План-конспекта«Составление загадок по моделям».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Лисанова Елена Викторовна

учить детей старшего дошкольного возраста усвоению алгоритма составления загадок по моделям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sostavlenie_zagadok_po_modelyam.docx15.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Составление загадок по моделям».

Цель: учить детей старшего дошкольного возраста усвоению алгоритма составления загадок по моделям.

Задачи:

  1. Учить детей самостоятельно составлять загадки по алгоритму.
  2. Развивать монологическую форму речи, творческое мышление, память, внимание.
  3. Воспитывать умение сотрудничать со сверстниками.

Методы и приемы:

практические: творческое задание «Укрась дерево листочками», динамическая пауза «Повтори движения».

словесные: беседа о загадках; загадки с весенним содержанием.

Материалы к занятию:

демонстрационный: модель составления загадок, видео физкультминутки «Повтори движение».

раздаточный: схемы для составления загадок.

Ход занятия:

1. Введение в  ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в образовательную деятельность.

Дети сидят полукругом.

1.1 «Отгадай загадку»

Дидактическая задача: развивать образность, эмоциональность речи, логическое мышление; активизировать словарь детей словами: «дерево», «медведь», «май», «сосульки», «ручей», «март», «апрель».

(дети отгадывают загадки и украшают весеннее дерево листочками)

Пришла весна, мы ждем грачей,
А вдоль двора потек… (ручей)

Снег не тает, но чернеет,
Стало чуточку теплее.
Дан весенний славный старт.
Что за месяц это? (Март)

Бегут ручьи, сосульки тают,
Весна в свои права вступает.
А птиц заливистая трель
Нас извещает: вот… (апрель)

Птицы спят в нем и живут,
Яйца здесь свои несут.
Из веток сделано жилье
И называется… (гнездо)

Солнце с неба не уходит,
Этот месяц к нам приходит.
Куртки поскорей снимай,
Наступает месяц… (май)

Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но зимние метели
В меха его одели.(дерево)

Белая морковка
Зимой растет.

Весною тает. (Сосулька )

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

2. Актуализация знаний.

2.1. Беседа по теме:

Дидактическая задача: 

Уточнить знания детей о загадках.

Вопросы:

- О чем все эти загадки? (Ответы детей)

- Как вы догадались? (Ответы детей)
- Что вы знаете о загадках? (ответы детей)

- Кто придумывает загадки? (ответы детей)

- О чем говорится в загадках? (ответы детей)  

3. Затруднение в игровой ситуации.

Дидактические задачи: Создать мотивационную ситуацию для упражнения; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины; создать ситуацию для составления загадок.

- Ребята, а как придумать загадку самим? (не знаем)

- А как узнать? (спросить у взрослого)

- Вы хотите научиться составлять загадки самостоятельно? (да)

3.1. Динамическая пауза «Повтори движения»

Дидактическая задача: совершенствовать умения выполнять движения в соответствии с видео.

4. Открытие нового знания.

4.1. Составление загадки.

Дидактическая задача: познакомить детей с составлением загадок с использованием ТРИЗ – технологии; развивать мышление, речь, память, внимание, воображение, расширяется запас знаний и представление об окружающем мире.

Модель составления загадок:

Объект                                                Что бывает таким же?

Обозначить признак по цвету                        По цвету

Обозначить признак по действию                По действию

Обозначить признак по форме                По форме

4.2  Включение нового знания в систему знаний.

Составление загадок по алгоритму с помощью модели.

Дети делятся на две группы им предлагается составить две загадки птица и ручеек.

5. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей, то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

- О чём мы сегодня говорили?

- Теперь вы сможете сочинить  загадки?  

 - Как вам это удалось?

- Какие знания, умения и личностные качества вам пригодились на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект «Составление описательного рассказа об овощах и фруктах»

Приоритетно – образовательная область: «Речевое развитие».Цель: Формировать у детей умение правильно составлять описательный рассказ.Материалы и оборудование:- стихотворение Юлиана Тувима «О...

составление загадок, модели составления метафор

В презентации указаны методы по развитию творческого воображеня по технолигии ОТСМ-ТРИЗ-РТВ...

модели составления загадок

данное пособие помогает ребёнку самостоятельно составить загадки о знакомых предметах, обьектах, опираясь на иллюстрации...

Презентация " Обучение детей составлению загадок. Использование моделей А.А. Нестеренко, мнемотехники, скрайбинга"

В презентации содержится краткая информация о технологии составления загадок, позволяющая развивать мыслительные процессы и речевое творчество детей....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Составление загадок по моделям".

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста "Составление загадок по моделям"....

Мастер-класс «Составление загадок по моделям А.А. Нестеренко» (ТРИЗ)

Технология позволяет научить дошкольников составлять загадки. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества. В практике работ...

Конспект НОД "Составление загадок" (2 модель)

Непосредственно образовательная деятельность «Знайкина школа» (ТРИЗ, методика «Составление загадок»- 2 модель) в подготовительной к школе группе на тему «Транспорт&r...