Рабочая программа кружка «Говорящие пальчики» (пальчиковая гимнастика) для детей второй группы раннего возраста 1-2 года
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Федорова Елена Николаевна

Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т.д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx126.04 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования городского округа «Воркута»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34 «Соловушка» г. Воркуты

(МБДОУ «Детский сад № 34» г. Воркуты)

«Челядьöс 34 №-а видзанiн «Соловушка» школаöдз велöдан муниципальнöй сьöмкуд учреждение Воркута к.

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тел. (82151) 2-41-48, e-mail: mbdou34@rambler.ru

УТВЕРЖДЕНО

Заведующим  МБДОУ

                          «Детский сад № 34» г. Воркуты                                                                      _____________ Сайфетдинова Т.Ю.

    Приказ № ______ от _____2020г.

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА
кружка «Говорящие пальчики»

(пальчиковая гимнастика)

для детей второй группы раннего возраста 1-2 года

в МБДОУ «Детский сад №34» г. Воркуты

на 2020 - 2021 учебный год

                                   

                                                                                                         

   

Руководитель: Федорова Е.Н.

г. Воркута

2020 г.

Паспорт программы

Наименование программы: Образовательная программа «Говорящие пальчики» (программа дополнительного образования кружка по развитию мелкой моторики через пальчиковые игры с детьми второй группы раннего возраста 1-2 года)  

Руководитель программы: Воспитатель Федорова Елена Николаевна.

Организация-исполнитель: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34 «Соловушка» г. Воркуты.

Цель программы: 

Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Направленность программы: речевое и социально-коммуникативное развитие детей.  

Срок реализации программы: 1 года обучения  

Организация занятий кружка:

Два занятия в неделю (понедельник, пятница) II половина дня по 8-10 минут. Всего занятий – 48.

Основание для разработки программы: 

• Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.1012; № 273-ФЗ

• Закон «Об образовании» ст. 26 п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;

• Сан ПИН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26

• Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Планируемый результат:

 развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

 развитие у детей на основе разнообразной деятельности эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках;

 способности устанавливать контакты, осуществлять взаимодействие в различных группах, проявлять нравственное отношение к окружающему миру.

Пояснительная записка

Игра – одна из лучших способов развития речи и мышления у детей. Она доставляет ребёнку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулируют активное восприятие речи и порождают самостоятельную речевую деятельность. Для развития речи у детей мы используем в своей работе пальчиковые игры. Любая пальчиковая игра проходит весело, дети могут представить себя в роли маленькой кошки, или весёлого серого зайчика и т.д. Не стоит забывать, что дети фантазеры. Дети свободно принимают все условия театрального действа, легко перевоплощаются. На основе своих собственных, еще небогатых познаний дети с удовольствием вовлекаются в игру.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Большое значение в пальчиковых играх имеет разнообразие стихотворных строчек. Именно они помогают поддерживать интерес детей к веселым физкультминуткам.

Любые приемы – постукивание подушечками пальцев, растирание, поглаживание оснований пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья – несут ребенку только здоровье.

Можно организовать таким образом пальчиковую игру, чтобы дети разминали руки друг другу. Упражнения требуют участие обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

Полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывания, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание, постукивание и т.д.  Это оказывает сильное воздействие на нервную систему. Слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

         Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей второй группы раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. В группу пришли дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и разгибаются синхронно, т.е. действуют все вместе. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому при сгибании одного пальчика остальные выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Цель: способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки, понимание речи; гармоничное развитие детей.

Задачи:

Обучающие:

 формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)

 формирование практических умений и навыков;

 обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.

Развивающие:

 развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

 совершенствование движений рук;

 развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

 развитие речи детей.

Воспитательные:

 воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

 воспитывать и развивать художественный вкус;

 воспитывать усидчивость, целенаправленность

Особенности программы

      Игры с пальчиками – это, не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

      Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

       Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Данные игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, дают возможность знакомить с основными видами эмоций, способами их проявления. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог-ребенок» (по типу игры «Сорока-ворона кашу варила»).

      Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук- один из показаний интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению к школе.

       Развитие движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Потому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание.

       Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

      Для этого необходимы пальчиковые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развивать согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение:

  1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был?». «Этот пальчик хочет спать». «Этот пальчик дедушка».
  2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Например. «Пальчики здороваются», «распускается цветок».
  3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. И выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Например, пальчиковое упражнение «Колечко».
  4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Например: «Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки».
  5. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Например, такие упражнения, как «Бабочка», «Цыпленок», «Петушок», «Собака», «Кошечка» и так далее.

      Работая с детьми раннего возраста и изучая их физиологические и психологические особенности, я пришла к выводу, что большое значение нужно уделять развитию мелкой моторики руки у младших дошкольников. Я поняла, что в педагогический процесс работы с малышами, как можно чаще нужно включать пальчиковые игры во все виды деятельности. Стараюсь использовать не только в НОД, но и во всех режимных моментах (в утренней гимнастике, в физкультминутках, в воспитании культурно-гигиенических навыков (при умывании и мытье рук, при одевании на прогулку, на прогулке, с свободной деятельности). Например, такие пальчиковые игры как «Водичка-водичка», «Кран откройся», «Хлюп-хлюп ручками», «Мыло прыгает, как блошка», «Жил был Алёшка», «Руки спрячем в рукавички», «Кошка ходит без одежки». Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность.

     Итак, какие методы и приёмы воспитатель применяет, используя в своей работе пальчиковые игры.

Формы работы:

- пальчиковые игры;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- самомассаж рук.

Методы:

- разучивание потешек;

- использование атрибутов к пальчиковым играм;

- применение пальчиковых игр в познавательной, художественно-речевой, музыкально-театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.

Приёмы:

- постукивания подушечками пальцев;

- растирание;

- поглаживание основания пальцев;

- круговые движения по ладоням;

- лёгкий массаж предплечья.

Необходимые материалы и оборудования:

- резиновые игрушки, мячики (ежи);

- бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички;

- различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки);

- фигурки пальчикового театра и др.

 - картотека пальчиковых игр;

- картотека художественного слова (стихи, загадки);

- фонотека (классические произведения, детский репертуар).

Этапы разучивания игр:

  • Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
  • Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
  • Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
  • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

  • Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
  • Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки и игрушки.
  • Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
  • Детям старше полутора лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
  • Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
  • Используйте максимально выразительную мимику.
  • Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
  • Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
  • Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Тематический план по оказанию платной услуги кружка «Говорящие пальчики» (пальчиковая гимнастика) для детей второй группы раннего возраста в МБДОУ «Детский сад №34» г. Воркуты на 2020 - 2021 учебный год

Месяц

Тема

Кол-во часов практики

Кол-во занятий

Ноябрь

1. «Осень в гости пришла!»

2. «Осенние листочки»

3. «Варим, варим мы компот»

4. «Дождик, дождик»

5. «Грибочки»

6. «Мы капусту солим, солим»

7. «Вышли пальчики гулять»

8. «Петушок, петушок, золотой гребешок»

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

1

1

1

1

1

1

1

Декабрь

1. «Зимушка-зима!»

2. «Зайка беленький сидит»

3. «Зимние забавы»

4. «Снегопад»

5. «Погреем пальчики»

6. «В лесу родилась елочка»

7. «Бусы на елку»

8. «Новогодние подарки»

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

1

1

1

1

1

1

1

Январь

1. «Белые снежинки»

2. «Строители»

3. «Веселый снеговик»

4. «Мы во двор пошли гулять»

5. «Семья»

6. «Мой дом»

7. «Мои игрушки»

8. «Мишка косолапый»

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

1

1

1

1

1

1

1

Февраль

1. «Птички»

2. «Мишке холодно зимой»

3. «Помощники»

4. «Ладушки-ладошки»

5. «Защитники Отечества»

6. «Машина»

7. «Строим дом»

8. «Мебель»

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

1

1

1

1

1

1

1

Март

1. «Моя любимая мама»

2. «Бусы для мамы»

3. «Весна-красна!»

4. «Подснежник»

5. «Чудесный мешочек»

6. «Веселая мышка»

7. «Весенняя капель»

8. «Сидит белка на тележке»

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

1

1

1

1

1

1

1

Апрель

1. «Смотрит солнышко в окошко»

2. «Капают капели»

3. «Плывет, плывет кораблик»

4. «Ежик»

5. «Майский жук»

6. «На лужок»

7. «Зернышко»

8. «Наши яркие цветы»

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

8-10 мин

1

1

1

1

1

1

1

Итого:

48

Перспективный план работы по оказанию платной услуги кружка «Говорящие пальчики» (пальчиковая гимнастика) для детей второй группы раннего возраста в МБДОУ «Детский сад №34» г. Воркуты

на 2020 - 2021 учебный год

Ноябрь

Тема занятия

Приемы и методы

Программное содержание

Материалы

1. «Осень в гости пришла!»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

1. Массаж «Колечко, колечко». Надевание и снимание колечка. Цель: развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Какая игрушка спряталась» и «Определите на ощупь» (д/и «Чудесный мешочек»). Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь.

3. Пальчиковая игра «Осень» Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

- колечки для массажа;

- резиновые игрушки в мешочке;

- иллюстрации на тему «Осень».

2. «Осенние листочки»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок». Цель: учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком.

2. Игра. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. Цель: развивать мелкую моторику рук.

3. Пальчиковая игра «Собираем листочки» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- бусинки;

- семечки тыквы и подсолнуха, мисочки, ложки;

- иллюстрации на тему «Осень».

3. «Варим, варим мы компот»

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1.Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха) Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. Игра «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением фруктов. Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

3. Пальчиковая игра «Варим, варим мы компот». Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- семечки тыквы и подсолнуха;

- скомканные в шарики листы бумаги с контурным изображением фруктов.

4. «Дождик, дождик»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные мячик». Цель: развивать ловкость движений пальцев и кисть рук.

2. Игра «Манный дождик».  Ребенок быстро, а затем медленно сыплет манную крупу из своего кулачка в тарелочку, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

3. Пальчиковая игра «Дождик, дождик» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- массажные мячики;

- контейнер с манной крупой;

- тучка с капельками.

5. «Грибочки»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

 1. Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба». Цель: развивать мелкую моторику.

2. Игра «Соберем грибочки в корзинку» Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

3. Пальчиковая игра «Грибочки» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- грецкие орехи;

- грибочки с корзинками.

6. «Мы капусту, солим, солим»

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Игра. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. Цель: развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением овощей. Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

3. Пальчиковая игра «Мы капусту солим, солим». Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- семечки тыквы и подсолнуха, мисочки, ложки;

- скомканные в шарики листы бумаги с контурным изображением овощей.

7. «Вышли пальчики гулять»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

1. Массаж «Колечко, колечко». Надевание и снимание колечка. Цель: развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Кто это? В контейнере с манкой спрятать мелкие игрушки, ребенок опускает руки и находит их. Цель: развивать мелкую моторику рук.

3. Пальчиковая игра «Вышли пальчики гулять» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- колечки для массажа;

- контейнер с манной крупой;

- мелкие игрушки.

8. «Петушок, петушок, золотой гребешок»

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

1. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки».

2. Игра «Угощение для птиц» - сортировка семян. Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.

3. Пальчиковая игра «Петушок, петушок, золотой гребешок». Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- иллюстрация петушка или игрушка;

- д/и «Мозаика»;

- семечки тыквы и подсолнуха, мисочки, ложки.

Декабрь

Тема занятия

Приемы и методы

Программное содержание

Материалы

1. «Зимушка-зима!»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж «Покатай, покатай». (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями). Цель: развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Снегопад в лесу». (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты). Цель: учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики.

3. Пальчиковая игра «Пирог» Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

- гладкие и ребристые карандаши;

- трафарет зеленой елки из бархатной бумаги, комочки ваты;

- иллюстрации на тему «Зима».

2. «Зайка беленький сидит»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

1. Массаж «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу). Цель: развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности манной крупы, двигаясь в разных направлениях. Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

3. Пальчиковая игра «Зайка беленький сидит» Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

- гладкие и ребристые карандаши;

- контейнер с манной крупой;

- игрушка зайчика.

3. «Зимние забавы»

- игры-экспериментирования с предметами и материалами.

1. Игра «Снежинка» Цель: выкладывание снежинки из палочек по контуру.

2. Игра «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты).

3. Игра «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

- белая бумага;

- трафарет зеленой елки из бархатной бумаги, комочки ваты;

- контур снежинки на листе, счетные палочки.

4. «Снегопад»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

1. Игра «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги.

2. Пальчиковая игра «Снегопад» Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

- белая бумага;

- иллюстрации на тему «Зима».

5. «Погреем пальчики»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

1.Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки» Цель: развивать мелкую моторику пальцев и рук. 

2. Игра «Манный ветер» (дыхательное) Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.

Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка.

3. Пальчиковая игра «Погреем пальчики» Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом.

- прищепки;

- контейнер с манной крупой;

- коктейльные трубочки.

6.  «В лесу родилась елочка»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу). Цель: развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Новогодняя елка». Цель: учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик).

3. Пальчиковая игра «Елочка». Цель: развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом.

- гладкие и ребристые карандаши;

- изображение елочки на листе А4 и пластилин;

- иллюстрация елочки.

7.  «Бусы на елку»

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Игра «Собери бусы на елку» - нанизывание бус на нитку.

2. Мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаики.

3. Пальчиковая игра «Пальчики сцепляются – елка получается»

4. Пальчиковая игра «Большие и маленькие шары» Цель: развивать мелкую моторику.

- д/и «Собери бусы на елку»;

- д/и «Мозаика»;

- игрушка новогодняя елочка.

8. «Новогодние подарки»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики». Цель: развивать ловкость движений пальцев и кисть рук.

2. Игра «Чудесный мешочек» - новогодний подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику) Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка).

3. Пальчиковая игра «Подарки». Цель: развивать мелкую моторику рук. 

- резиновые мячики;

-д/и «Чудесный мешочек», животные.

Январь

Тема занятия

Приемы и методы

Программное содержание

Материалы

1. «Белые снежинки»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

1. Массаж «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

2. Игра «Снежки». Изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

3. Пальчиковая игра «Белые снежинки». Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- лист белой бумаги;
-
гладкие и ребристые карандаши.

2. «Веселый снеговик»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

1. Массаж пальчиков мячиком ежиком. Игра «Колючий мяч». Цель: развивать мелкую моторику рук, ручную умелость.

2. Дидактическая игра «Веселый снеговик». Цель: учить составлять целое из 3 частей, развивать координацию кистей рук.

3. Пальчиковая игра «1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили». Цель: продолжать работать над развитием мелкой моторики.

- д/и «Веселый снеговик»;

- массажные мячики.

2. «Строители»

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

1. Игра «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями.

2. Игра «Манный ветер» (дыхательное) Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом. Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка.

3. Пальчиковая игра «Строители» Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- белая бумага;

- контейнер с манной крупой;

- коктейльные трубочки.

4. «Мы во двор пошли гулять»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

1.Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки» Цель: развивать мелкую моторику пальцев и рук.

2. Игра «Посыпаем дорожку». Цель: учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу), развивать мелкую моторику пальцев.

3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять». Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- прищепки;

- контейнер с манной крупой.

5. «Семья»

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

1. Игра «Помоги малышу найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику).

2. Игра «Сложи картинку» из 2-х, 3-х частей. Цель: развивать мышление, внимание.

3. Пальчиковая игра «Семья». Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- иллюстрации на тему «Моя семья»;

- на листе А4 нарисованный домик и дорожка к нему;

-д/и «Сложи картинку».

6. «Мой дом»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

1. Массаж «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками.

2. Игра «Кто это?» - использовать фигурки пальчикового театра. Цель: учить называть имена родителей.

3. Пальчиковая игра «Мой дом» Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- гладкие и ребристые карандаши;

- фигурки пальчикового театра.

7. «Мои игрушки»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж с прищепками. Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

2. Игра «Чудо-прищепки». (солнышко, ежик, цыпленок). Цель: развивать мелкую моторику рук.

3. Пальчиковая игра «Игрушки». Цель: развивать соотношения движения рук.

- д/и «Чудо-прищепки»;

- иллюстрации на тему «Игрушки».

8. «Мишка косолапый»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

-пальчиковая игра.

1. Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба». Цель: развивать мелкую моторику.

2. Игра «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на манную крупу.

3. Пальчиковая игра «Мишка косолапый» Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- грецкие орехи;

- контейнер с манной крупой;

- игрушка медвежонок.

Февраль

Тема занятия

Приемы и методы

Программное содержание

Материалы

1. «Птички»

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Игра «Угощение для птиц» - сортировка семян. Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки» Цель: развивать мелкую моторику рук.

3. Пальчиковая игра «Ой, летали птички». Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- семечки тыквы и подсолнуха;

- д/и «Мозаика»;

- иллюстрации на тему «Птицы».

2. «Мишке холодно зимой»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой» Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.

2. Игра «Чтоб Мишке было теплее». Цель: учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку - «В берлоге». 3. Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом». Цель: развивать координацию общих движений.

- массажные мячики;

- белая бумага;

-игрушка медвежонок.

3. «Помощники»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Помоги котику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику). Цель: развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

3. Пальчиковая гимнастика «Помощники». Цель: развивать общую координацию движения.

- гладкие и ребристые карандаши;

- на листе А4 нарисованный домик и дорожка к нему.

4. «Ладушки-ладошки»

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Игра. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. Цель: развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением. Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

3. Пальчиковая игра «Ладушки-ладошки» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- семечки тыквы и подсолнуха, мисочки, ложки;

- скомканные в шарики листы бумаги с контурным изображением.

5. «Защитники Отечества»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж с прищепками. Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

2. Игры «Солдатики» Выкладывание палочек в ряд.

3. Пальчиковая игры «Аты-баты шли солдаты» Цель: развивать мелкую моторику рук.

- иллюстрации на тему «Защитники Отечества»;

- счетные палочки;

- прищепки.

6. «Машина»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж «Колечко, колечко». Надевание и снимание колечка. Цель: развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Машина едет» - маленькой машинкой ребенок «едет» по поверхности манной крупы, двигаясь в разных направлениях. Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

3. Пальчиковая игра «Машина» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- колечки для массажа;

- контейнер с манной крупой;

-маленькие машинки.

7. «Строим дом»

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Игра «Строим дом» с использованием геометрических фигур. Цель: учить составлять дом из 2 частей, развивать координацию кистей рук.

2. Игра «Следы к дому» (на манке ставить пальчиками точки). Цель: развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем. 

3. Пальчиковая игра «Строим дом» Цель: развивать мелкую моторику рук.

- иллюстрации на тему «Наш дом»;

- д/и «Строим дом»;

- контейнер с манкой.

8. «Мебель»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением мебели. Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

3. Пальчиковая игра «Мебель» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- гладкие и ребристые карандаши;

- скомканные в шарики листы бумаги с контурным изображением.

- иллюстрации на тему «Мебель».

Март

Тема занятия

Приемы и методы

Программное содержание

Материалы

1. «Моя любимая мама»

- пальчиковые игры;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- самомассаж рук.

1. Массаж «Колечко, колечко». Надевание и снимание колечка. Цель: развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Чья мама?» Цель: расширять первоначальные знания детей о домашних животных.

3. Игра «Кто это? - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

4. Пальчиковая игра «Семья» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- колечки для массажа;

- д/и «Чья мама?»;

- скомканные в шарики листы бумаги с контурным изображением животных.

2. «Бусы для мамы»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж пальчиков и перебирание бус. «Игра с бусами». Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Бусы для мамы». Цель: развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром.

3. Пальчиковая игра «Помощники» Цель: развивать моторику пальцев рук.

- иллюстрации на тему «Мамины помощники»;

- д/и «Бусы».

3. «Весна-красна!»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж рук «динь-дон».

2. Игра «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру.

3. Игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

4. Пальчиковая игра «Солнышко лучистое». Цель: развивать общую координацию движения.

- иллюстрации на тему «Весна»;

- лист А4 с нарисованным контуром солнышка, счетные палочки;

- скомканные в шарики листы бумаги с контурным изображением примет весны.

4. «Подснежник»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж «Колечко, колечко». Надевание и снимание колечка. Цель: развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Цветочек» - выкладывание из цветных крышек по контуру. Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

3. Пальчиковая игра «Подснежник» Цель: развивать общую координацию движения.

- иллюстрации на тему «Весна»;

-цветные крышки, трафарет цветочка; 

- колечки для массажа.

5. «Чудесный мешочек»

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Игра «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями.

2. Игра «Посыпаем дорожку». Цель: учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу), развивать мелкую моторику пальцев.

3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять». Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- скомканные в шарики листы бумаги с контурным изображением;

- манка.

6. «Веселая мышка»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба». Цель: развивать мелкую моторику.

2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха) Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев.

3. Пальчиковая игра «Веселая мышка». Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- игрушка мышка;

-грецкие орехи;

- семечки тыквы и подсолнуха, мисочки, ложки.

7. «Весенняя капель»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж с прищепками. Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки). Цель: развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

3. Пальчиковая игра «Весенняя капель». Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

- иллюстрации на тему «Весна»;

- прищепки;

- контейнер с манкой.

8. «Сидит белка на тележке»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж грецким орехом игра: «Катилась торба». Цель: развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Закрути крышку» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках. Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

3. Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- игрушка белочка;

-грецкие орехи;

-цветные крышки.

Апрель

Тема занятия

Приемы и методы

Программное содержание

Материалы

1. «Смотрит солнышко в окошко»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж. Катание карандаша между ладошками. Цель: развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Солнце светить ярко-ярко». (выложить из спичек лучики вокруг желтого кружка). Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

3. Пальчиковая игра «Солнышко». Цель: развивать мелкую моторику рук.

- иллюстрации солнышка;

- гладкие и ребристые карандаши;

- лист А4 с нарисованным контуром солнышка, счетные палочки.

2. «Капают капели»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж с прищепками. Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки.

2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки). Цель: развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем.

3. Пальчиковая игра «Капают капели» Цель: развивать мелкую моторику рук.

- иллюстрации на тему «Весна»;

- прищепки;

- контейнер с манкой.

3. «Плывет, плывет кораблик»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

2. Игра «Плывет, плывет кораблик». (На манке провести волну пальчиками). Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

3. Пальчиковая игра «Кораблик». Цель: развивать мелкую моторику рук.

- иллюстрация кораблика или игрушка;

- гладкие и ребристые карандаши;

- контейнер с манкой.

4. «Ежик»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж пальчиков мячиком ежиком. Игра «Колючий ежик». Цель: развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений.

2. Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек). Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию.

3. Пальчиковая игра «Ежик» Цель: развивать мелкую моторику рук.

- иллюстрация «Ежик и ежата»;

- массажные мячики;

- пластилин и спички.

5. «Майский жук»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок». Цель: учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком.

2. Игра «Сложи картинку» - из 2-х, 3-х частей. Цель: развивать мышление, внимание.

3. Пальчиковая игра «Майский жук» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- иллюстрация поляны с жуками;

- бусинки;

- д/и «Сложи картинку».

6. «На лужок»

- самомассаж рук;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики». Цель: развивать ловкость движений пальцев и кисть рук.

2. Игра «Сокровище» - в контейнере с манкой находить различные камушки, пуговицы. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

3. Пальчиковая игра «На лужок» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- иллюстрация поляны с цветами;

- массажные мячики;

- контейнер с манкой, камушки.

7. «Зернышко»

- игры-экспериментирования с предметами и материалами;

- пальчиковые игры.

1. Игра. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. Цель: развивать мелкую моторику рук.

2. Игра «Посыпаем дорожку». Цель: учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу), развивать мелкую моторику пальцев.

3. Пальчиковая игра «Зернышко» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом.

- семечки тыквы и подсолнуха, мисочки, ложки;

-контейнер с манкой.

8. «Наши яркие цветы»

- пальчиковые игры;

- игры-экспериментирования с предметами и материалами.

1. Игра «Красивый одуванчик» (Втыкание спичек в пластилиновый комочек).

2. Пальчиковая игра «Наши яркие цветы».

3. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон.

- пластилин и спички;

- большой лист бумаги зеленого цвета, цветные салфетки, клей.

Список использованной литературы

1. Г. Агаян, «Мы топали, мы топали!» пальчиковые игры для маленьких. Издательство «Карапуз» 2004 год.

2. Т. Бардышева, «Разговорчивые пальчики». Издательство «Карапуз» 2002 год.

3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с.

4. Играем пальчиками и развиваем речь. Издательство «Флокс», автор А.Е. Белая, В.И. Мирясова.

5. Играем с пальчиками. Издательство «Эскимо», автор А.Ю. Соколова 2002 год.

6. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев». - М.: «Генезис», 2008

7. О. Крупенцук, «Тренируем пальчики» - развиваем речь. Издательство 2011 год.

8. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.

9. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

10.Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2007.-217с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» для детей второй группы раннего возраста (2-3 года) с использованием образовательной технологии «Пальчиковые игры» Тема: «В гостях у курочки Рябы»

Цель:  Развитие слухового восприятия, умения воспроизводить услышанное. Задачи:    Ø Формировать умение отвечать на вопросы воспитателя;   Ø Побуждать к непроизвольному з...

Пальчиковая гимнастика для детей второй группы раннего возраста 2-3 г.

Разработка пальчиковой гимнастики для детей раннего возраста используется в процессе образовательной деятельности как расслабляющий момент в процессе ОБ....

Рабочая программа кружка " Умелые ручки" ( аппликация ) для детей второй группы раннего возраста 2-3 года

Каждый возраст характеризуется возрастающим  интересом ко всему , что нас окружает ( возрастает познавательная активность , стремление  к наблюдению и сравнению ). Аппликация  в развити...

Рабочая программа воспитателей МДОУ «Детский сад «Газовичок» г. Надыма» второй группы раннего возраста «В» (2 - 3 года) 2022 – 2023 уч. год

Рабочая программа воспитателей МДОУ «Детский сад «Газовичок» г. Надыма» второй группы раннего возраста «В» (2 - 3 года) 2022 – 2023 уч. год...