Статья:Развитие образной речи дошкольников посредством слушания музыки
статья на тему

Василиса Сергеевна Слободенюк

Статья посвящена теме развития образной речи у детей 5-7 лет на музыкальных занятиях при слушании музыкальных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_obraznoy_rechi_posredstvom_slushania_i_o.doc33.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие   речи   на   музыкальных

занятиях    в    детском      саду.

               Музыкальный руководитель ГБДОУ д/с 86

               Фрунзенского района:   Слободенюк В. С.

     Развитие речи на музыкальных занятиях главным образом происходит во время слушания музыкальных произведений. На этом этапе у детей развивается словарь качественных и образных прилагательных, которые используются в связной речи. Беседа о музыке опирается на три взаимосвязанные темы:

  1. какие чувства передаёт музыка;
  2. о чём рассказывает музыка;
  3.  как рассказывает музыка.

В этом мне помогает «Музыкальный букварь»  Н. Ветлугиной.

1 раздел состоит из контрастных по характеру пьес, слушая эту музыку, дети рассказывают, какие чувства и настроения может выражать музыка. ( Пример : «Дождик», «Солнышко», «Зимний лес», «Жарко» муз. Е.Тиличеева  и т.д.)

Во 2-м разделе музыка отображает жизненные явления, сказочных персонажей. ( Пример: «Три медведя», «Машин день» муз. И. Арсеева)

3 раздел знакомит с языком музыки, средствами музыкальной выразительности (высота звуков, длительность и др.)(Пример: «Мальчики пляшут», «Девочки танцуют», «В гости: пешком, на велосипеде, на машине» муз. И.Арсеева и др.)

 Знакомя детей с музыкальными произведениями, я использую все методы и приёмы обучения. Очень эффективным  приёмом обучения для развития связной  речи является – сравнение. Этот приём активизирует процесс восприятия, обогащает «словарь эмоций» и развивает связную речь. Я предлагаю сравнить музыкальные произведения, высказать своё отношение и «порассуждать о музыке».

 Например: «Новая кукла»                       «Болезнь куклы» м.П.Чайковского

             

         Радостно и весело                        кукла заболела, дети неаккуратно

    танцует кукла, у неё                         обращались с ней и у неё сломана

    новое платье, красивый                  рука и нога, кукле больно, она плачет

   бант, кукла открывает                  брошенная в углу.

   и закрывает глаза.

  «Парень с гармошкой»                     «Мужик на гармонике играет»

   муз.   Свиридова                                             муз. П.Чайковского  

весёлая, плясовая музыка,                    весёлая плясовая музыка, тяжёлая

бойкая, задорная.                                  и важная.

   «Шарманка»                                            «Шарманщик поёт»

 муз.    Шостаковича                                   муз. П.Чайковского

В обоих произведениях мы слышим повторяющиеся монотонные звуки шарманки, но у   Шостаковича  шарманщик весёлый,  радостный и молодой, а у П.Чайковского шарманщик усталый, наверное старик, его шарманка играет уныло, неторопливо, где-то жалобно.

   Часто приём сравнения использую на музыкальных досугах.

Например: «Сказка о маршах» - «Военный марш» м.  Свиридова, «Спортивный марш» муз.   Чичкова,  «Похороны куклы» муз. П.Чайковского (печальный марш), «Марш деревянных солдатиков» муз. П.Чайковского и др.

  Для развития любого вида деятельности и любого психического процесса, всегда желательно объединение различных видов искусства- музыки, художественного слова и живописи.

 Например:  досуг «Сказка о царе Султане». Каждый узловой момент в сказке подкрепляется стихами, иллюстрацией и  музыкальным  отрывком. (3 чуда и т.д.)

    Я подошла к тому, что развитие связной речи осуществляется очень полно на комплексных занятиях. Тема комплексного занятия помогает проследить как один и тот же образ передаётся разными средствами, находить сходство и отличия в настроениях.

   Комплексное занятие может быть итогом работы над прочитанной сказкой. Например: «Снежная королева» Г.Х.Андерсен.

Роль сказочника выполняет воспитатель и дети по очереди. Музыкальное вступление – дети настраиваются на сказку. Рассказ начинает воспитатель, а перед детьми стоят картинки- иллюстрации к сказке. Воспитатель рассказывает сказку до определенного момента, потом предлагает угадать по музыке, что же было дальше, найти иллюстрацию и продолжить сказку. К картинкам подобраны музыкальные фрагменты. (Появление Снежной королевы – «метель»;Герда в вишнёвом саду у доброй Колдуньи- «Вальс»; Во дворце- «Мазурка» и т.д.)

       Таким образом, помимо музыкальных задач мы через восприятие музыки стараемся помочь детям развивать связную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие воображения и речи детей с использованием предметов-заместителей"

Данная статья  поможет педагогам и заинтересованным родителям, опираясь на  умение ребенка работать с предметами-заместителями, научить  его сочинять сказку про превращения одного хорош...

Статья "Развитие творческих способностей детей через интеграцию музыки и художественного творчества"

Через цикл интегрированных занятий "Времена года" развиваю творческие способности детей...

Статья "Развитие лексической стороны речи посредством дидактических игр./"

Статья на тему "Развитие лексической стороны речи посредством дидактических игр." План-конспект прилагается....

Статья: "Развитие грамматического строя речи через экологические знания для детей с ОНР"

Статья: "Развитие грамматического строя речи через экологические знания для детей с ОНР" рекомендована учителям-логопедам....

Статья "Развитие грамматического строя речи в онтогенезе"

Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях:  он обозначает,  во-первых, грамматический строй  языка, во-вторых,  науку,  свод правил об измен...

Статья "Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста"

В статье описывается необходимость развития звуковой культуры речи. Примеры атикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, упражнений для речевого дыхания и развития фонематического слуха....

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"

Статья "Развитие грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи"...