместная деятельность с детьми

Сентябрь

 1. Обследование звукопроизношения, фонематического восприятия

Наблюдения, беседы, индивидуальная работа.

2. Обследование звукопроизношения, фонематического восприятия

Наблюдения, беседы, индивидуальная работа.

3. Осень. Труд людей в природе.

Артикуляционная гимнастика

Упр. «Осенью», «Ветер дует»;

Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки!»»

Физкультминутка «Осень»

Чтение сказки «Репка». Инсценировка сказки.

4. Осень. Животные.

Артикуляционная гимнастика

Упр. «Киска лакает молоко»;

Пальчиковая гимнастика «Киска, киска, киска, брысь!»

Физкультминутка «Осень»

Инсценировка сказки «Курочка Ряба» (кукольный театр).

Октябрь

5. Я в мире человек.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»;

Физкультминутка «Листочки» ;

Пальчиковая игра «Водичка -водичка…»

Экскурсия в « Русскую избу».

6. Я и моя семья.

Артикуляционная гимнастика

Упр. «Улыбка», «Трубочка»; Пальчиковая игра «Баю-бай, баю-бай…»;

Физкультминутка «Раз, два, три, четыре, пять!»

Чтение сказки «У страха глаза велики». Обсуждение героев сказки.

7. Мой дом.

Артикуляционная гимнастика

Упр.  «Самовар»

Пальчиковая игра «Тили- бом, тили-бом..»

Чтение и обсуждение сказки «Как коза избушку построила»

№8. Транспорт.

Артикуляционная гимнастика

Упр. «Паровоз» « Машина»;

Пальчиковая игра «Еду-еду к бабе-деду!»

Рассматривание альбома с иллюстрациями «Русские народные сказки»

Ноябрь

9. Человек и природа.

Артикуляционная гимнастика

Упр. «Ветерок» ;

Физкультминутка «Бегут, бегут со двора» ;

Пальчиковая игра «Солнышко,ведрышко…»

Экскурсия в комнату сказок.

№10. Поздняя осень. Растения.

Артикуляционная гимнастика

Упр.  «Ветерок» ;

Формирование навыка  рассказывания любимой сказки;

Пальчиковая игра «Сорока-ворона».

Создание рисунков к сказкам «Репка» и «Курочка Ряба».

11. Поздняя осень. Животные.

Артикуляционная гимнастика «Рычание», «Вой»;

Физкультминутка «Вверх рука и вниз рука» ;

Подвижные игры «Заинька попляши», «У медведя во бору».

Инсценировка сказки «Колобок» (кукольный театр).

12. День матери.

Артикуляционная гимнастика «Теленок пьет молоко»

Формирование навыка рассказывания отрывка из сказки

Драматизация русской народной сказки «Теремок»

13. Зимующие животные.

Артикуляционная гимнастика «Теленок вытягивает язычок»;

Пальчиковая игра « Бежала лесочком лиса с кузовочком…»

 

Чтение и обсуждение сказки «Лиса и заяц»

Декабрь

14. Зимующие птицы.

Артикуляционная гимнастика «Птичка»;

Пальчиковая игра « Наши уточки с утра…»;

Физкультминутка « Птички сели на забор»

 

Конструирование избушек для лисы и зайчика.

15. Мебель, бытовые приборы

Артикуляционная гимнастика «Стучит швейная машина» ;

Пальчиковая игра «Наша Маша маленька…»

 

Обыгрывание сказки «Кот, петух и лиса»

16. Посуда

Артикуляционная гимнастика «Самовар»;

Пальчиковая игра «Идет лисичка по мосту»;

Физкультминутка « Часы»

Рассматривание иллюстраций к сказкам «Теремок», « Колобок»

17. Новогодний праздник

Артикуляционная гимнастика «Ветерок»; Пальчиковые игры «Пирог», «Наряжаем елку» ;

Физкультминутка «Как у наших у ребят»

Чтение и обсуждение сказки «Снегурушка и лиса».

Январь

18. Сказки.

Артикуляционная гимнастика

«Сорока-ворона»;

Физкультминутка «Как у наших у ребят»

Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят»

19. Неделя здоровья.

Артикуляционная гимнастика «Лопата», «Чашечка»;

Пальчиковая игра «Тень-тень-потетень»

Физкультминутка «Идем гулять»

Отгадывание загадок по теме «Русские народные сказки»

20. Одежда, обувь, головные уборы.

Артикуляционная гимнастика «Погреем ручки»;

Пальчиковая игра « Едет белка на тележке...»;

Физкультминутка « Идем гулять»

Выучить песенку петушка из сказки «Кот, петух и леса»

21. Зима

Артикуляционная гимнастика «Ветерок»

Отгадывание загадок по теме «Сказки»

Составление выставки рисунков « Моя любимая сказка».

Февраль

22. Военные машины.

Артикуляционная гимнастика «Паровоз», «Машины».

Отгадывание загадок по теме

Физкультминутка «Мы- шоферы»

Чтение и обсуждение сказки «Гуси-лебеди»

23. Военные профессии.

Артикуляционная гимнастика «Любопытный язычок»;

Физкультминутка «Разминка»

 

Отгадывание загадок по теме «Сказки»

24. Защитники Отечества

Артикуляционная гимнастика

 «Защитники», «Солдатик»

Пальчиковая гимнастика «Танки», «Бойцы – молодцы»

Инсценирование сказки «Три медведя» (кукольный театр)

25. Комнатные растения.

Артикуляционная гимнастика « Пыхтелка»;

Пальчиковая игра «Травка-муравка...»

 

Составление сказки «Колобок» по опорным предметным картинкам.

Март

26. Мамин праздник

Артикуляционная гимнастика

Упр. « Помощники», «Маму я свою люблю»

Пальчиковая гимнастика «Мамин день»

Физкультминутка «Большой – маленький»

Выучить песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят»

27. Профессии людей.

Артикуляционная гимнастика «Иголочка»;

Пальчиковая игра «Заря-заряница…»

Физкульминутка «Мы шоферы»

 

Чтение и обсуждение сказки «Бычок – черный бочок»

28. Народная игрушка.

Артикуляционная гимнастика «Дудочка»;

Пальчиковая игра «Радуга-дуга».

 

Рассматривание иллюстраций к сказке «Волк и семеро козлят».

Составление сказки по картинкам.

29. Народная культура и традиции.

Артикуляционная гимнастика «Улыбка-трубочка »;

Пальчиковая игра « Ой, ду-ду-ду-ду-ду-ду! Сидит ворон на дубу!...»

Отгадывание загадок по теме «Сказки»

 

Чтение и обсуждение сказки «Два упрямых козленка»

Апрель

30. Весна. Растения.

Артикуляционная гимнастика « Язычок здоровается»;

Пальчиковая игра «Травушка – муравушка».

 

Выучить песенку Колобка из одноименной сказки.

31. Космос

Артикуляционная гимнастика « Вкусеая конфетка»

Физкультминутка «Как у наших у ребят»

Составление сказок по опорным  картинкам

32. Весна. Животные.

Артикуляционная гимнастика «Котик пьет молочко»;

Пальчиковая игра « На улице три курицы…»

Физкультминутка « Котенок»

 

Чтение и обсуждение сказки «Маша и медведь»

33. Неделя пожарной безопасности.

Артикуляционная гимнастика «Хобот»;

Физкультминутка «Разминка»

 

Рисование иллюстраций к книге сказок.

Май

34. Мир природы.

Артикуляционная гимнастика «Теленок улыбается», «Индюк»;

Пальчиковая игра «Дождик, дождик, пуще…»

Чтение и обсуждение сказки «Коза –дереза»

35. В гостях у сказки.

Артикуляционная гимнастика « Белка грызет орешки»;

Пальчиковая игра «Курочка-рябушечка»;

Физкультминутка «Теремок».

 

Инсценировка сказки «Лиса и заяц» ( кукольный театр)  

36. Скоро лето.

Артикуляционная гимнастика «Пчелка»;

Пальчиковая игра «Радуга-дуга»;

Физкультминутка «Лягушки».

Викторина «Угадай, из какой сказки»

  1. Организационный раздел

Материально – техническое обеспечение:

- база МБДОУ, образовательной программой которого является «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. одним из разделов которой является -- образовательная область «Речевое развитие».

- ноутбук, проектор, музыкальный центр,

- интернет-ресурс.

 Местом реализации программы является среда групповой ячейки. Предметно-развивающая среда группы содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. В группе имеется достаточное количество дидактических игр, пособий, настольно-печатного и речевого материала, картин, сюжетных картинок, моделей, карточек-схем, настольные и пальчиковые кукольные театры, способствующие развитию речи детей.

Формы индивидуальной оценки развития воспитанников:

  1. Педагогическое наблюдение.
  2. Карты индивидуального развития.

Критерии оценки  способностей воспитанников  3-4 лет.

Высокий уровень –ребенок справился с заданием самостоятельно, с небольшой помощью воспитателя.

Средний уровень   – ребенок справился с заданием с помощью воспитателя.

Низкий уровень  – ребенок частично справился с заданием с помощью воспитателя или отказался выполнять задание

Взаимодействие с родителями воспитанников

К образовательному процессу по освоению детьми содержания программы предполагается привлечение родителей, которые помогают организовать праздники и развлечения, изготавливают наглядный материал, выполняют вместе с детьми домашние задания, совершенствуют свои знания и педагогические умения (лекции, консультации, рекомендации, беседы).

Литература:

1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ минестерства и науки РФ от 17 октября 2013 г., №1155

2. Алексеева М.М. , Яшина В.И. "Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников", М. ,Academia 2000.

3. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8(49) ноябрь/2008., с.20-23;

4.Гербова В.В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года) // Ребенок в детском саду. – 2001. – №1

5.Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.М.Гурович.- СПБ.: 1999.

6. Градусова, Л.В. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора: учебное пособие / Л.В.Градусова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.

7. Детские частушки, шутки, прибаутки / Т.И.Бахметьева, Г.Т.Соколова. Ярославль: Академия развития, 1997. - 224 с.

8. Диагностика восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Полякова Т.В. Фольклор в развитии речи детей // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №1

9. Психолого-педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников: метод. пособие / И.С.Дементьева,

10. Л.А. Кремплевекая; под ред.: Т.М.БабуновоЙ, Н.И. Левшиной, Магнитогорск:  МаГУ, 2008. - 161 с.

11. Флерина, Е. А. Рассказывание в дошкольной практике / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // М.М. Алексеева, В.И. Яшина. -  М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 189 с .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц

Одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста, - овладение полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе. Успешно выполнить эту "программу" самостоя...

Статья « Обучение рассказыванию детей младшего дошкольного возраста»

Данная статья поможет педагогам в обучении рассказывания детей младшего дошкольного возраста....

Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата и задержкой психического развития приёмами наглядного моделирования.

Перспективным направлением совершенствования процесса коррекционно-развивающего обучения для детей дошкольного возраста  с ОДА и ЗПР  является использование наглядного моделирования. Наглядн...

Методическая разработка "Обучение рассказыванию детей старшего дошкольного возраста по программе Н.В.Нищевой"

Развитие речи, коммуникативных способностей речевого общения детей — одна из важнейших задач, стоящих перед дошкольным учреждением. Решение этой задачи предполагает в первую очередь ознакомление...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО МЕТОДИКЕ ЗАЙЦЕВА Н. А.» на 2023-2024 учебный год

В данном материале содержится программа кружковой работы по "Обучению чтению детей старшего дошкольного возраста по методике Н. Зайцева"...