Формы формирования звуковой культуры речи. Этапы обучения дошкольников правильному звукопроизношению.
статья по развитию речи

Кобзева Олеся Николаевна

Звуковая сторона речи представляет собой единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. в современной лмтературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zv_kult.docx18.07 КБ

Предварительный просмотр:

Формы формирования звуковой культуры речи. Этапы обучения дошкольников правильному звукопроизношению.

Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физический, физиологический, лингвистический.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи способствует пониманию закономерностей постепенного формирования ее у детей и облегчает руководство развитием этой стороны речи.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух. Поэтому и работа должна вестись в двух направлениях:

  1. Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и на этой основе формирование произношения звуков, слов, четкой артикуляции;
  2. Развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, звуковысотный, ритмический слух).

Учитывая возрастные особенности развития речи детей, формирование звуковой культуры речи можно распределить на три основных этапа:

1 этап – от 1 года 6 месяцев до 3 лет. В этот период происходит уточнение и закрепление простых в артикуляционных отношениях звуков(гласных, губно-губных, губно-зубных и др. согласных).

2 этап – от 3 до 5 лет. На этом этапе проводиться последовательная отработка основных звуков родного языка. Это подготовка органов артикуляции, а затем уточнение произношения изолированного звука

3 этап – от 5 до 7 лет – этап формирования у детей дифференциации на слух и произношения близких в акустическом и артикуляционном отношении звуков.

Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве развитием речи детей. Целенаправленное обучение, использование соответствующей методики создают условия для реализации имеющихся у детей предпосылок. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитании всех сторон звуковой культуры речи вне занятий. С детьми организовываются два вида занятий, содержащих задачу по воспитанию звуковой культуры. Некоторые разделы звуковой культуры речи надо вводить в содержание занятий, решающих иные задачи речевого развития (например, обращать внимание на выразительность и громкость голоса при чтении потешек).

В зависимости от поставленных задач занятия по звуковой культуре речи могут состоять из двух или трех частей. Наблюдения показали, что наиболее рациональной является такая структура: первая часть занятия - задания по уточнению и закреплению правильного произношения звуков; вторая и третья - игры и упражнения по развитию слухового восприятия, словопроизношения, голосового аппарата. Некоторые занятия почти целиком могут состоять из повторения пройденного материала. Занятие по звуковой культуре речи состоит из нескольких частей, обычно связанных между собой общим содержанием. Каждая из частей посвящается закреплению правильного произношения определенной группы звуков, различению их на слух. Как правило, это звуки, родственные по месту образования: губно-губные ([м], [п], [б]), переднеязычные ([т], [д], [н]), губно-зубные ([ф], [в]) и др. Так как закрепление правильного произношения зависит от места образования звуков, то нередко они оказываются и акустически близкими ([п] и [б], [т] и [д], [ф] и [в] и пр.).

Утренняя речевая гимнастика, прогулки, приход и уход детей домой также используются педагогом для воспитания звуковой культуры речи. Работа вне занятий может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями вне занятий. Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми.

Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа:

1) подготовка артикуляционного аппарата;

2) уточнение произношения изолированного звука;

3) закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи

Первый этап – подготовительные артикуляционные движения – может осуществляться на ежедневной утренней гимнастике, в виде коротких упражнений на любых занятиях, а также и в рамках однотемного занятия по звуковой культуре речи. Все три этапа могут осуществляться или на одном занятии, или на двух с перерывом в 1-5 дней.

М.М.Алексеева подчеркивает, что обучение звукопроизношению осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.

1 этап, подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания. С целью подготовки речевого аппарата используются разнообразные упражнения, которые проводятся в основном в игровой форме, что создает условия для многократного их повторения. Упражнения артикуляционной гимнастики делятся на статические и динамические. Статические упражнения нацелены на развитие у детей умения удерживать заданный артикуляционный способ («Заборчик», «Баранка», «Горка», «Грибок», «Чашка»). Динамические упражнения направлены на развитие объёма артикуляционных движений («Сладкое варенье», «Гармошка», «Цоканье», «Пистолет и автомат»). Правила проведения артикуляционной гимнастики и некоторые упражнения будут даны в приложении. Развитию моторики артикуляционного аппарата служат различные игры на звукопроизношение («Кто как кричит?», «Чей домик?»), артикуляционная гимнастика. Для развития речевого дыхания проводят дыхательные упражнения. Они направлены на выработку диафрагмального дыхания, глубокого бесшумного носового вдоха и длительного ротового выдоха (без надувания щёк).

2 этап – становление звуков речи, или постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями. В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением (Правдина О.В.). Постановка звука начинается с легких и кончается более трудными; последовательность их сохраняется как для фронтальной, так и для индивидуальной работы. Основной принцип постановки звуков - звуки ставятся группами в зависимости от сходства по месту артикуляции. Постановка звука идет на основе подражания (используем зеркало). Обязательно словесное объяснение способа артикуляции звука.

3 этап – закрепление и автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно (О.В.Правдина). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце.

4 этап – этап дифференциации смешиваемых звуков. В его основе лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается тогда, когда оба смешиваемых звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вся работа по воспитанию звуковой культуры речи должна осуществляться поэтапно через разнообразные формы работы на занятиях и в повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДСОВЕТ«Формирование звуковой культуры речи с использованием разнообразных форм и видов детской деятельности»

Повышение уровня компетентности  педагогов в организации работы с детьми по формированию звуковой культуры речи, формах и видах детской деятельности, используемых в разных возрастных группах....

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна  Акименко «Обучение дошкольников г...

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна  Акименко «Обучение дошкольников г...

Использование моделей артикуляции звуков при формировании звуковой культуры речи у старших дошкольников.

Статья посвящена проблеме развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста. Представлен опыт работы апробации методики Валентины Михайловна  Акименко «Обучение дошкольников г...

Презентация "Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи у детей подготовительной группы"

quot;Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи у детей подготовительной группы"...

Сообщение для педагогов " Формы, методы и приёмы формирования звуковой культуры речи."

Каждому языку свойственна та или иная система звуков. Поэтому звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности и отличительные качества. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть г...

Сценарий педагогического совета по теме: «Формирование звуковой культуры речи с использованием разнообразных форм и видов детской деятельности»

Публикация будет полезна старшим воспитателям ДОУ при организации работы по совершенствованию профессиональной  компетентности,  педагогического мастерства воспитателей ДОУ по теме «Фо...