Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи

Толкачева Елена Александровна

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

"Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста"

Цель: повышение мотивации у педагогов к овладению технологии  «Синквейн».

Задачи:

- пропагандировать использование синквейна в педагогической деятельности;

- создать условия для активного взаимодействия выступающего  и участников педагогического совета;

- совершенствовать практические навыки в использовании метода синквейн.

В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, коррекционно-образовательных решений, что требует от педагогов более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль педагога является направляющей, развивающей.

Следует отметить и то, что своевременное развитие словаря — один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находят подходящих слов для выражения своих мыслей. 

Использование синквейн технологии в работе учителя – логопеда и воспитателя благотворно влияет на речь детей старшего дошкольного возраста имеющих речевые нарушения. Это один из эффективных, интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи дошкольников.

Начиная с  дошкольного возраста можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

Так что же значит это необычное слово?

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

Синквейн - это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи.

Какие же задачи мы можем решить при помощи синквейна?

- развитие предметного, глагольного словаря и словаря прилагательных;

- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания;

- развитие связной речи;

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности: поиск в большом потоке информации главные существенные признаки, умение анализировать, делать выводы, формулировать свои высказывания;

- является диагностическим инструментом;

- используется для закрепления изученной темы;

- помогает подготовить ребёнка к школе;

- является игровым приёмом.

Начиная с дошкольного возраста уже можно учить детей составлять синквейны в форме игры.

А раз это игра, то как вы знаете, что у каждой игры есть свои правила. Так и у Синквейна.

Правила составления синквейна

  1. Первая строка синквейна –заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3.  Третья строка обычно состоит из трёх глаголов, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем он говорит.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово - существительное, может быть словосочетанием, используется для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне.

Предварительные задания:

  1. Игра: «Кто больше»
  2. Игра с числовым кубиком
  • Расскажи какой
  • Что делает
  1. Игры с прищепками «Прицепи и назови» (с использованием числового кубика, без числового кубика)
  2. Игры с камешками Малблс
  3. Игра: «Цепочка слов»
  4. Упр: «Расскажи о предмете»
  5. Упр: «Угадай по описанию»
  6. Упр: «Назови какие, какой, какое» и т. П.

Рассмотрим с вами синквейн, к слову (кот)

Я показываю схему и говорю Синквейн.

  1. Кот - предмет
  2. Серый полосатый - признаки
  3. Мурлычет, царапается, кусается - действия
  4. Я его очень люблю – своё отношение к этому объекту.
  5. Домашнее животное – ассоциация 1 слово или фраза.

Синквейн можно делать в форме загадке. Для этого можно использовать игру: «Кто яжка»

Тогда первое слово опускается и начинается синквейн со второй строки:

  1. Серый полосатый – признаки
  2. Мурлычет, царапается, кусается – действия
  3. Я его очень люблю – своё отношение к этому объекту.
  4. Домашнее животное – ассоциация 1 слово или фраза.

При изучении лексических тем значимость синквейна не заменима.

Синквей можно использовать во всех сферах деятельности, включать его везде и этим самым он окажет нам хорошую услугу в речевом развитии детей.

Составление синквейна можно начать с простых карточек: большой карты, которая отображает само поле Синквейна, маленькие карточки отображающие: предмет, действие, признак, предложение, слово – ассоциация.

На поле и на карточках изображены линии: одинарная линия, двойная линия, волнистая линия. В русском языке члены предложения подчёркиваются:

  • подлежащее (кто? что?) - сплошной линией;
  • сказуемое (что делает?) - двумя сплошными линиями;
  • определение (какой?) – волнистой.

Детям дошкольного возраста  можно не озвучивать о том, что означают эти полоски, но нам известно, именно то, что ребёнок неоднократно видит, наблюдает, является процессом восприятия и запоминания, а значит, ребёнок обязательно запомнит и скорее всего в школе ему будет легче усвоить части речи. Используя цветные карточки, ребёнку легче будет подобрать (соотнести) количество слов с предложенным вариантом на карте.

Можно предложить ребёнку поиграть в синквейн с другими правилами, где он сможет самостоятельно определить количество прилагательных и глаголов. Работа происходит по той же схеме. Единственная разница в том, что  ребёнок смотрит на линейный образец, где он видит, что признаков действий предмета он сможет подобрать больше.

Как же о происходит взаимодействие с учителем – логопедом?

Каждую неделю у нас новая лексическая тема, с которой мы должны ознакомить ребёнка. В начале недели у детей нет в запасе словаря существительных, прилагательных и глагольного словаря. Одной из задач взаимодействия всех специалистов ДОУ является обогащение словарного запаса ребёнка. В этом очень хорошо помогает синквейн. Что касается связной речи, то такие игры в синквейн очень подходит к описательному пересказу и пересказу по плану.

Синквейн также можно использовать и в других видах деятельности.

Завершая своё выступление предлагаю рассмотреть синквейн к слову «Презентации», таким образом использовать приём рефлексии.

  1. «Презентации»
  2. Актуальные, интересные
  3. Объединяют, информируют, обучают
  4. На других посмотреть, себя показать.
  5. Опыт

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Совместной интегрированной деятельности учителя-логопеда, воспитателя по физкультуре и детей старшего дошкольного возраста «В мире животных»

КОНСПЕКТ Совместной интегрированной деятельностиучителя-логопеда, воспитателя по физкультуре и детей старшего дошкольного возраста«В мире животных»(по лексической теме «Дикие и домашние животные»...

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста.

Слово "синквейн" с французского языка переводится как "пять строк", пятистрочная строфа стихотворения.Сочинять стихи в этом стиле несложно даже детям. Это один из эффективных метод...

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста.С помощью игровых средств создается игровая ситуация, актуализируются знания де...

Рабочая программа учителя-логопеда "Исправление речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста (ФФНР)"

Данна программа разработана для коррекции речевых звуков у детей старшего дошкольного возраста, с фонетико-фонематическими нарушениями речи. Программа создана только для индивидуальных занятий. Срок р...

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста

Использование синквейн технологии в работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности для совершенствования речи детей старшего дошкольного возраста...

Использование игровых технологий в работе по формированию фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста

Для преодоления фонетико- фонематических нарушений необходимо развитие фонематического восприятия и слуха. Сформированное фонематическое восприятие является залогом чёткого произнесения звуков, постро...

Работа учителя-логопеда по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Психическое развитие ребенка происходит при условии высокой двигательной активности.  Моторика, мышление, психика и речь -  взаимосвязанные процессы. Отсутствие или небольшое количество физи...