Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Пересказ сказки Александра Суконцева "Как ёжик шубку менял" с использованием развивающей среды "Фиолетовый лес"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Касаткина Ксения Сергеевна

На занятии пересказывали сказку с опорой на картину "Фиолетового леса". 

На протяжении всего занятия можно проследить интеграцию всех 5 образовательных областей:

"Социально-эмоциональное развитие" - упражнение "Подари улыбку" .

"Художественно-эстетическое развитие" - дети создали картину фиолетового леса, звучала музыка. 

"Физическое развитие" - физминутка "Ёж" , ходьба по следам. 

"Познавательное развитие" - закрепили знания о жизни ежа зимой, зимние явления, ориентировку в пространстве.

"Речевое развитие" - игры "Подбери слово", "Найди звук в слове", пересказ сказки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz_kak_ezhik_shubku_menyal_podg_gruppa.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Пересказ рассказа «Как ёжик шубку менял» А. Суконцева» с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес». В. Воскобовича.

Цель занятия: формировать навык пересказа короткого литературного текста с использованием развивающей среды «Фиолетовый лес» В. Воскобовича.

Задачи:

Образовательные: учить детей видеть взаимосвязь между содержанием и названием сказки; пересказывать текст с опорой на картину «Фиолетового леса»; закрепить правильное произношение звука Ж, четко произносить слова.

Развивающие: развивать умение слушать собеседника, полно и точно выражать свои мысли, развивать творческое воображение, зрительное и слуховое внимание.

Воспитательные: воспитывать любовь к сказке, умение слушать других, не перебивая.

Вид занятия: тематическое.

Ведущая образовательная область: речевое развитие

Интеграция образовательных областей: социально-эмоциональное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, поощрение.

Методы по источнику знаний: словесные ответы детей, беседа, объяснение; наглядные.

Технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, технология обучения в сотрудничестве, создание развивающей среды, социо-игровые технологии, личностно-ориентированные технологии.

Словарная работа: юркнул, надёжная.

Предварительная работа: игровые занятия в развивающей среде «Фиолетовый лес» и «Коврограф Ларчик», беседы о зиме, её природных явлениях, чтение рассказов и сказок про животных, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок.

Материал и оборудование: аудиозаписи, развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик» В.В.Воскобовича с полным комплектом элементов к нему,  предметные картинки для игры «Найди в слове звук Ж».

Ход организованной образовательной деятельности.

1. Организационный момент

(игровой момент на установление контакта с детьми)

- Ребята, я очень рада вас всех приветствовать. Давайте сделаем небольшой круг.

                         Встали мы в огромный круг,

                         Ты мой друг и я твой друг,

                         Крепко за руки возьмемся

                         И друг другу улыбнемся.

2. Вводная часть (постановка проблемы)

- Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей)

- Зима, правильно. Ребятки, посмотрите на Фиолетовый лес, в нём нет ни животных, ни птиц, он совсем одинок. Давайте мы с вами наполним наш лес животными и птицами. (дети подходят к развивающей среде «Фиолетовый лес», берут животное или птицу из дополнительного материала к развивающей среде и  прикрепляют).

- Ребята, Фиолетовый лес мы с вами наполнили животными и птицами, теперь можно сыграть в игру «Подбери слова» и превратить лес в сказочно-зимний, может и встретим кого-нибудь.

- Для этого, каждый из вас будет брать снежинку и называя зимние слова, украшать наш лес.

Игра «Подбери слова»

- Зима (какая) – холодная, морозная, сказочная, суровая, белоснежная.

- День (какой) – солнечный, пасмурный, снежный, хмурый, холодный.

- Деревья (какие) – красочные, серебристые, снежные, голые.

- Ветер (какой) – ледяной, холодный, сильный, резкий.

- Снег (какой) – белый, рассыпчатый, холодный, блестящий, хрупкий.

- Сколько красивых слов вы знаете о зиме.

- Ребята, а это что за сугроб? Может в нём кто-то живет? Может ему грустно? Вдруг что-то случилось?

- Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать и поймете, о ком идет речь.

                Вместо шубки лишь иголки.

                Не страшны ему и волки.

                Колкий шар, не видно ножек, 

                Звать его конечно. (Ёжик)

- У ёжика случилась неприятная история.

- Как вы думаете, бывают ежи без иголок? А я знаю историю про ёжика, у которого иголок не было. Хотите послушать?

3. Основная часть

Чтение сказки Александра Суконцева «Как ёжик шубку менял».

В лесу уже выпал снег, а ёжик к зиме не подготовился. Не натаскал в своё жильё листьев, чтобы спать было тепло. Идёт по лесу, покрытому первым снегом, а навстречу заяц. Не в серой шубке, в которой летом бегал, а в новой,белоснежной.
Ёжик спрашивает у зайца:

- Ты где шубу сменял?

- Вон там, у старого дрозда.

- А мне нельзя сменять свою шубу?

- Я не знаю, сходи попроси.

Пошёл ёжик к дрозду и говорит:

- Я тоже хочу в белой шубе ходить.

- Это у меня только для зайцев. Но так и быть, сменяю. Снимай свои иголки.
Снял ёжик шубу с иголками. Надел белую, как у зайки. Новая шуба мягкая,
пушистая,тёплая.
И вдруг лиса. Хотел ёжик иголки выпустить, а их нет. Попытался убежать от лисы - бегать быстро, как зайка, ёжик не умеет. А лиса вот-вот схватит. На ёжикино счастье поблизости его нора оказалась. Юркнул он туда, сидит, от страха весь  дрожит. Дождался, когда лиса ушла, вылез из норы –и опять к старому дубу. Пришел к дрозду.

- Отдай мои иголки, возьми эту красивую шубу назад!
С тех пор и ходит ёжик в своей шубе и не меняет её. Она не такая красивая, как у зайца, но зато надёжная. В ней ёжик не боится ни лисы, ни даже самого волка.

Попробуй только дотронься кто-нибудь - сам не рад будешь!

- Вот такая неприятная история произошла с ёжиком.

- Ребята, это рассказ, сказка или стихотворение?

- Как бы вы назвали сказку? (предполагаемые ответы детей)

- Автор Александр Суконцев назвал эту сказку: «Как ёжик шубку менял».

- Что ёжик делает зимой? (предполагаемые ответы детей)

- Что забыл ёжик из сказки? (предполагаемые ответы детей)

Вопросы по содержанию сказки:

- Как ёжик не подготовился к зиме?

- Кого ёжик встретил в лесу?

- Что ёжик спросил у зайца? (диалог с зайцем)

-  Пошёл ёжик к кому?

- О чем попросил ёжик дрозда? (диалог с дроздом)

- И вдруг лиса. Что произошло дальше?

- Чем закончилась сказка?

Повторное чтение сказки. Пересказ двух-трех детей (начало сказки, середина, конец), один ребенок пересказывает сказку полностью с опорой на картину Фиолетового леса.

- Молодцы, ребята. Как хорошо вы пересказывали сказку.

Физкультурная минутка «Ёж»

                  Ёжик топал по тропинке.

                  И грибочек нёс на спинке. (ходьба на месте)

                  Ёжик топал не спеша,

                  Тихо листьями шурша. (трём ладошки)

                  А на встречу прыгал зайка,

                  Длинноухий побегайка. (прыжки на месте)

                  В огороде чьём- то ловко,

                  Раздобыл косой морковку.

- Давайте поможем ёжику добраться до тёплой норки. А добираться мы будем через высокие сугробы, которые нужно преодолеть.

Игра «Поможем ёжику добраться до норки»

Цель: закрепить правильное произношение звука [Ж], четко произносить слова.

Игровая ситуация: необходимо найти звук в слове.

Задание:  На коврографе расположены в ряд картинки предметов. Ребенку предлагается веревочка (из комплекта «Разноцветные веревочки»), с помощью которой он протягивает путь. Веревочкой обводит картинку снизу в словах, где есть звук [Ж], где нет, обходит сверху, пока еж не дойдет до норки.

- Помогли мы ёжику добраться до норки? Что мы для этого сделали?

4. Рефлексия:

- Ребята, какую сказку мы с вами пересказывали?

- Чем мы еще занимались на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Программные задачи: связная речь: учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей, словарь и грамматика: учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема:  «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк» Цель: Учить детей пересказывать литер...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему Пересказ рассказа К. Ушинского «Четыре желания»

Обучение связному последовательному пересказу текста с на­глядной опорой в виде презентации, отображающей последо­вательность событий....

Занятие по развитию речи в средней группе на тему :"пересказ сказки "рукавичка с использованием опорных картинок"

Занятие рассчитано на детей средней группы и предполагает формирование навыка пересказа прослушанного текста с опорой на иллюстрации....

Открытое занятие по развитию речи в старшей группе на тему:"Пересказ рассказа "Ёж" Е.Чарушина" с использованием развивающей среды "Фиолетовый лес" В. Воскобовича

Цель занятия: учить детей пересказу короткого литературного текста с использованием сюжетных картин.Задачи:Образовательные: развивать умение  передавать художественный текст с...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...