Развитие образной речи дошкольников
статья по развитию речи

Статья о развитии образной речи детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvitie_obraznoy_rechi_doshkolnikov.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие образной речи  дошкольников

В настоящее время речь большинства детей дошкольного возраста  монотонна, невыразительна, неэмоциональна. Актуальным становится  вопрос развития образности речи. В процессе  наблюдения за детской деятельностью  замечено, что воспитанники проявляют интерес к различным сказкам. Таким образом,  можно сделать вывод о том, что эффективно развивать образную речь дошкольников можно посредством народных и литературных сказок.

В работе над данной проблемой можно  поставить  следующие задачи:

  • изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме речевого развития детей  дошкольного возраста;
  • раскрыть особенности народной и литературной сказки как средства развития образной речи  дошкольников;
  • обосновать возможности использования народных и литературных сказок в организации развития образной речи  дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации;
  • выявить особенности развития образной речи у детей  дошкольного возраста с помощью специализированной диагностики;
  • разработать и апробировать пути использования народных и литературных сказок в развитии образной речи детей  дошкольного возраста.

Каждое направление работы над проблемой – как лепесток  «Цветка» – счастливого, любознательного ребенка, умеющего активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей, задавать вопросы взрослым и сверстникам, пытаться самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах активности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,  выбирать  себе род занятий, овладевающий основными культурными способами деятельности, обладающий развитым воображением, владеющий устной речью, способностью  использовать речь для выражения  своих мыслей, чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Первый лепесток – это формирование интереса к художественной литературе (народным и литературным сказкам).  Для этого можно использовать различные формы работы, в том числе сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации,  анализ иллюстраций художников, создание собственных рисунков к произведениям, представление себя на месте персонажа, словотворчество, досуги, викторины по народным сказкам, беседы («Как я ходил в театр», «Что я читал вместе с мамой?»).

Следующий лепесток – развитие познавательного интереса. Воспитанникам интересно рассказать о своем личном опыте, показать свои фотографии, продемонстрировать рисунки и поделки. Очень популярны у детей сюжетно-ролевые игры, конструирование, экспериментирование, викторины, конкурсы загадок.

Следующий лепесток – развитие образной речи.

Выполнение поставленных задач может осуществляться во время проведения непосредственно образовательной деятельности по познавательному, речевому, художественно-эстетическому и социально-коммуникативному развитию, в совместной деятельности,  в режимных моментах, в самостоятельной детской деятельности.

Например, овладение  основными культурными способами деятельности, умением проявлять инициативу, смекалку, самостоятельность можно осуществить на материале сказки Ш.Перро «Кот в сапогах» с помощью анализа и характеристики черт характера, поступков главного героя.

Сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей, учитывать интересы и чувства других можно учиться на примере сказки В.Катаева «Цветик – семицветик». В процессе обсуждения мотивов поведения, поступков героев происходит  развитие монологической и диалогической речи детей.

Способность фантазировать, демонстрировать  воображение, творческие способности, образную речь, умение   взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх можно представить на развлечениях и досугах для  воспитанников, посвященных авторским  сказкам. Здесь также можно представить и оценить совместную работу с воспитанниками и их семьями (технология сотрудничества) по изготовлению атрибутов, декораций, элементов костюмов сказочных героев.

Овладение воспитанниками устной речью, способностью  использовать речь для выражения  своих мыслей, чувств, построения речевого высказывания происходит на непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию в процессе творческих пересказов русских народных сказок. Например, прием переноса известного всем персонажа в иную сказку.

Овладение познавательно-исследовательской деятельностью, умением устанавливать причинно-следственные связи можно осуществить на материале английской  сказки «Три поросенка»  с помощью сюжетно-ролевой игры,  наблюдения, опытно-экспериментальной деятельности на прогулке и в группе (подведение к пониманию пословиц, к осознанию  понятия трудолюбие).

На примере сказки В.И.Даля «Старик годовик» происходит  развитие  наблюдательности, умения анализировать, отвечать на вопросы.

Умения задавать вопросы взрослым и сверстникам, пытаться самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей  формируется у воспитанников посредством проведения викторин и блиц-опросов с участием сказочных персонажей   русских народных сказок

Чтение глав из сказки Т.Александровой «Домовенок Кузька» может привести к организации комплекса занятий:

- по художественно-эстетическому развитию («Мебель для  домовенка Кузьки» - с использование природного и подручного  материала,  «Картинки для домовенка» - изобразительная деятельность);

- по познавательному развитию (темы занятий - «История вещей», «Моя семья»);

- по  речевому развитию («Фантазии на тему…» - устное творчество);

Следующий лепесток – это взаимодействие с семьями воспитанников.

Поскольку в соответствии с ФГОС ДО, родители (законные представители)  воспитанников являются участниками образовательных отношений,  необходимо  их вовлечение в образовательно-воспитательный процесс. С этой целью можно организовать беседы-консультации  на тему: «Значение сказки в развитии образной речи детей  дошкольного возраста»; «Народные и литературные сказки в речевом развитии ребенка».

Наибольший интерес у родителей и детей вызывает выполнение творческих заданий. Творческие задания семья может получить на выходные, на праздники, на летние каникулы  в группе или дистанционно. (Задания могут быть направлены на подготовку к непрерывной образовательной деятельности и досугу  или  являются практической частью работы по какой-либо теме. Содержание заданий также может быть разным: от совместного чтения сказки, изготовления атрибутов или элементов костюма к сказке  до похода в театр.  Родители и дети получают положительные эмоции от общения друг с другом и от интересно проведенного времени вместе.)

Вот примеры творческих заданий:

-        семейное чтение с последующим выполнением иллюстраций для оформления тематической выставки по авторским сказкам в группе, изготовлением атрибутов и элементов костюмов сказочных  героев к итоговому мероприятию  в рамках проекта «Открывая мир сказок – развиваем речь»;

-        тематический поход в театр (для желающих):  «Зазеркалье» - просмотр спектакля «Дюймовочка»; «Кукольный театр сказки» -  «Волшебник Изумрудного города»,  «Сказка о царе Салтане») с последующим  фотоотчетом, изготовлением стенгазеты «Наш театральный досуг»;

-        изготовление книжек-малышек по мотивам любимых сказок, с последующей презентацией в группе;

-        изготовление альбома «Моя любимая сказка» в рамках работы над проектом «Открывая мир сказок – развиваем речь» с последующей презентацией в группе.

Еще один лепесток – работа над развивающей предметно-пространственной средой группы.

 Неотъемлемой частью  данной работы является создание комфортной развивающей предметно-пространственной среды, в которой могут быть:

  • организованы и оформлены уголки:

-        театральный уголок;

-        книжный уголок;

-        уголок настроения;

-        «Сказочная почта»  для сотрудничества с семьями воспитанников.

  • изготовлены совместно с воспитанниками и родителями атрибуты, альбомы, книжки-малышки, различные виды театра,
  • составлены картотеки речевых игр, потешек, пословиц с иллюстрациями, закличек,  чистоговорок, народных игр,
  • совместно с воспитанниками составлены мнемотаблицы  для запоминания фрагментов сказок.

В результате представленной работы воспитанники:

  • овладевают основными культурными способами деятельности, умением проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах активности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, способностью  выбирать  себе род занятий
  • приобретают умения  активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам товарищей
  • развивают воображение, которое реализуется в разных видах  деятельности, прежде всего в игре
  • овладевают устной речью, способностью  использовать речь для выражения  своих мыслей, чувств, построения речевого высказывания в ситуации общения
  • проявляют любознательность, умение задавать вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей
  • овладевают способностью принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 Подводя итог вышесказанному, можно привести слова Д.Родари: «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, могут помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ» презентация

Презентация - консультация для педагогов групп компенсирующей направленности и массовых групп.Рассмотрены вопросы:Понятие образности речи. Психолого-педагогические исследования по теме. Практичес...

Развитие образной речи дошкольников.

Статья посвящена образной речи дошкольников....

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Образные средства речи.1.  Эпитет — образное, художественное определение предмета, действия (чаще выражается прилагательным; может быть существитель­ным, наречием, глаголом); типы эпитетов: общея...

Развитие образной речи дошкольников.

"Развитие образной речи дошкольников"...

РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для родителей...

Статья:Развитие образной речи дошкольников посредством слушания музыки

Статья посвящена теме развития образной речи у детей 5-7 лет на музыкальных занятиях при слушании музыкальных произведений....