«Правильная речь педагога как основной компонент речевой среды»
консультация по развитию речи

Консультация "Как основной компонент речевой среды"

Скачать:


Предварительный просмотр:

шапкаНОВАЯ-2017

Консультация

«Правильная речь педагога как основной компонент речевой среды»

Воспитатели: Никитина А.С.

                                     

Формирование правильной речи ребёнка – одна из основных задач дошкольного образования. Очень важно, чтобы окружающая ребёнка речевая среда была полноценной.

Одной из первых и самых важных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждения является грамотная речь педагога. Педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, оказывает огромное влияние на все стороны речи ребенка.

М. М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи». Именно поэтому, к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования. Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

 

Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

  • Правильность
  • Точность
  • Логичность
  • Чистота
  • Выразительность
  • Богатство
  • Уместность

Нельзя забывать о том, что речь педагога легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней грамотно подобраны слова и четко построены фразы, если она интонационно правильно оформлена, а мысли в ней изложены просто, последовательно, интересно, в доступной форме, с учетом возраста детей.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести: правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его!

Итак, какие требования должен предъявлять педагог к своей речи, чтобы предупредить появление недостатков речи у своих воспитанников?

Требования к звуковой стороне речи.

Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателей с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.

Важным компонентом речи является орфоэпия – правильное литературное произношение всех слов родного языка.

Требования к интонационным средствам выразительности.

Особое значение имеет интонация, мимика и жесты педагога. Важными средствами выразительности речи являются тон, тембр, паузы, разные типы ударений. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.

Требования к связной речи и ее лексико-грамматическому оформлению.

Необходимым качеством речи педагога является умение связно, интересно, доступно донести до детей любое содержание.

Излагать мысли педагог должен последовательно, не загромождая свою речь сложными оборотами, длинными фразами.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз. И вместе с тем, нельзя ограничиваться употреблением только простых фраз. В своей речи нужно использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рассказывая детям о чем-либо, важно выделять главное, то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие (наслоение лишних фраз) трудно для восприятия. Доступность и понятность речи воспитателя достигается за счет точного использования слов. Педагог должен уметь рассказывать о сложном просто и доступно.

При общении с детьми следует употреблять слова литературного языка, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, которые давно вышли из употребления.

Речь педагога должна быть богатой по содержанию. Он должен грамотно использоваться синонимы, метафоры, эпитеты, которые делают речь более выразительной и разнообразной. Умелое использование в речи педагога элементов устного народного творчества (пословицы, поговорки), фразеологические обороты, говорит о высоком уровне профессионализма.

Речь педагога должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада. Все работники детского сада должны обращаться друг к другу по имени отчеству, особенно в присутствии детей.

Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля.

В работе с детьми дошкольного возраста представление о стиле речи должно соотноситься, прежде всего, с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих. Такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство, проявляются в определенном речевом поведении. Совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания.

Кроме этого взрослые должны включать в свою речь разнообразные позитивные установки.

Речь формирует нашу жизнь, является выражением мысли при общении. Необходимо следить за своей речью, стараясь ограничить применение слов «негативной окраски», подбирая «положительные формулировки» для комментирования действий ребенка и своих действий. Критика и унижение подсознательно ослабляет внутренние силы ребенка.

Безусловно, владение педагогом культурой речи, постоянное совершенствование ее – это залог успешности профессиональной деятельности. Речь педагога не только условие педагогического мастерства, но и его основа.

Литература

  1. Бейлинсон Л.С. Профессиональная речь логопеда: Учебно-методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Егорова М.С. и др. Из жизни людей дошкольного возраста. Дети в изменяющемся мире: - СПб.: Алтейя, 2001
  3. Иванов Ю.М. Нет ничего невозможного, Спб-2003
  4. Мартин Селигман Новая позитивная психология, М- 2006
  5. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для учащихся дошкол. Пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкол. воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкол. учреждениях» / Федоренко Л.П., Фомичева Г.А., Лотарев В.К., Николаичева А.П.. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1984
  6. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. 2-е изд. – М.:ТЦ Сфера, 2007
  7. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей, Москва, «Лайнер», 1995
  8. Обухова А. Ф. Детская психология, «Тривола», Москва, 1995
  9. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Сохина Ф.А.. – 2-е изд., испр. – М..: Просвещение, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные компоненты развивающей среды

Реферат Понятие «предметно-развивающая среда», ставшее в последние годы столь популярным в теории и практике дошкольного обра­зования, имеет интересную историю своего становления....

Консультация для педагогов "Грамматически правильная речь педагога в ДОУ"

Консультация для педагогов   Грамматически правильная речь педагога в ДОУ...

мастер-класс для педагогов "Культура речи педагога- как основной компонент профессиональной компетентности

повышение компетентности  педагогов  ДОУ в  вопросахпрофессиональной  речевой  культуры как  компонента  педагогическогомастерства...

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ МДОУ Д/С № 15 «Дюймовочка» по теме: «Правильная речь педагога – важное условие успешного речевого развития ребёнка»

laquo;Говорите правильно! Так не говорят!» Как часто мы говорим это нашим воспитанникам. А правильно ли говорим мы сами?...