Профилактика речевых нарушений у детей раннего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Рыбкина Инна Владимировна

 СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРОВОДИМАЯ В  ГРУППЕ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста».

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПАТОЛОГИИ ДЕТСКОЙ РЕЧИ Различная внутриутробная патология. Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутренним кровоизлияниям. Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка. Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга. Наследственные факторы. Неблагоприятные социально – бытовые условия.

Слайд 3

Звуковая культура речи Игры и упражнения на развитие понимания речи Развитие правильного дыхания Игры и упражнения на развитие слухового внимания, фонематического восприятия Игры направленные на развитие мелкой и общей моторики (Пальчиковые и жестовые игры, кинезеологические упражнения) СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ ПРОВОДИМАЯ В НАШЕЙ ГРУППЕ Артикуляционная гимнастика

Слайд 4

Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий -шершавый»; «Найди такой же на ощупь»; «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это); «Горячее — холодное»; «Мокрое — сухое», «Пальчиковый бассейн». Игры с водой и песком. Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Шнуровки», «Сушим одежду» (прищепки) Игры с пластилином. Игры с бумагой : «Снежинки» (1-й вариант — нарвать бумагу на мелкие кусочки; 2-й вариант — скатать шарики из бумаги); «Складывание из бумаги». Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик...». Игры на выкладывание: «Составление целого из частей» - разрезные картинки (2—4 части), кубики, мозаика. Игры, развивающие мелкую моторику: Пальчиковые и жестовые игры

Слайд 5

Кинезеологические упражнения Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость. «Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. «Ладушки-оладушки» : правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»

Слайд 6

Дыхательные упражнения Следует уделять немалое внимание развитию речевого дыхания у детей, так как неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи (речь на вдохе); затуханию голоса в конце фраз; ускорению темпа речи, нечеткого произношения слов (проглатывание окончаний); позднего или неправильного освоения некоторых звуков и т.д. Полезно ежедневно выполнять с детьми дыхательные упражнения и игры. Например: Дуть на легкие ватные шарики, бумажные разноцветные полоски, играть на дудочке, дуть на привязанные к ниточке бумажных бабочек, сдувать со стола, с ладошки бумажные снежинки, выдувать мыльные пузыри и т.д .

Слайд 7

Артикуляционная гимнастика - это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, развитие силы и подвижности органов, участвующих в речевом процессе.

Слайд 8

Игры и упражнения на развитие понимания речи, слухового внимания, фонематического восприятия В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать речь окружающих). Поэтому очень важно учить ребенка, прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).

Слайд 9

Упражнения по развитию понимания : Назвать предметы одежды по картинкам и без них. Назвать предметы и явления: вода, земля, солнце, трава, цветы, дом, машины. Развивать ощущения с использованием поверхностей(сухие, мокрые) – используются миски с теплой водой. Развитие пассивного и активного глагольного словаря, состоящего из названий действий: спит, ест, стоит, идет, бежит, прыгает, играет, гуляет, убирает, чистит, умывается, купается, одевается, говорит, рисует, везет, подает. Дети показывают эти действия на картинках, называют их и выполняют, определяют по имитации, кто что делает. Различать понятия «большой – маленький», используя знакомые игрушки. Понятия «громко – тихо» . Учить узнавать игрушки по их описанию (у нее пушистый хвост, мягкая шерсть, длинные усы; у нее есть крылья, клюв, две лапки, тело покрыто перьями; он круглый, красный, пластмассовый).

Слайд 10

Игры на развитие слухового внимания Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем, предмет этот нужно рассматривать, трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение « Угадай, что звучит» Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными. « Угадай, чей голос» Один ребенок отворачивается , другие по –очереди зовут его по имени. Ребенок должен угадать, кто его позвал «Узнай музыкальный инструмент» Взрослый показывает как звучат музыкальные инструменты (бубен, дудочка, колокольчик, погремушка). Затем то же самое только за ширмой. Дети угадывают Игры на развитие фонематического слуха Узнать звучание барабана среди других музыкальных инструментов Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками(летают), тихое – приседают Сказка «Три медведя». Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке. «Найди пару». Приготовить несколько пар коробочек или баночек, наполненных разными наполнителями, например 2 коробки с крупой, 2 коробки со скрепками, 2 коробки с мелкими камушками, 2 коробки с пуговицами и т. д. Один набор коробок у вас, второй — у ребенка. Потрясите коробочкой, чтобы ребенок послушал, как она звучит. Затем он ищет в своем комплекте коробочку с таким же звучанием.

Слайд 11

Таким образом в процессе совместной деятельности (во всех режимных моментах, в течение всего дня) у воспитанников развивается артикуляционная и мелкая моторика, просодическая сторона речи (дыхание, голос, дикция), слуховое восприятие, внимание, память, формируются фонематическое восприятие, то есть создается база для успешного овладения родным языком. Вовлечение родителей в работу профилактике звукопроизношения, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогическом процессе также является неотъемлемой частью для развития их собственного ребенка. Как известно, любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Своевременное оказание помощи детям младшего дошкольного возраста по перечисленным выше направлениям имеет большое профилактическое значение и способствует уменьшению количества детей с речевыми нарушениями.

Слайд 12

Желаем вам успехов и приятных минут общения с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи в возрасте 2 – 4 лет. В связи с этим возрастает необходимость совместной работы логопедов и воспит...

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ МБДОУ.

В целях профилактики речевых нарушений, нами была разработана  программа речевого развития, предназначенная  для детей 3-4 лет. Предварительно было проведено логопедическое обследование в мл...

Консультация для родителей. "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

В статье говорится о том, как развивается речь детей 2-3 лет в норме, что является отклонением от нормы и как родители могут приблизить речь своего ребенка к этой самой норме....

Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

Для профилактики речевых нарушений у детей, важно развивать общие речевые навыки, развивать мелкую моторику, слуховое внимание и фонематический слух, а главное - общаться с детьми....

Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

Профилактика – (от греч. prophylaktikos – предохранительный) – система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одной из важнейших задач образовательного учреж...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста

консультация для родителей Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста...

МПО воспитателей младших групп "Профилактика речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста"

В последние годы резко увеличилось число детей, поступающих в детский сад с диагнозом «Задержка речевого развития в раннем возрасте». Чтобы уменьшить количество детей с отклонениями ...