Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема «Осень».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый). Активизация речевой деятельности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.
Тема «Осень».
Цели и задачи: Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый). Активизация речевой деятельности детей. Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания. Формирование длительного плавного выдоха. Развитие артикуляционной и общей моторики. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание внимательного, бережного отношения к природе.
Ход и руководство:
Тихо звучит «Осенняя песня» из альбома «Времена года» П. И. Чайковского.
Давайте посмотрим в окно и поговорим о том, что мы там видим. Какая сегодня погода: солнечная или дождливая?
Дети. Солнечная.
Логопед. Действительно, солнечная. Посмотрите, какое чистое синее небо, по нему плывут легкие белые облака, светит солнце. Когда вы шли в детский сад, вам было холодно?
Дети. Нет. Тепло.
Логопед. Правильно. Воздух еще теплый. На улице тепло. Сегодня почти нет ветра. Солнышко пригревает. Пришла осень, и листья на деревьях начали желтеть и краснеть. Скоро начнется листопад. Когда ветер подует, листья оторвутся от своих веточек и закружатся в воздухе. Давайте мы с вами покажем, как ветер будет дуть на листочки.
Упражнение «Осенние листочки».
Давайте подуем на листочки, чтобы они закружились в воздухе.
Рассматривание картины «Ранняя осень» и беседа по ней.
Логопед. Вчера мы с вами ходили на прогулку в осенний парк, собирали там разноцветные листья. А сегодня давайте рассмотрим картину «Ранняя осень». Кого вы видите на картинке?
Дети. Детей.
Логопед. На картине нарисованы мальчики и девочки. Куда они пришли?
Дети. В лес.
Логопед. Правильно. Дети пришли в осенний лес. Кого увидел мальчик, который стоит в центре?
Дети. Ежика.
Логопед. Мальчик стоит около пенька и рассматривает ежика. А на кого смотрит другой мальчик?
Дети. На белочку.
Логопед. Резвая белочка бежит по стволу дерева. Мальчику интересно наблюдать за ней. А что вы видите в руках у девочек?
Дети. Листья, ветки.
Логопед. Ночью в лесу дул сильный ветер, он сорвал с деревьев листья, обломал ветки. Девочки собрали красивый осенний букет. Мы вчера тоже принесли осенний букет с прогулки. Помните, мы говорили о том, что обламывать ветки с деревьев
нельзя? Можно собрать ветки, которые упали, или набрать опавших листьев. Посмотрите, что стоит рядом с девочками?
Дети. Корзинка.
Логопед. Правильно. В осеннем лесу много грибов. Вот дети и собрали их в корзинку. Осенью часто неожиданно начинается дождик. Давайте представим, что пошел дождик, и сделаем упражнение, которое вы разучили с воспитателями.
Подвижное упражнение «Дождик». [Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением. Закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.]
Капля раз, | Прыжок на носочках, руки на поясе. |
Капля два, | Прыжок на носочках, руки на поясе. |
Очень медленно сперва. | 4 прыжка на носочках, руки на поясе. |
А потом, потом, потом | 8 прыжков на носочках, руки на поясе. |
Все бегом, бегом, бегом. | |
Мы зонты свои раскрыли, | Развести руки в стороны. |
От дождя себя укрыли. | Сомкнуть руки над головой полукругом. |
Рассказ логопеда по картине.
Наступила осень. Листья на деревьях стали красными и желтыми. В лесу появилось много грибов, созрела рябина, желуди стали коричневыми.
Дети пришли на прогулку в лес. Один мальчик увидел возле пенька ежа и стал его рассматривать. Другой мальчик наблюдает за белкой. Девочки подняли с земли ветки и листья. Ночью дул силь-
ный ветер и обломал ветки. Около пенька стоит корзина с грибами. Дети набрали много грибов. Им очень понравилось в осеннем лесу.
Контрольные вопросы к прослушанному рассказу. [Совершенствование диалогической речи.]
Логопед. Конечно, вы вчера увидели много нового и интересного. А как вам кажется, детям на картине понравилась их прогулка в лес?
Дети. Понравилась.
Логопед. Почему вы так думаете?
1-й ребенок. Они увидели белочку.
2-й ребенок. А еще — ежика.
3-й ребенок. Они набрали много грибов.
4-й ребенок. А девочки собрали красивый букет.
Логопед. Видите, как интересно бывает гулять в осеннем лесу или парке.
Игра «Что перепутал художник?» [Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления.]
Логопед приглашает детей к наборному полотну, на котором закреплены плоскостные изображения, составляющие «осеннюю картину», в которой умышленно допущены некоторые ошибки.
Логопед. Посмотрите внимательно на картину, которую составил ваш знакомый художник. На картине тоже осень. Только все ли он сделал правильно?
Дети находят допущенные ошибки, а логопед убирает эти изображения с наборного полотна.
1-й ребенок. Нет. Осенью нет снега.
2-й ребенок. Осенью нет клубники.
3-й ребенок. Медведь не спит в берлоге.
4-й ребенок. Зайчик не носит белую шубку.
Логопед. Вы нашли все ошибки, которые допустил медвежонок. Он еще маленький и многого не знает. Теперь на нашей картине настоящая осень: листья на рябине красные, созрели ягоды. Пожелтела трава. Выросли грибы. Вдалеке мы видим разноцветный лес. Небо покрыто тучами, идет дождь. На земле лужи. Птицы улетают на юг.
Артикуляционная гимнастика. [Развитие артикуляционной моторики.]
9. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед убирает игрушки.
Логопед. А теперь давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на занятии.
1-й ребенок. Смотрели в окно. Видели деревья.
2-й ребенок. Смотрели картинку, видели детей и белочку.
3-й ребенок. Делали упражнения у зеркала.
4-й ребенок. Учились дуть на листочки.
Логопед. Молодцы! Вы все хорошо запомнили. Мы говорили сегодня об осени, какая осенью погода. А теперь занятие окончено. Вы можете идти в
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Путешествие в осень».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Тема: «Путешествие в осень».Цель:1) Помочь детям увидеть многоцветие осени; учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира.Задачи:...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Золотая осень"
Данный материал предназначен для работников дошкольных учреждений...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление рассказов об осени»
На данном занятии дети продолжают учиться составлять связные рассказы на тему "Осень"...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи
Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: «Осень».
Конспект занятия по развитию речи в средней группе.Тема: «Осень».Цель: закрепить знания о характерных приметах осени, учить полным предложением отвечать на вопросы, составлять рассказ по с...
Конспект комплексного занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Осень».
Цель: учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, составлять связанный рассказ по картине с помощью педагога; активизировать в речи детей прилагательные и глаголы....