Конспект «Как мы помогли зимующим птицам » по речевому развитию в средней группе.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Щепкина Татьяна Викторовна

Конспект  «Как мы помогли зимующим птицам » по речевому развитию  в средней группе.

Тема: «Как мы помогли зимующим птицам»

Цель: Учить детей  помогать зимующим птицам.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание

 Задачи:

  • Упражнять детей в произнесении звука (-с-) (изолировано, в слогах, словах);
  • Укреплять артикуляционный аппарат (устранять вялость губ, малоподвижность языка );
  • Развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие (умение правильно выделять слова со звуком (-с-);
  • Развивать память, умение выражать личное мнение, логическое мышление. Воспитывать любовь к природе, желание помогать зимующим птицам.

Методы и приемы:

Практические: игровое упражнение на развитие координации речи с движением «Мы шагаем.»,  «Скрип – скрип», «Ветерок», «Насос».

Наглядные:   сугроб,  скворечник, вертушки, «Волшебное дерево»,  снежинки.

Словесные:  рассказ воспитателя, загадка, чистоговорка, беседа. 

Материалы и оборудование:

 ИКТ, слайды с птицами,  сугроб,   скворечник,   «Волшебное дерево» прикрепленное к магнитной доске;  снежинки с загадками , на которых  с обратной стороны картинки с отгадками.: снег, снежинки,  снеговик, снегирь, синичка,  сорока, солнце.

Ход занятия:

В: Дети послушайте загадку:

Что за чудо все село

Белым пухом занесло.

Чуда вовсе здесь нет,

Это к нам пришла.

Дети: Зима.

В: Зима – тяжелая пора для птиц. В лесу корма для них становится мало, ведь насекомые прячутся от холодов под корой деревьев. Поэтому птички, которые не улетают на зиму в теплые края, перебираются поближе к нашему жилью, в надежде найти помощь у людей. День зимой короткий, темнеет рано, надо успеть поесть, чтобы не замерзнуть ночью.

Как мы можем помочь птицам зимой, чтобы они не погибли?

 (Слайд с птицами на деревьях)

(Дети предлагают варианты решения проблемной ситуации: рассказывают о зиме ,о том как трудно найти зимой птицам найти корм. Пища очень важна для птиц, ведь в морозы она их согревает как печка.  Когда    птички сытые то морозы  им не страшны.  Поэтому птицы весь день  ищут еду повсюду)

В: Дети, давайте прогуляемся с вами в парк и посмотрим на птиц.

Игровое упражнение « Мы шагаем »

-Мы шагаем, мы гуляем,

По тропиночке идем.

И сугробы мы встречаем

На пути своем (подходят к сугробу)

Высоко-высоко, поднимаем руки

Вот сугроб, так сугроб (говорят удивленно)

Намели здесь вьюги.( Выполняют движения согласно тексту)

В. Вот мы и пришли. Давайте отдохнём на скамеечках парка.

1.Игровое упражнение  на звук «С»  - Сомкнуть губы

2.Сцепить пальцы в замок, поднимая руки вверх, сделать вдох носом

3.Медленно опуская сцепленные руки, сделать наклон вперед, на выдохе произнести «с-с-с-с-с-с»  (Четко произносят звук (-с-) протяжно на одном выдохе.)

В:  Дети, посмотрите какое здесь волшебное дерево.

Игра-загадка «Волшебное дерево» (Воспитатель  берёт снежинку и читает загадку, дети отгадывают. Воспитатель  поворачивает снежинку и на обратной стороне  дети видят отгадку)

Загадки:

 Странная звездочка с неба упала, Мне на ладошку легла — и пропала…(Снежинка)

Он пришел нежданно, Удивил нас всех,
Для ребят желанный. Белый-белый .. (Снег)

Зимой из снега слеплен ловко: Три колобка и нос-морковка…. (Снеговик)

Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки ,Ведь это ... (Снегири)

В тёплый край не улетают, На морозе распевают,
Эти птички-невелички  Называются …  (Синички)

Вертится, стрекочет, Весь день хлопочет….  (Cорока)

Мы слепили снежный ком, Шляпу сделали на нем

Нос приделали, и в миг. Получился…(Снеговик)

Светит, сверкает, всех согревает…( Солнце)

В: Дети, послушайте  чистоговорку  про девочку Тосю.

 «Не допросишься Тосю подсыпать птицам просо»

 

(Дети говорят  чистоговорку,  четко проговаривая звук (-с-)

 

В: Как же мы можем помочь птицам зимой, чтобы они не погибли? Как Тося?

( Слайд   с птицами на кормушке.)

Дети: Нет, не как Тося. Надо развешивать на деревьях  кормушки и  насыпать птицам  корм .

В: Молодцы, вы такие заботливые. Назовите птиц, которые прилетели к кормушке.

Д: Прилетели к кормушке – синицы, снегири, сорока, воробьи.

В: Дети, вы молодцы! Но  в парке холодно, пора нам возвращаться в группу

«Игровая ситуация « Возвращение»

Мы сейчас пойдем по тропинке обратно в детский сад и  послушаем,  как зимой скрипит снег под ногами.

.«Скрип.- Скрип.»    Дети идут друг за другом и произносят отрывисто « скрип – скрип» сначала медленно, затем быстро и опять медленно.

В: Вот мы и в группе. Игра «Будь внимательным»

Воспитатель произносит слова в медленном темпе с интервалом, выделяя голосом звук (-с-)

 В: лед, метель, ссснегопад, дерево, сссугроб, иней, лессс, ссснегоход, с-с-снегирьи т.д. )

Дети, если, вы услышите слова, где есть звук с-с-с, то хлопните в ладоши.

Рефлексия.

Какой звук мы сегодня закрепили?  (звук с-с-с)

Дети, как мы можем помочь зимующим птицам?  (Ответы детей)

Дети в  сильные морозы птицы не летают, а сидят на ветках, нахохлившись,  словно пушистые шарики. Дело в том, что в полете птица может быстро замерзнуть, потому что обдувается холодным воздухом со всех сторон, а когда она сидит, распушив перья, воздух между перышками согревается и не пропускает холод к птичьему тельцу. Зимой надо обязательно подкармливать птиц, чтобы помочь им пережить это сложное для них время. Что мы сделаем сегодня, когда выйдем на прогулку?  (Покормим птиц)

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие птицы».

Конспект НОД  по ознакомлению детей с окружающим миром в средней группе на тему «Зимующие птицы». Задачи: уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строение. Формировать...

Конспект НОД на тему "Морское путешествие" ОО "Речевое развитие" средняя группа

Конспект  НОД по речевому развитию в средней группе...

Конспект кружковой деятельности «Зимующие птицы» с презентацией в средней группе

Закрепить понятия форм лепки – овал, шар. Научить лепить из теста, применяя смешивание цветов. Продолжить учить делению куска теста на требуемые части. Уточнить и расширить представления о...

Проект «Зимующие птицы – наши друзья» в средней группе.

Дети среднего возраста в недостаточной степени имеют представления о зимующих птицах. Многие дети не знают название птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача – познакомить детей с...

Конспект занятия "Перелетные и зимующие птицы" для подготовительной к школе группы

Данная статья была опубликована в сборнике методических материалов ОГУ им. И.С. Тургенева, Институте педагогики и психологии "Педагогическая палитра"...

НОД по речевому развитиюво второй группе раннего возраста «Кошка с котятами»

Развитие речи детей через познание окружающего мира...

Конспект открытого группового занятия по НОД "Речевое развитие" по теме "Зимующие птицы" для детей старшей компенсирующей группы

Цель: активизация  и расширение словаря по  теме «Зимующие птицы» с использованием метода сенсорной интеграции....