Статья "Особенности произносительной стороны речи у детей-билингвов (на примере Республики Тыва)"
статья по развитию речи

Сегбе Тайгана Аясовна.

 В работе представлены результаты исследования произносительной и интонационной сторон речи у детей-билингвов старшего дошкольного возраста (на примере Республики Тыва). Цель статьи – рассмотреть особенности произносительной стороны речи у детей-билингвов. Проанализировать речевые трудности детей – билингвов старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности произносительной стороны речи у детей-билингвов

(на примере Республики Тыва)

Научный руководитель: Султанбаева Клавдия Ивановна,

доктор педагогических наук, доцент

студент-магистрант: Сегбе Тайгана Аясовна

Аннотация. В работе представлены результаты исследования произносительной и интонационной сторон речи у детей-билингвов старшего дошкольного возраста (на примере Республики Тыва). Цель статьи – рассмотреть особенности произносительной стороны речи у детей-билингвов. Проанализировать речевые трудности детей – билингвов старшего дошкольного возраста. В рамках работы использовались следующие методы: а) теоретические - анализ и синтез, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; б) эмпирические - наблюдение, опытно-экспериментальная работа (анкета, разработанная специалистами лаборатории детской речи РГПУ им А.И. Герцена; диагностические - тесты Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, игровые упражнения на тувинском языке); в) интерпретационные - количественный и качественный анализ результатов исследования. 

Авторами предполагается, что формирование интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи будет более успешным, если в системе логопедической работы использовать в качестве эффективных средств различные виды народного творчества по формированию интонационной выразительности, будут применяться различные вербальные игровые средства, ориентированные на развитие у детей фонематического восприятия и слухового внимания. Результаты исследования: Использование сочетания методических приемов с народно-педагогическими методами общения педагогов с детьми с ФФНР обеспечило эффективность проведенной коррекционной работы в целом. Данная тема ждет продолжения как актуальная в современной педагогической практике.

Ключевые слова: билингвизм, произносительная сторона речи, интонационная сторона речи, фонематическое восприятие, республика Тыва.

Введение. В настоящее время в науке отмечается повышенное внимание к проблеме билингвизма, вызывающей интерес у специалистов разных отраслей. С одной стороны, усиление научного интереса к данной проблеме обусловлено усиливающейся глобализацией и нарастанием миграционных процессов в разных странах, с другой стороны – активным проникновением иностранных языков в повседневную жизнь, стремлением людей начать обучение детей второму языку в раннем возрасте.  Процесс развития речи в целом, языковых особенностей ребенка в условиях билингвальной  языковой среды определяется влиянием различных факторов на становление личности ребенка.

Известно, что примерно с 3-х лет у детей наблюдается активное формирование произносительной стороны речи. Дети не только правильно произносят ряд 17 звуков (гласные, согласные раннего и среднего онтогенеза), но и начинают их постепенно различать в своей и чужой речи, то есть формируется фонематическое восприятие [2, с.12]. Уже к 3-м годам, употребляя новые лексико-грамматические категории, дети постепенно усваивают согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, предложные конструкции. На 7-ом году жизни дети используют распространенные предложения, конструкции из сложносочиненных и сложноподчиненных предложений со всеми видами придаточных [3, с.13].

Методы исследования:

а) теоретические: анализ и синтез, обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

б) эмпирические: наблюдение, опытно-экспериментальная работа (анкета, разработанная специалистами лаборатории детской речи РГПУ им. А.И. Герцена; диагностические тесты Г.В. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, игровые упражнения на тувинском языке);

в) интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов исследования.

Основная часть. Формирование произносительной стороны  речи у детей-билингвов имеет свои особенности, которые были выявлены и подробно описаны в исследовании Г.Н. Соломатиной и С.В. Жуковой [4, с.74]. Считаем, что произносительной стороне речи следует уделять специальное внимание при обучении детей правильному звукопроизношению и интонационному оформлению речи говорящего, так как адекватное восприятие и взаимопонимание обеспечиваются именно этой стороной речевой деятельности. У билингвов особенно ярко выражается специфическое интонационное оформление высказываний речи в результате интерференции с родным языком [5, с.56]

На базе дошкольного образовательного учреждения Республики Тыва нами было проведено исследование произносительной стороны речи детей билингвов старшего дошкольного возраста. Выборку составили 32 детей речевой группы МБ ДОУ «Сказка» г. Ак-Довурак. У 12 из них отмечаются сложные речевые нарушения, в том числе, в произношении звуков. Они составили отдельную коррекционную группу, куда вошли дети с общим недоразвитием речи, а также с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Коррекционная работа велась на основе опытно-исследовательской  программы, составленной логопедом. С воспитанниками коррекционной группы обследование проводилось в три этапа: диагностический, формирующий, контрольный.

Изначально мы исходили из предположения о том, что в семье у детей говорят на родном тувинском и русском языках. При изучении речи ребенка, усваивающего два языка, необходимо учитывать параметры формирования его билингвизма. Для того чтобы собрать требуемую информацию об испытуемых, было решено обратиться к родителям для выявления особенностей  формирования билингвизма в каждом отдельном случае. В начале исследования опрошены родители детей-билингвов, имеющих ФФНР, посредством анкетирования. Анкета состояла из 11 утверждений о языковой ситуации в семье. Кроме того, использовалось систематическое наблюдение за детьми группы и изучались карты развития детей.

Полученные сведения о детях фиксировались в индивидуальных картах развития, в частности, особенности речевого развития за весь период наблюдения. Второй этап состоял из коррекционной работы с детьми-билингвами. Главная задача данного этапа состоялась в использовании средств народного творчества для развития интонационной стороны речи у тувинских детей билингвов старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями речи. А на третьем этапе обобщены и проанализированы  результаты данных исследования, проведена оценка эффективности использования средств народного творчества для развития интонационной стороны речи у детей-билингвов.

Анализ результатов обследования произносительной стороны речи у детей-билингвов обнаруживает смешение звуков [щ] и [ш],[б] и [т] [с] [з]. У всех детей были отмечены многочисленные орфоэпические и интонационные ошибки. Ошибки слоговой структуры слова не отмечены. На русском языке у детей выявлены ошибки, преимущественно выраженные в неправильном словесном и логическом ударениях. Различной оказалась степень выраженности нарушений у детей с разными стартовыми возможностями в  овладении звукопроизношением в условиях билингвальной языковой среды. Так, при нормальном психофизическом развитии у детей не отмечены трудности в овладении как родным, так и неродным языком. У  некоторых детей обнаружены трудности интонационного оформления речи. Например, тувинские дети имеют свои особенности, которые проявляются в ускоренном или замедленном темпе речи, невнятном произношении, в нечеткой дикции, неточной передаче основных интонем (вопроса, восклицания, просьбы), происходит смешение русских и тувинских слов [1. с.124] Это объясняется тем, что усвоение ребёнком второго языка происходит за счёт речевой практики в процессе общения с носителями языка без целенаправленного обучения. Дети из-за низкого уровня знаний по русскому языку не могут полностью воспринимать и понимать содержание текста, схватывая очень поверхностно только основную мысль, затем из-за недостаточной сформированности фонематического слуха не могут воспроизводить правильно интонации речи.

Дошкольники не пользовались  свободно и легко  теми звуками, которые при первичном обследовании (наблюдение) не были достаточно закреплены в их речи, но ярое присутствие искаженных звуков уменьшилось. Дети начали постепенно употреблять свистящие, шипящие, сонорные звуки без искажений. Испытуемые справлялись с заданиями на восприятие и воспроизведение слогов, верно обозначали в слогах и словах звуки не только далекие, но и близкие по акустическим и артикуляционным признакам. Уровень функций фонематического анализа у детей экспериментальной группы выше среднего. Дети допускают схожие ошибки как на родном, так и на русском языке. При этом уровень развития звукопроизношения выше, чем уровень диалогической речи. Большинство детей безошибочно определяли правильно и неправильно произносимые экспериментатором слова, могли самостоятельно придумать слово с определенным звуком. Дети обучались умению оценивать не только произношение других, но и находить ошибки собственного неправильного произношения.

Родители (20%) отмечает большую значимость знания русского языка. По их оценке, общение на русском языке во многом дает гарантию благополучной речевой деятельности детей в билингвиальной среде. Но нынешняя языковая ситуация в Туве из-за дефицита педагогических кадров в сфере русского языка не дает возможности избежать проблем, связанных с нарушениями  речи у детей. Родителям намного проще и легко взаимодействовать с ребенком на родном языке. Отсюда, 50% семей, говорящих только на родном (тувинском) языке. А смешивание двух языков обнаружено по итогам анкетирования примерно у 40% семей дошкольников.

Итак, влияние билингвизма на овладение звукопроизношением в дошкольном возрасте носит неоднозначный характер. С одной стороны, билингвизм не оказывает негативного влияния на усвоение языковых закономерностей обоих языков и даже способствует более интенсивному познавательному и речевому развитию детей. С другой стороны, наличие даже минимального нарушения развития речеслухового или речедвигательного анализаторов может привести к патологическому формированию звукопроизношения у детей на родном языке [4, с.75]. Не усвоив звукопро-износительных норм родного языка, ребенок естественно переносит эти трудности и на овладение вторым языком. При отсутствии специальной логопедической помощи эти трудности нарастают и со временем могут стать препятствием для обучения в школе.

Заключение. Таким образом, особенности произносительной стороны речи у детей-билингвов обусловлены фонетико-фонематическим недоразвитием речи, а также влиянием языковой среды. В случаях раннего выявления у ребенка-билингва речевой патологии на родном языке необходима профилактическая работа по предупреждению речевой патологии на втором языке. Коррекцию речевых нарушений желательно проводить на родном языке ребенка.

 При отсутствии логопедов, владеющих родным (тувинским) для ребенка языком, мы рекомендуем доминирующим языком сделать русский язык, временно исключив родной. В этих случаях коррекцию нарушений речи необходимо проводить на русском языке, являющемся государственным языком Российской Федерации. После устранения дефектов речи можно начинать изучение родного языка как второго. Подобный подход способствует реализации сукцессивной модели усвоения языковых систем, которая является более благоприятной и доступной для овладения несколькими языками.

Список литературы

  1. Анайбан, З.В. Русский язык в Туве и Хакасии. Русский язык в тюрко-славянских этнокультурных взаимодействиях / З.В. Анайбан // Башкы.  – 2005. - С.123 -127.
  2. Доброва, Г.Р. Вариативность речевого развития детей / Г.Р.Доброва. – М.: Языки культур, 2018. – 264 с.
  3. Российская,  Е.Н. Произносительная сторона речи: Практический курс / Е.Н. Российская. – М.: АРКТИ, 2003. – 104 с.
  4. Соломатина, Г.Н. Особенности становления фонетических средств речи у детей-билингвов /А.Н. Соломатина, С.В. Жукова// KANT. Педагогические науки. – 2017. – С. 74-78.
  5. Соломатина, Г.Н. Факторы влияния билингвизма на становление языковой личности /  А.Н. Соломатина, С.В. Жукова // Педагогические науки. – 2016. – С. 55-59.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Совместная деятельность учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в работе по коррекции произносительной стороны речи и развитие основных движений детей с нарушениями речи."

Как построить работу по звукопроизношению, чтобы дети успешно преодолевали свои дефекты? Учитель – логопед работает над исправлением произношения у детей, инструктору по физвоспитанию надо научить дет...

Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"

Методические рекомендации "Обследование моторики и речи у детей с минимальными нарушениями произносительной стороны речи"...

«Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...

Статья на тему: «Речь как высшая психическая функция. Развитие произносительной стороны речи в онтогенезе»

Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Речь не только...

Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА) "

в статье рассмотрены теоретические аспекты изучения двуязычия, анализируются его типовые различия и проблемы. Приводятся наиболее распространенные речевые трудности детей-билингвов на примере Республи...

Выпускная квалификационная работа магистранта (магистерская диссертация) на тему: «ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СКАЗ

Рассматриваются особенности проведения логопедической работы по формированию произносительной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием сказок. ...