Кейс-метод в работе с дошкольниками
методическая разработка по развитию речи

Методические рекомендации по применению кейс-метода в работе с детьми дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys-metod_v_rabote_s_doshkolnikami.docx19.15 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс – метод в работе с дошкольниками

Стремительная динамика современной жизни требует поиска и разработки новых эффективных технологий. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные педагогические технологии нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Одной из актуальных на сегодняшний день является использование кейс-технологий в дошкольном образовании.

История кейс-метода начинается с XVII века, когда теологи брали из жизни реальные случаи и анализировали их. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. Сейчас метод наиболее широко используется не только в педагогике, но и в менеджменте, математике, экономике, медицине и юриспруденции.  В России данная технология стала внедряться лишь последние несколько лет.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» - запутанный, необычный случай; а также от английского «case» - портфель, чемоданчик.

Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой методы анализа ситуаций.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых качеств и умений. Дошкольники должны изучить ситуацию, разобраться в проблеме, а затем предложить воспитателю возможные пути решения и совместно со взрослым выбрать самый оптимальный путь решения проблемы.

Методы кейс - технологии

- Метод инцидента;

- Метод ситуационно-ролевых игр;

- Игровое проектирование;

- Метод дискуссии;

- Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс- стади, фото-кейсы, кейс-иллюстрации );

Виды кейсов

  • Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
  • Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения).
  • Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы)

Для чего нужен кейс?

Кейс дает возможность:

- приблизиться к практике,

- встать на позицию человека, реально принимающего решения, 

- учиться на ошибках других.

Для  создания кейса необходимо следующее:

1. Определение темы и вопроса исследования (должны быть интересны детям);

2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;

3. Определение контекста;

4. Планирование кейс-исследования, проведение сбора и анализа материала;

5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;

6. Описание и редактирование кейса;

7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

Этапы работы с кейсами:

Первый этап: подготовительный.

Знакомство детей с ситуацией. Фиксация  их внимания. Создается положительное отношение к ситуации. Дети совместно с воспитателем выделяют проблему, определяют целевую установку. Самостоятельно воспитанники осознают цель поиска.

-Второй этап. Воспитатель активизирует детей при помощи ключевых вопросов, поддерживает эмоциональный опыт детей, осуществляет координационную работу во время поисковой деятельности воспитанников.

Третий этап (анализ принятия решения). Воспитатель вовлекает детей в процесс составления плана действий, ребята демонстрируют умения логически рассуждать.

Четвертый этап -  оценочно-рефлексивный. Воспитанники выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Примеры кейсов

Кейс-иллюстрация - это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация, отличается от наглядности тем, что в ней всегда есть проблема. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз. Проблема не предлагается детям в открытом виде.

Выбранная  ситуация должна иллюстрировать те проблемы, с которыми ребёнок может столкнуться в жизни или уже сталкивался. Естественно, эта ситуация должна зацепить ребёнка. Вначале педагог предъявляет иллюстрацию с проблемной ситуацией детям, организует обсуждение ситуации.

- Дети знакомятся с иллюстрацией, выявляют проблему.

- Делятся на подгруппы и обсуждают свои идеи и решения со сверстниками.

- Представляют свои идеи и решения в презентации решения кейса.

Предъявление второй иллюстрации помогает поддержать интерес.

Чаще всего в работе с детьми применяют технологию «Фото-кейс». Эта технология  актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ребёнок в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

В «Фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Практически любой воспитатель, который захочет внедрять кейс-технологии, сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, и имея на руках учебные ситуации.

Любой кейс воспитатель может использовать с разной целью и на разных этапах образовательной деятельности, как для мотивации перед занятием, так и на занятии. Также можно использовать в этических беседах, при обучении дошкольников правилам дорожного движения, безопасности и  культурно-гигиеническим навыкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кейс-метод в работе с дошкольниками

Этот материал будет полезен как для консультации малоопытных специалистов, так и для работы....

Использование проблемно-ситуативного обучения для дошкольников с ОВЗ. Кейс-метод.

Это интерактивная технология для краткосрочного обучения , на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не только на освоение знаний, но и  на формирование у слушателей новых качеств...

Мастер-класс для воспитателей Тема: «Кейс-метод в экологическом воспитании дошкольников»

Расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и их применении с целью    формирования у педагогов ДОУ профессиональных компетенций...

Мастер-класс для старших воспитателей "Использование кейс-метода в методической работе с педагогами ДОО"

Мастер-класс для старших воспитателей "Использование кейс-метода в методической работе с педагогами ДОО"...

«Кейсы ПДД» (использование кейс – метода в работе с детьми)

          Современные педагогические технологии направлены на реализацию федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Они требуют орг...

Опыт работы «Формирование гражданско – патриотических чувств у дошкольников через использование кейс – метода»

Сычева Ольга Валерьевна и Алоян Армине Робертовна, воспитатели муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Аленушка», г. Тейково Ивановской области.Во...