Конспект по развитию речи в старшей группе. Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Волкова Ирина Васильевна

Конспект по развитию речи в старшей группе.

Тема « Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство»

 Задачи. 1.  Приобщать детей к восприятию поэтических произведений.  Учить детей выразительно читать стихотворение И. Сурикова «Детство». Активизировать словарный запас детей о зиме.  

2. Развивать у детей поэтический слух, память, внимание Закрепить знания о зиме, зимних явлениях.

3. Воспитывать любовь к поэзии, к родной природе. 

Ход занятия:

Воспитатель: Соберёмся мы все в круг, я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся. Улыбнёмся и пообещаем сегодня на занятии быть внимательными, стараться отвечать на вопросы, не бояться и не стесняться.

У меня в руках снежинка. Она необычная, а волшебная. Догадываетесь, от кого она, кто её прислал? Попробуйте отгадать загадку и тогда вы узнаете, наверняка. Слушайте внимательно:

«Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила»

- Кто догадался, о чем загадка? (о Зиме)

 Воспитатель: Зима – не только красивое время года, но и волшебное…

Сейчас мы будем снежинку друг другу передавать и слова о том, какая зима, называть.

«Снежинку вы передавайте, Зима какая? называйте!»

 Ответы детей (снежная, вьюжная, красивая, мягкая, легкая, сказочная, холодная, долгая, белая, морозная, суровая, серебристая, волшебная, веселая, нарядная)

 

Воспитатель: Зимой очень красиво и поэтому, музыканты сочиняют музыку о зиме, писатели и поэты описывают красоту зимней природы в стихах, рассказах и сказках, а художники пишут картины зимней природы.

А вы хотите попасть в зимний лес и увидеть красоту зимней природы, которую изображают художники в своих картинах?   

 ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ

  Воспитатель: Мы посмотрели, как художники изображают красоту зимней природы в картинах. А ещё красоту зимней природы воспевали в стихах.  

     «Белая берёза» С. Есенина

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром

 

 

Воспитатель Зима не только красивое время года, но и весёлое. Что можно делать зимой?

 

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять

Мы во двор пошли гулять

(дети шагают)

Бабу снежную лепили

(изображают рука снеговика)

Птичек крошками кормили

(сыпят крошки)

С горки мы потом катались

(приседание)

Все в снегу домой пришли

(стряхивают снег)

Сьели суп и спать легли

(имитируют движения по тексту)

Воспитатель О зимних забавах поэты тоже сочиняли стихи. И сегодня мне бы хотелось познакомить вас с одним стихотворением.  

 Скажите, вы помните, чем стихотворение отличается от сказки и рассказа? (в нём есть рифма)

   Сегодня мы познакомимся с поэтом Иваном Захаровичем  Суриковым.  Вот перед вами его портрет.   Все свое детство провел в деревне. Он очень любил зимой лепить снеговиков, кататься на санках с горы (тогда еще не было ледянок и ватрушек, все с горы катались на санках, Об этом времени года он сохранил самые светлые и яркие воспоминания. Когда он вырос, написал об этом стихотворение под названием «Детство».

 

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой.

Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья – мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Все лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

 

 Далее воспитатель задаёт детям вопросы по содержанию стихотворения и выставляет картинки- мнемосхемы по его содержанию.

Воспитатель: С каких слов начинается стихотворение? Где жил поэт? (в деревне)- Вот моя деревня, Вот мой дом родной (зачитать строчку из стихотворения и поставить картинку на доску) - Что делает мальчик? - Катается на санках с горки. (картинку) - Что случилось с мальчиком? Какими словами говорит автор? - Вот свернули санки, И я на бок – хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. - Что делают друзья мальчишки? - Весело хохочут. - Какая беда случилась с мальчиком - Все лицо и руки залепил мне снег… Мне в сугробе горе, А ребятам смех! Как вы думаете серьезное ли горе у мальчика (голосом подчеркивает несерьезность горя и обращает на это внимание детей). Выслушивает мнения детей - Ребята, а Вы падали в сугроб? Вам было больно, или весело.

Далее воспитатель предлагает детям, опираясь на картинки схемы на мольберте воспроизвести стихотворение по памяти  

Воспитатель: - Вот какие мы молодцы! Понравилось вам наше занятие?

- О чем сегодня говорили на занятии? (О зиме. Какая бывает зима? Кто ее воспевает?- Композиторы, художники и поэты.)

Воспитатель: -С каким произведением мы познакомились (Произведение называется-«Детство»)

- Как зовут автора? (Суриков Иван Захарович)

 Воспитатель: - Скажите, ребята, чье выразительное чтение стихотворения из детей вам больше всего понравилось?

 Воспитатель: - Вы все молодцы и умницы, мне очень понравились ваши рассказывания стихотворения!

 Воспитатель: - Наше занятие подошло к концу, всем большое спасибо!

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimniy_les_kartiny_hudozhnikov.pptx2.8 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Красота зимнего леса на картинах художников

Слайд 2

Красоту зимнего леса помогут нам увидеть картины художников

Слайд 3

Великолепен вид зимней природы! Могучие сосны и ели оделись в белоснежные одеяния на картине И. Шишкин «Зима»

Слайд 4

На картине Васнецова А.М. «Зимний сон (Зима)» всё кругом белым бело, как под пушистым одеялом

Слайд 5

На зимних пейзажах Алексей Адамова, воздух морозный и холодный в лесу. И кажется, будто иголочками колет щеки

Слайд 6

Торжественно светло и тихо. Вся земля покрыта сияющим белым, мягким, блестящим снегом

Слайд 7

На картине художника Эдуарда Панова природа зимой в лесу удивительно красива,

Слайд 8

чистые озера и реки украшают ее своей неповторимой красотой. Зима - волшебница очаровала природу, украсила невидимыми нарядами

Слайд 9

Ни одно время года не так красиво, как зима.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МБДОУ детский сад №1 п.Радченко Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: Закрепление произношения звука [ Ч ]. Заучивание стихотворения «Скакалочка». Провела: воспитатель- Т.В.Кутузова

Цель: закреплять правильное произношение звука [ч] в речи; развивать слуховое внимание через опознание звука во фразе; упражнять детей в изменении слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Чтение сказки «Петух и собака».

Задачи.Обучающие: Связная речь. Учить самостоятельно пересказывать сказку «Петух и собака», выразительно передавая диалог.Формирование словаря. Учить подбирать определения к словам «лис...

Конспект НОД по развитию речи в младшей группе. Тема: Чтение рассказа Воронковой «Снег идет», стихотворения А. Босеева «Трое».

Цель: Познакомить детей с рассказом, оживить в памяти их собственные впечатления от снегопада. Помочь запомнить стихотворение.Задачи:1. Учить детей видеть признаки зимы;2. Учить детей поддерживат...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение и заучивание стихотворения Лидии Огурцовой «Добрый Крым»

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческо­го — «искусство запоминания». Мнемотехника — это систе­ма методов и приемов, обеспечивающих эффективное запо­...

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе. Тема: «Чтение стихотворений о зиме».

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии....

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Задачи:  познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять почему это рассказ, а не сказка;продолжать учить анализировать литературные произведения, оценивать п...