Занятие по развитию речи в средней группе на тему :"пересказ сказки "рукавичка с использованием опорных картинок"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Татьяна Александровна Зуева

Занятие рассчитано на детей средней группы и предполагает формирование навыка пересказа прослушанного текста с опорой на иллюстрации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Пересказ русской народной сказки «Рукавичка» с использованием опорных картинок»

Цель: формирование навыков пересказа небольшого по объёму произведения; умения последовательно, логично и выразительно излагать свои мысли.

Задачи: Учить пересказывать русскую народную сказку «Рукавичка» при помощи опорных картинок; учить детей запоминать действующих лиц и последовательность событий; учить выделять и называть характерные признаки персонажей. Учить детей отвечать полным предложением, закреплять и расширять представления детей об изменениях в природе и об особенностях жизни диких животных зимой.

Развивать коммуникативные навыки (навыки воспроизведения содержания произведения по опорным картинкам), связную речь, творческие способности, зрительное восприятие, любознательность, память и мышление детей.

Воспитывать интерес к сказкам, к художественной литературе; эмоциональную отзывчивость, желание помочь героям сказки. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.

Словарная работа: обронил, хватился, врассыпную, поскребушка, попрыгушка, медведюшка-батюшка, кабан-клыкан.

Материалы и оборудование: ИКТ, презентация с иллюстрациями из сказки, картинки животных, заготовки рукавичек для раскрашивания, музыкальное сопровождение, плакат с изображением рукавички, картинки «Времена года», конверт со снежинками и загадками.

Ход ООД:

1.Организационный момент:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, чтобы у вас было хорошее настроение.

2. Основная часть.

-Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, я встретила почтальона и он передал мне вот такой конверт. (показывает конверт). 

- Как вы думаете, что внутри конверта?

- Давайте откроем и посмотрим, что же там? (открывает конверт, достает снежинку).

-Что это, ребята? (снежинка!)

- А как вы думаете, какое время года прислало нам снежинку? (на столе разложены картинки времен года: дети выбирают)

Дети: Это зима!

-Правильно, молодцы! Зима прислала нам свою снежинку в знак того, чтобы мы не забыли, что осень закончилась и наступило время зимы.

-Ребята, но мне кажется, что мы не всё достали из конверта, смотрите, видимо зима нам прислала не только снежинку, а тут еще и письмо, а в нём-……зимние загадки. Ну что, давайте отгадаем их?

Игра «Загадаю-отгадай» (дети отгадывают загадки и подбирают прилагательные к отгадкам-снег, снежинка, ветер)

  • Он к земле деревья клонит

Он по небу тучи гонит.

Знают взрослые и дети

Что шалит так только ….(ветер)

-Правильно, ребята. Это ветер.

-А что мы можем сказать про ветер, какой он зимой? (холодный, морозный, снежный, сильный)

  • Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал….(Снег)

- А что мы можем сказать про снег, какой он? (белый, пушистый, мягкий, холодный, колючий, блестящий)

-Молодцы, все правильно.

  • Странная звёздочка упала,

Мне на ладошку легла и пропала? Что это за звездочка? (снежинка)

-Молодцы, все загадки отгадали! А скажите мне, пожалуйста, зимой холодно или тепло?

-Правильно, молодцы! А что происходит с природой в это время года? (на улице мороз, дует сильный ветер, идет снег, поэтому мы надеваем теплую одежду)

-А какую теплую одежду мы надеваем?

-А теперь давайте покажем, как мы надеваем теплую одежду и проведем физкультминутку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:

-Итак, обуваем сапоги, надеваем шапку, куртку, завязываем шарф, и конечно же, не забываем про рукавицы! Выходим и становимся кругом. Молодцы! Все мы с вами уже умеем одеваться и знаем, какая одежда нам нужна для зимней прогулки. Итак, отправляемся на «Прогулку»

                                                    На дворе мороз и ветер,

                          Во дворе гуляют дети ( шагают по кругу)

                                                     Ручки потирают,

                               Ручки согревают (потирают рукой об руку)

                                                     Чтоб не замерзли ножки,

                                                     Потопаем немножко (топают)

                                                     Нам мороз не страшен,

                                                Весело мы пляшем (руки на пояс, пружинка вправо, влево)

-Молодцы! Хорошо погуляли. А теперь возвращаемся с прогулки. Раздеваемся, снимаем рукавицы, шарф, шапку и сапоги (имитация движений)

-Да, ребята, нам хорошо, зимой нам не холодно, нас согревает теплая одежда. А как же выживают дикие животные зимой в лесу? У них же нет теплой одежды? (им помогает густая, теплая шерсть, некоторые животные зимой спят).

 -Ребята, а я знаю одну сказку, в которой некоторых животных зимой согрела рукавичка, представляете? Эта сказка так и называется «Рукавичка». Все знают, что такое рукавичка? (работа с презентацией, показ иллюстрации, объяснение значения слова). Хотите её послушать и узнать, каких же животных согрела зимой рукавичка?

-Тогда рассаживайтесь на коврике и слушайте внимательно.

- Прежде, чем я расскажу вам эту сказку, я бы хотела вам объяснить значение некоторых слов, которые встретятся вам в сказке: (работа с презентацией: первичное чтение сказки, сопровождающееся показом иллюстраций из презентации).

-Ну как, ребятки, понравилась вам сказка?

-Каким же образом оказалась рукавичка в лесу? Кто её потерял?

-кто первым поселился в ней? А кто пришел последним?

-почему зверям пришлось покинуть свой домик?

-Кто испугал зверей?

-А давайте вспомним, какие же звери поселились в рукавичке? (воспитатель предлагает детям выбрать среди иллюстрации зверей только тех животных, которые встретились в сказке и разместить их в правильной последовательности на плакате с изображением рукавички, воспитатель ещё раз пересказывает сказку самостоятельно, а дети по очереди размещают иллюстрации зверей на рисунке).

-Сколько же зверей поместилось в рукавичке, давайте их назовем и посчитаем.

 -Молодцы! Справились.

Ну а теперь, ребятки, попробуйте вы мне эту сказку рассказать. Кто сможет? (дети пересказывают сказку с опорой на иллюстрации).

3.Заключительный этап.

-Ребята, раз все животные разбежались, то получается так, что они остались зимой без домика? Они же так замерзнут.  Давайте мы поможем нашим животным и сделаем им дома. У меня есть вот такие рукавички, но они белые, некрасивые. Животным они не понравятся. Мы можем украсить рукавички красивыми узорами или просто раскрасить их.

 Но сначала давайте вспомним что мы сегодня делали? Как называлась сказка? Что вам понравилось больше всего на занятии?

А теперь я вам отдаю рукавички, вы их раскрасите и тогда они точно понравятся нашим героям и тогда зима уж точно им будет не страшна!

                         

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 93»

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе на тему: «Пересказ русской народной сказки «Рукавичка» с использованием опорных картинок»

Подготовила: Зуева Т.А.

30.11.2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Программные задачи: связная речь: учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей, словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей...

Технологическая карта занятия по развитию речи в старшей группе на тему: "«Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

Технологическая карта занятия по речевому развитию, с прописанными методами и приемами, самоанализом занятиям....

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Пересказ сказки Александра Суконцева "Как ёжик шубку менял" с использованием развивающей среды "Фиолетовый лес"

На занятии пересказывали сказку с опорой на картину "Фиолетового леса". На протяжении всего занятия можно проследить интеграцию всех 5 образовательных областей:"Социально-эмоционал...

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему:"Пересказ рассказа "Ёж" Е.Чарушина" с использованием развивающей среды "Фиолетовый лес" В. Воскобовича

Цель занятия: учить детей пересказу короткого литературного текста с использованием сюжетных картин.Задачи:Образовательные: развивать умение  передавать художественный текст с...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа «Еж» Е.Чарушина» с использованием Коврографа Ларчик

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Пересказ рассказа «Еж» Е.Чарушина"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Чтение и пересказ сказки Заюшкина избушка".

Тема: «Чтение и пересказ сказки Заюшкина избушка».  Цель: формировать умение строить сказки по мнемоленте Задачи: ознакомить детей с произведением, акватизировать словарный ...