«Веселые игры для развития речи».
консультация по развитию речи (старшая группа)

Родительское собрание в старшей логопедической группе «Веселые игры для развития речи».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskie_igry.docx212.84 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в старшей логопедической группе «Веселые игры для развития речи».

Цели: расширение и активизация словарного запаса,

развитие фонематического восприятия,

развитие памяти, внимания, мышления, логического изложения.

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт.

1.Игра «Открывай-ка»- в корзинке лежат коробочки из-под киндер -сюрприза, родители открывают их , внутри лежит бумажка с вопросом на который нужно ответить.

Вопросы и ответы для игры:

Что можно сделать с яблоком?-помыть, порезать , почистить, потереть, взять в руки, разделить пополам, откусить, положить на стол, подарить другу и т.д.

Назовите слова со звуком К в середине слова. Ёлка, окно, укол, молоко и т.д

Сосчитайте яблоки нарисованные-одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Скажите машина какая?-красная, железная, новая, красивая, разбитая, чистая, грязная.

Что умеет делать птица?-летать , пить , смотреть, вить гнездо, кормить птенцов, спать, прыгать, садиться, искать червяков.

Составьте предложение с 4 словами- Бабочка летает над лугом.

Назовите приметы весны-идет дождь, текут ручьи , прилетают птицы, распускаются листья на деревьях, просыпаются звери от спячки, появляются насекомые.

2.Игра «Построй башню»- игра для развития фонематического восприятия. Можно использовать любые кубики, как маленькие так и большие, как твердые так и мягкие. Кубики ставятся вертикально друг на друга, поставили 3 кубика нужно придумать слово состоящее из 3 звуков (сок, кот, дом), 4 кубика-4 звука ( стол, игра, мост, Маша), 5 кубиков-5 звуков (лампа, кошка, домик), 6 кубиков-6 звуков (машина, кувшин, Марина).

3.Игра «Составь предложение»- родителям раздаются сюжетные картинки о временах года, они друг за другом поставляют предложение, а в итоге получается небольшой связный рассказ. Зимой холодно, идет снег. Дети тепло одеты в шубы и шапки. Ребята на улице катаются на санках и лыжах. Медведь спит в берлоге.

Таким образом, родители знают о том, как проходят занятия в логопедической группе, понимают как нужно обогащать словарный запас, становятся заинтересованными в речевом развитии своих детей.

учитель-логопед I кв.  категории   Храмцова Елена Юрьевна 
воспитатель I кв.  категории   Токарева Л.А.,
воспитатель II кв.  категории   Прилепская Е.В.
МБДОУ «Детский сад № 12» г.Березники Пермский край

Цель тренинга:

Ознакомление родителей с приемами развития мелкой моторики; развитие чувства единства, сплочённости; приобретение навыков действовать согласованно; развитие коммуникативных навыков; развитие эмоциональной сферы.

Оборудование и материалы:

Магнитная доска, 1 лист ватмана с нарисованным солнышком без лучиков, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры, распечатка варианта гимнастики «Пальчиковые шаги», прищепки, силуэты предметов с недостающими деталями, счётные палочки, изображения для штриховки, яркий бумажный колпачок, магнитофон, музыкальные записи 

Ход тренинга: 

-Уважаемые родители, мы рады видеть вас на логопедическом тренинге! Спасибо, что уделили свое время для занятий с нами. Сегодня мы вас познакомим с некоторыми пальчиковыми играми и упражнениями, которые активизируют речевую деятельность, развивают память и мышление, пробуждают творческое воображение и внимание. Ведь недаром говорят: «Развивая пальчики – развиваем речь». А играть мы будем вместе с детьми!

(Под музыку дети заходят в зал, становятся в круг.)

-Уважаемые родители, выходите, становитесь рядом со своими детьми.

 Игра – знакомство «Передай колпачок» 

Цель: формирование чувства единства, сплоченности, развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга.

Ход игры:

- Давайте познакомимся, но не просто так, а по-особенному. Для этого нам нужны будут счётные палочки. Возьмите по одной палочке. Посмотрите, на мою счётную палочку надет  колпачок. Я называю своё имя и передаю свой колпачок соседу справа. Сосед справа снимает мой колпачок своей счётной палочкой (руками не помогаем), говорит своё имя и передаёт колпачок соседу справа и т.д. Итак, начинаем! (Под музыку дети и родители передают колпачок друг другу.)

- Колпачок вернулся ко мне, и мы с вами стали немного ближе друг другу.

 Игра «Волшебные слова»

Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, координация речи, движения и речевого дыхания.

- Поиграем ещё? Давайте разогреем наши пальчики. Все слова и движения повторяйте вместе со мной.

Читает логопед

 

Выполняют дети и родители

Пальцы – дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Ритмично сжимаем и разжимаем кулачки.

Вот большой, а это средний,

Безымянный и последний

Наш мизинчик – малышок!

Ой! Указательный забыли!

Поочередно массировать названные пальцы правой и левой руки.

Чтобы пальцы дружно жили,

Будем их соединять

И движенья выполнять:

Каждый палец на обеих руках поочередно соединяем с большим пальцем.

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже,

И про зайку не забудем:

Ушками водить мы будем!

Выполняем движения по тексту.

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить!

Каждый палец на обеих руках поочередно соединяем с большим пальцем.

 

«Игры с пальчиками»

Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, координация речи, движения и речевого дыхания.

- Давайте узнаем, в какие же игры можно поиграть с пальчиками. Для этого займите места за столами. (Дети и родители усаживаются за столы.)

-  Первое упражнение называется «Лягушки». Сжимаем и разжимаем кулачки.

Две весёлые подружки

Ни минуты ни сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Сжимаем руки в кулачки и кладём на стол пальцами вниз. Резко выпрямляем пальцы, рука как бы подпрыгивает над столом, и опять сжимаем руки  в кулачки.

 -Следующее упражнение для кончиков пальцев «Пианино».

Ножки вместе, ровно спину.

Мы сидим за пианино.

Мы разучиваем гамму.

Ножки вместе, спинку прямо.

Держим кисти рук над столом и по очереди слегка ударяем каждым пальцем о стол, как будто играем гаммы.

 Упражнение «Капитан». Вращение большими пальцами.

Почему же наш большой

Крутит, вертит головой?

Он на судне – капитан,

Изучает океан.

Сжимаем правую руку в кулачок, вытягиваем большой палец вверх и вращаем им в одну, потом в другую  сторону. То же самое проделываем левой рукой.

 

- А теперь растягиваем пальчики. Упражнение «Крючочки».

Вот сцепились два крючочка,

Есть теперь у нас  цепочка.

Будем мы её тянуть.

Чтоб крючочки разогнуть.

Цепляем указательные пальцы в замок и тянем в разные стороны, меняя руки местами.

 

- Упражнение «Дырка». Вращение пальцев с упором.

Быстро пальчиком вращаем

И сильнее нажимаем.

Если долго так крутить

Можно дырку просверлить.

Сжимаем левую руку в кулачок, вытягиваем большой палец и нажимаем им на ладонь правой руки. Делаем вращательные движения в одну и другую сторону. То же самое проделываем с правой рукой.

 

- Упражнение для запястья «Гусь».

Этот гусь к себе домой

Почему-то шёл спиной.

Вот он пятится по парте

У него такой характер.

Упражнение выполняем стоя. Кладём ладони на стол тыльной стороной вниз, пальцами к себе и слегка облокачиваемся на них.

 

- Упражнение для ладоней «Спинка».

А теперь одну ладошку

Развернём наоборот

И похлопаем немножко,

Пусть другая отдохнёт.

Хлопаем тыльной стороной правой ладони  по внутренней стороне левой, меняем руки местами.

 

Упражнение с карандашом или ручкой «Спускаемся по лесенке».

Цель: развитие мелкой моторики рук.

- Для развития мелкой моторики мы можем использовать любые предметы. Например, ручку или карандаш.

Зажать верхний конец ученической ручки или карандаша вертикально между ладонью и основанием большого пальца. Удерживать ученическую ручку в этом положении. Перехватить ручку снизу другой рукой. Продолжать перехваты ученической ручки поочередно обеими руками вверх-вниз. Движения ладоней напоминают осторожный спуск и подъем по лесенке.

Упражнение с прищепками «Чего-то не хватает!».

Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, развитие логического мышления.

- Также для развития наших пальчиков хорошо подойдут игры с предметами, которые всегда найдутся в вашем доме, например, с прищепками. Перед вами лежат предметы с недостающими элементами. Например, солнышко без лучиков, домик без трубы. Замените недостающую деталь прищепками. 

Игра со счётными палочками «Выложи картинку».

Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, развитие логического мышления.

- Для наших игр подойдут счётные палочки, или карандаши. С помощью счётных палочек выложите любую из предложенных здесь фигур или придумайте свою.

Игра «Заштрихуй так,  как показано на картинке».

Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, развитие логического мышления.

- Очень полезно для развития наших пальчиков штриховка. Возьмите листочки и заштрихуйте любую понравившуюся вам картинку по образцу.

Речевая игра с движением «Купила бабушка себе курочку».

Цель: развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, координация речи, движения и речевого дыхания.- Вот и пришла пора немного отдохнуть. Вставайте все в круг, повторяйте все слова и движения за мной.

Купим мы  бабушка себе курочку! (2 раза)                                                                                            Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!. (Выполняются соответствующие движения)

Купим мы бабушка себе уточку! (2 раза)                                                                                             Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!.

Купим мы бабушка себе индюшонка! (2 раза)                                                                              Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!.

Купим мы бабушка себе кисоньку! (2 раза)                                                                                          Кисонька -  мяу, мяу! Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!.

Купим мы бабушка себе собачонку! (2 раза)                                                                                             Собачонок – ав-ав! Кисонька -  мяу, мяу!     Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!.

Купим мы бабушка себе поросёнка! (2 раза)                                                                                   Поросёнок – хрюки-хрюки!    Собачонок – ав-ав! Кисонька -  мяу, мяу!     Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!.

Купим мы бабушка себе коровёнку! (2 раза)                                                                                            Коровёнка – муки-муки!  Поросёнок – хрюки-хрюки!    Собачонок – ав-ав! Кисонька -  мяу, мяу!     Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!.

Купим мы бабушка себе телевизор! (2 раза)                                                                                            Дикторша – ля-ля-ля-ля! Коровёнка – муки-муки!  Поросёнок – хрюки-хрюки!    Собачонок – ав-ав! Кисонька -  мяу, мяу!     Индюшонок – фулды-булды! Уточка – та-та-та-та! Курочка по зёрнышку – кудах-тахтах!.

Логопедическая распевка «Зайчик» Т.В. Овчинниковой.

Цель: развитие общей моторики, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга, координация речи, движения и речевого дыхания.- В нашей работе можно также использовать логоритмические распевки. Все движения и слова повторяйте за мной.

Я серенький зайчишка,                                                                                                                          Трусишка – ой-ой-ой!                                                                                                                                Скачу, скачу вприпрыжку,                                                                                                                       Спешу, спешу домой!

Ой-ой-ой-ой-ой-ой! (4 раза)

За мною волк погнался                                                                                                                                     От злости весь дрожа.                                                                                                                                        А я не испугался,                                                                                                                                                   А взял и убежал.

Ой-ой-ой-ой-ой-ой! (4 раза)

Теперь гулять без папы                                                                                                                                     И мамы не пойду.                                                                                                                                                 А то однажды в лапы                                                                                                                                     Я к волку попаду!

Ой-ой-ой-ой-ой-ой! (4 раза)

Игра «Пальчиковые шаги»

Цель: развитие внимания, координации движений, развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга.

- Я приглашаю всех снова сесть за столы и продолжить нашу игру. Все в детстве любили шагать пальчиками «человечками». Вот и мы сейчас с вами прошагаем сначала большим и указательным пальцем правой руки, потом указательным и средним пальцем, потом средним и безымянным,  безымянным и мизинцем. И вы убедитесь, что это не так просто сделать.

 

Игра «Волшебный зоопарк»

Цель: развитие внимания, координации движений, развитие мелкой моторики рук, активизация деятельности речевых центров коры головного мозга.

- Понравилась игра? А теперь представьте, что мы с Вами попали в зоопарк. Наши руки стали волшебными и могут превращаться в разных животных. Я руками буду показывать различных животных, птиц и насекомых, а ваша задача – угадать, кто это и суметь повторить движение.

(Учитель – логопед демонстрирует поочередно бабочку, гуся, голубя, улитку, лису, собаку, лягушку. Дети и родители угадывают и повторяют движения рук. Если ребенку трудно, родители помогают сформировать правильную установку рук.)

 

Совместная аппликация «Солнышко».

Цель: ощущение единства между детьми и родителями, привитие навыка совместной деятельности, развитие мелкой моторики рук.

- Вам понравились наши игры? У всех хорошее настроение? Давайте сохраним его надолго. Посмотрите, у меня нарисовано солнышко. Только у него не хватает лучиков.А лучикинашему солнышку мы сделаем из наших ладошек. Каждый взрослый пусть обведет карандашом ладонь ребенка на цветной бумаге, а ваш малыш пусть сделает то же самое с ладонью мамы. Подпишите свои ладошки, вырежьте и приклейте к солнышку.

- Включаем музыку, начинаем работу!

- Это разноцветное солнышко всегда будет освещать и согревать нашу группу. И ни какие капризы природы нам не страшны, ведь в каждом лучике есть частичка вашей доброй души.

 

Прощание

- Ну, вот и закончилось наше первое совместное занятие! В эти игры вы можете играть дома со всей семьёй! Через игру можно лучше понять ребёнка, помочь ему преодолеть имеющиеся проблемы в моторной сфере, в речевом развитии. А самое главное – Вы с ребенком станете ближе друг другу.

- Мы ждём вас на следующем занятии.

Конспект логопедического занятия

Автор-составитель: Горбунова Валерия Олеговна,  учитель – логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №29», г.Иваново

Анонс: Материал предназначен для учителей-логопедов. НОД направлено на развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей старшей логопедической группы, включает закрепление детьми знаний о звуках В-Вь и их дифференциацию. Занятие состоит из трех частей: вводная часть (5 минут), основная часть (20 минут), поведение итогов (5 минут). Продолжительность использования данной разработки: 30 минут.

Тема: «Дифференциация звуков В – Вь».

Цель: Дифференциация звуков В – Вь.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Учить детей характеризовать звуки В - Вь по признаку твердости – мягкости;

- Упражнять в определении места звука в слове;

- Закреплять умение определять количество слогов в слове.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать фонематические процессы;

- Развивать артикуляционную, общую моторику, дыхание, голос;

- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;

- Развивать коммуникативную компетенцию;

- Развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического).

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества;

- Формировать коммуникативную, деятельностную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников;

- Формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.

Вид занятия: фронтальное занятие.

Оборудование:

- Фишки зеленого и синего цвета на каждого ребенка;

- Картинки: Шапокляк, девочка, мальчик; лепестки ромашек с картинками, в названии которых звуки В-Вь;

- Лотки с песком на каждого ребенка.

Конспект НОД

I. Вводная часть.

1. Введение в игровую ситуацию.

Логопед: Ребята, сегодня к нам пришел гость, а кто это вы узнаете, отгадав загадку.

Я старушка хоть куда:

И умна, и молода!

Со мною всюду крыска

По имени Лариска.   

Ответы детей: Шапокляк.

На доске картинка Шапокляк

Логопед: Правильно, но она пришла не просто так, она собирается испортить наше занятие. Помешаем ей это сделать?

Ответы детей: Да.

2.  Введение в тему.

На доску выставляются картинки мальчика и девочки.

Логопед: К нам за помощью обратились ребята. Шапокляк украла первые звуки из их имен. Поможем им вернуть их?

Ответы детей: Да.

Логопед: Мальчика зовут …аня, а девочку – …ика. Как правильно зовут ребят?

Ответы детей: Ваня и Вика.

3.   Формулирование темы.

Логопед: Какие звуки были украдены из имен?

Ответы детей: Звуки В и Вь.

Логопед: Правильно и сегодня на занятии мы повторим эти звуки, научимся их различать и спасем от злой старухи Шапокляк.

II. Основная часть занятия.

Логопед: Чтобы справиться со всеми заданиями, нам нужно хорошенько подготовиться.

1.  Развитие артикуляционной моторики.

Логопед: Посмотрите в зеркало, улыбнитесь себе.

 «Улыбка» - «Трубочка».

 Языком отодвигать верхнюю губу, нижнюю.

 Поднимать язык к верхним зубам, опускать к нижним.

 Упереть кончик языка в левую щеку, в правую.

2. Развитие мимических мышц.

У Валюши и Ванюши

Щеки, словно шар воздушный.          (надуть щеки)

А у Пети и у Гали –

Худенькими щеки стали.                   (втянуть щеки)

Рассердились Петя, Галя,

Сильно брови хмурить стали.            (нахмурить брови)

3.  Работа над развитием дыхания и голоса.

Работа над дыханием: дети медленно друг за другом идут по кругу. На вдох руки поднять и развести в стороны, на выдохе – опустить вниз с длительным произношением звука: e-e-e (3 раза).

Работа над голосом: произнести предложение, используя повествовательную, вопросительную и восклицательную интонацию:

Ветер воет.

Ветер воет?

Ветер воет!

4. Акустико-артикуляционный образ звуков.

Дети дают характеристику звукам.

Звук В – согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета, звонкий.

Логопед: В имени Вика, какой звук?

Ответы детей: Звук Вь.

Логопед: А в имени Ваня?

Ответы детей: Звук В.

5. Связь звуков и буквы.

Логопед: Как называется домик, в котором живут эти звуки.

Ответы детей: Буква В.

На доску выставляется буква В и каждому выдается небольшой лоток с песком.

Логопед: Напишите эту букву в воздухе, а теперь на песке.

Дети пишут букву «В» в лотках с песком.

6. Развитие фонематического слуха.

Логопед: Шапокляк любит произносить «дразнилки». Слушайте внимательно и определите лишний слог.

Логопед: ва – во – ву – ви

Ответы детей: Лишний Ви.

Логопед: Почему лишний именно этот слог?

Ответы детей: Во всех слогах звук В, а в этом Вь.

Логопед: Правильно, слушайте дальше.

Ви – ве – ва – вя

Ответы детей: Лишний Ва, т.к. во все слогах звук Вь.

7. Дидактическая игра «Сигнальщики».

У детей сигнальные фишки зеленого и синего цвета.

Логопед: «Посигнальте» фишкой нужного цвета, когда в словах услышите звуки В и Вь.

Ветер, сова, воет, вьюга, волк, вечер, ваза, весна.

8.  Динамическая пауза.

Выполнение движений по тексту.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

9.  Дидактическая игра «Замени звук».

Логопед: замените первый звук в слове на звук В или Вь.

Пой – вой                  Митя - Витя

Мыть – выть           Лесть – Весть

Голос – волос           Пеликан – Великан

10.  Звуковой анализ.

Звуковой анализ слов ВИКА, СОВА с выкладыванием звуковой схемы. Деление слов на слоги.

11.  Дидактическая игра «Дни недели» (определение места звука в слове).

Логопед: Назовите дни недели в названии которых есть звуки В и Вь.

Ответы детей: вторник, четверг, воскресенье.

Логопед: где находятся звуки В-Вь в этих словах?

Ответы детей: в слове вторник звук В находится в начале слова, в слове четверг звук Вь – в середине слова, в слове воскресенье звук В – в начале слова.

12.  Дидактическая игра «Собери цветок».

Логопед: Ребята, как вы думаете, если мы подарим Шапокляк цветы, она станет добрее?

Ответы детей: Да.

Логопед: У вас на столах лепестки ромашек на которых нарисованы предметы в названии, которых есть звук В или Вь. Мальчик Ваня подарит цветок с синей серединкой, а девочка Вика с зеленой. Какие лепесточки вы положите к синей серединке, а какие к зеленой и почему?

Ответы детей: К синей серединке положим лепесточки с картинками в названии, которых есть звук В, т.к. он обозначается фишкой синего цвета, а к зеленой – лепестки с предметами, в которых звук Вь, т.к. он обозначается фишкой зеленого цвета.

Дети подходят к столам и собирают ромашки.

Логопед: А теперь давайте проверим, правильно ли вы собрали ромашки.

Логопед: Вы собрали очень красивые и необычные цветы. Подарим их Шапокляк?

Ответы детей: Да.

Логопед: Она обещает больше не похищать звуки в именах ребят и прощается с вами.

III. Заключительная часть.

1. Подведение итогов.

Логопед: Какие звуки мы сегодня спасали от Шапокляк?

Ответы детей: Звуки В и Вь.

Логопед: Дайте характеристику этим звукам.

Ответы детей: Звук В – согласный, твердый, обозначается фишкой синего цвета, звонкий.

Звук Вь – согласный, мягкий, обозначается фишкой зеленого цвета, звонкий.

Логопед: Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?  (ответы детей)

2.  Оценка деятельности детей.

Логопед: Как вы сегодня занимались?    (ответы детей)

Кто был самым активным и больше всех отвечал?     (ответы детей)

У кого что получилось?      (ответы детей)

3. Сюрпризный момент.

Логопед: Вы все постарались на славу. На память о нашем занятии Шапокляк дарит вам свой портрет, который вы сможете дома раскрасить и рассказать родителям.

Детям раздаются черно-белые картинки с изображением Шапокляк.

Автор: Сотникова Валентина Николаевна – учитель-логопед муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга», города Губкин, Белгородской области.

Физкультминутки являются неотъемлемой частью большинства НОД. Задачами этой формы работы являются предупреждение и снятие у детей утомления, создание условий для активного отдыха, благоприятного для восстановительных процессов нервной системы.

На занятиях по формированию правильного звукопроизношения дети знакомятся с гласными и согласными звуками, учатся выделять заданный звук из состава слова, дифференцировать звуки на слух и в произношении.

Для таких занятий я разработала физкультминутки, соответствующие изучаемому звуку. Учитель-логопед разучивает физкультминутку до НОД и проводит словарную работу, объясняя детям значение незнакомых слов.

Предлагаю вниманию учителей-логопедов некоторые из таких физкультминуток.

Физкультминутки на НОД по формированию правильного произношения

Тема: «Звук У»

Утка в озере плывет – имитируют движение пловца

А улитка дом везет – соединяют над головой кончики пальцев рук (крыша дома)

Удочкой поймал угря – скрестить пальцы рук и опустить их вниз

Надел уздечку на коня – скачут, как лошадки, высоко поднимая колени

http://ped-kopilka.ru/images/22-1(5).jpg

Тема: «Звук А»

По аллее мы гуляем, дружно песню распеваем – идут на месте, произнося звук А

Аист в небе пролетел – делают взмахи руками вверх, вниз

Зайчик на пенек присел – приседают

Аня, Алик и Алена побежали за Антоном – бегут на месте

Ах, как весело гулять, дружно песни распевать – идут на месте, произнося звук А

Тема: «Звук И»

Ира, Инна и Игнат весело играли – дети прыгают на месте

Дружно во дворе своем индюка искали – упражнение «Бинокль»

А индюк сидит под ивой - присесть

Ирис он клюет красивый –  встать и сделать движение головой вперед – назад

Тема: «Звук П»

Физкультминутка «Мыльные пузыри»

Мы надуем все пузырь –     дети дуют на ладони, сложенные вместе

Мыльный и воздушный –    разъединяют ладони,  держа кончики пальцев вместе  

В небо быстро он взлетит – поднимают руки вверх

И разгонит тучки -                машут руками из стороны в сторону

Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – бегут на месте

Но пузырь летит так быстро – покружиться на месте

И его нам не поймать -         разводят  руки в стороны

Тема: «Звук Э»

Эскалатор вверх везет – поднять руки вверх

Эскалатор вниз спускает – присесть

Раз этаж, два этаж – встать, поднимая перед собой согнутые в локтях руки

Эскимо купи у нас – развести руки в стороны

Тема: «Звуки П - Т»

Едем мы на паровозе – выполнение вращательных движений согнутыми в локтях руками

Поплывем на пароходе – выполняют движения пловца

Быстро сядем на трамвай – приседают

Догонять нас успевай – бегут на месте

Тема: «Звук К»

Конь копытом выбивает – руки на поясе, ходьба на месте, с высоко поднятыми коленями

На арене выступает – кивают головой

Танго кот танцует с кошкой – выполняют танцевальные движения

Клоун ловит крысу ложкой – хлопают в ладоши

Тема: «Звук М»

Маки в поле вырастают -  кисти рук собрать в бутон, ладошка к ладошке

Вместе солнышко встречают – поднять руки вверх, пальцы скрещены

Прилетает ветерок – покачать прямыми руками из стороны в сторону

И качает стебелек – собрать кисти рук в бутон

Вечер тихо наступает – присесть, опустив голову на колени

Наши маки засыпают

http://ped-kopilka.ru/images/22-2(2).jpg

Тема: «Звук Р»

«ОР – ОР – ОР» -  стучит мотор – выполнить круговые движения руками, согнутыми в локтях

«УР – УР – УР» - натянем шнур – разводят руки в стороны, сжимая кулаки

«РА – РА – РА» - шагает дружно детвора – шагают на месте

«РЫ – РЫ – РЫ» - отпустим в воздух мы шары – поднять руки вверх

Тема: «Звук Л»

Наша лодочка плывет – разводят от груди в стороны прямые руки

На волнах качается – приседают и  встают (2 раза)

Мила, Лада, Лора, Лавр – загибают по очереди пальцы правой руки левой рукой

В моряков играются – выполняют наклоны туловища влево, затем вправо

Мушки и стрекозы»

(дети делятся на две команды: «Стрекозки» и «Мушки»

Стали жаловаться мушки:
«Нам стрекозы–не подружки
Всё мечтают нас поймать,
А мы будем улетать»

(«Стрекозки» догоняют разбегающихся в россыпную «Мушек»)

Крот
«Крот»

(дети взявшись за руки идут по кругу, проговаривая слова)

Встали дети в хоровод,
А из норки вылез крот.
Плохо видит он, незрячий!
А Дюймовочку мы спрячем!

(«Дюймовочка» стоит в центре круга. Ребёнок в шапочке «крота» бегает за кругом, стараясь в него проникнуть)

Воробышек
«Воробышек»

(дети хором проговаривают слова)

«Воробышек - воробей,
Улетай-ка поскорей 
Надоели кошке мыши
Затаилась и не дышит.
Воробышек- воробей,
Бойся кошкиных когтей»

(ребёнок в шапочке «кошки» догоняет разбегающихся в россыпную детей)



Лиса-Лизавета

«Лиса-Лизавета»

(дети хором проговаривают слова)

«Лиса - лиска, Лизавета,
Не сиди там до рассвета.
Ты из норки вылезай
И кого-нибудь поймай!»

(ребёнок в шапочке «лисы» догоняет разбегающихся в россыпную детей)

Пчёлы и медведи

«Пчёлы и медведи»

(дети делятся на две команды: «Пчёлки» и «Мишки»)

Полосатые мы пчёлки,
Носим в улей сладкий мёд.
В соты ловко его прячем, 
Мишка мёд там не найдёт!

(«Пчёлки», взявшись за руки ходят по кругу, проговаривая свои слова)

Ну а мы, Медведи-Мишки
Любим сладким закусить.
Нападаем мы на ульи,
И хотим их разорить!

(«Мишки» стоят за кругом и в окончании своих слов стараются проникнуть в «улей»)

«БАНКА»

Оборудование: плоская фигурка – банка с карманом, набор предметных картинок «Фрукты и ягоды», «Овощи».

Ход игры: в карман банки вставляем по очереди предметные картинки и задаем соответствующий вопрос.

Лексико-грамматические упражнения:

«Банка с чем?» - например: банка с вишнями, со сливами, с грушами, с яблоками и т. д.
«Банка чего?» - например: банка вишен, яблок, огурцов, моркови и т. д.
«Какое варенье в банке?» - например: абрикосовое, малиновое, клубничное и т. д.
«Какой сок в банке?» - например: грушевый, персиковый, морковный и т. д.
«Сколько (вишен) в банке?» (в данном случае вам нужно иметь картинки с изображением нескольких фруктов или поставить в карман цифру и картинку с изображением вишни) – например: пять вишен, шесть груш, два яблока и т. д.
«Что бывает стеклянное?», банка стеклянная, а что еще бывает стеклянным? Например: стеклянный стакан, стеклянная бутылка, стеклянная ваза и т. д. Важно, чтобы ребенок каждый раз полностью проговаривал словосочетание!

«ТАРЕЛКА»

Оборудование: плоская фигурка – тарелка с карманом, набор предметных картинок «Фрукты и ягоды», «Овощи», «Продукты питания», «Посуда».

Ход игры: в карман тарелки вставляем по очереди предметные картинки и задаем соответствующий вопрос.

Лексико-грамматические упражнения:

«Тарелка чего?» - например: тарелка мандаринов, лимонов, яблок, помидоров, сосисок, мяса и т.д.

«Тарелка с чем?» - например: тарелка с маслом, с кашей, с картофелем и т. д.

«Сколько (луковиц) на тарелке?»(в данном случае вам нужно иметь картинки с изображением нескольких фруктов или поставить в карман цифру и картинку с изображением луковицы) - например: три луковицы, одна морковь, пять перцев и т. д.

«Что бывает глиняное?» (керамическое, фарфоровое, в зависимости от вида тарелки), тарелка глиняная, а что еще бывает глиняное? Например: глиняная ваза, глиняный горшок, глиняная игрушка и т. д.Важно, чтобы ребенок каждый раз полностью проговаривал словосочетание!



«КОРЗИНА»

Оборудование: плоская фигурка – корзина с карманом, набор предметных картинок «Фрукты и ягоды», «Овощи», «Дары леса», «Цветы».

Ход игры: в карман корзины вставляем по очереди предметные картинки и задаем соответствующий вопрос.

Лексико-грамматические упражнения:

«Корзина чего?» - например: корзина грибов, ягод, ромашек, колокольчиков и т. д.
«Корзина с чем?» - например: корзина с яблоками, картофелем, грибами, цветами и т. д.
«Сколько грибов в корзине?» (в данном случае вам нужно иметь картинки с изображением нескольких даров леса или поставить в карман цифру и картинку с изображением гриба) например: две ромашки, пять грибов, шесть желудей, три ореха и т.д.
«Что бывает деревянное?» (пластмассовое, в зависимости от вида корзины), корзина деревянная, а что еще бывает деревянным? – например: деревянный стол, деревянная кровать, деревянная ложка и т. д.Важно, чтобы ребенок каждый раз полностью проговаривал словосочетание!

«СУМКА»

Оборудование: плоская фигурка – сумка с карманом, набор предметных картинок «Игрушки», «Инструменты».

Ход игры: в карман сумки вставляем по очереди предметные картинки и задаем соответствующий вопрос.

Лексико-грамматические упражнения:

«Сумка чего?» - например: сумка мячей, кукол, шаров и т. д.
«Сумка с чем?» - например: сумка с молотками, с пилами и т. д.
«Сколько мячей в сумке?»(в данном случае вам нужно иметь картинки с изображением нескольких игрушек или поставить в карман цифру и картинку с изображением мяча) – например: пять мячей, три зайчика, две бабочки и т. д.
«Что бывает кожаное?» сумка кожаная, а что еще бывает кожаное? – например: кожаный плащ, кожаный ремень, кожаные туфли и т. д.

«ШКАФ»

Оборудование: плоская фигурка – шкаф с карманом, набор предметных картинок «Одежда», «Обувь», «Посуда».

Ход игры: в карман шкафа вставляем по очереди предметные картинки и задаем соответствующий вопрос.

Лексико-грамматические упражнения:

«Шкаф чего?» - например: шкаф платьев, шляпок, чашек, стаканов и т. д.
«Полка с чем?» - например: полка с платьями, юбками, сапогами, туфлями и т. д.
«Сколько платьев в шкафу?» (в данном случае вам нужно иметь картинки с изображением нескольких предметов одежды или поставить в карман цифру и картинку с изображением платья) – например: шесть кепок, трое брюк, два платья и т. д.

Уважаемые педагоги и родители, не используйте несколько игр или упражнений на одном занятии, не перегружайте малыша большим количеством предметных картинок, при проведении лексико-грамматического упражнения не используйте сразу несколько наборов предметных картинок, применяйте принцип: от простого к сложному!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Веселые игры по развитию речи 3-4 лет

Весёлые игры по развитию речиРазвитие речи детей 3-4 лет посредством игр и упражненийУвлекательные и простые игры для детей 3-4 лет направлены на развитие грамматического строя речи, пополнение активн...

Дидактическая игра по развитию речи для детей с 1- 3 лет Название игры: Макет – игра «Веселая ферма».

Главное в развитие речи ребенка - это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом родители старают...

Консультация для воспитателей «Веселые игры для развития речи»

Консультация для воспитателей  «Веселые игры для развития речи»...

ВЕСЕЛЫЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

А. Шибаев "Буква заблудилась".Ребенку нужно исправить ошибку (крысу - крышу, цапель - капель, кепка - репка, дом - сом, врачей - грачей и т.д.)Неизвестно как случилось,Только буква заблудила...

Семинар – практикум для педагогов «Веселые игры по развитию речи для детей и воспитателей»

Семинар – практикум для педагогов «Веселые игры по развитию речи для детей и воспитателей»...

Простые и веселые игры для развития речи у детей

Знаете ли вы, что может сделать родитель для развития речи своего ребенка? Очень многое! Даже если ваш ребенок ходит к логопеду, этого не всегда достаточно, чтобы закрепить хороший результат. Гораздо...