Конспект ООД по теме: "Звуки [К] -[К ']. Насекомые"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Макушева Светлана Васильевна

Формирование фонетической стороны речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_k-k.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 16 г. Туймазы муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

подгрупповой организованной образовательной деятельности

по формированию речевого (фонематического) восприятия звуков

и подготовке к обучению грамоте.

Образовательная область «Речевое развитие».

     

      Тема: «Звуки [к]-[кь]»

      Возрастная группа: подготовительная логопедическая

                                    Составил:

                                          учитель - логопед

                                                                  Макушева С. В.

                                                                                                                                             

г. Туймазы 2017 г.

Цель: формировать навыки правильного произношения и различения звуков [к], [кь].

Задачи:

Коррекционно-образовательные: 

  • закрепить знания о механизме образования звуков [к] и [кь];            
  • формировать умения давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [к] и [кь];
  • закрепить представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости звуков [к] и [кь] и умение дифференцировать звуки по этим признакам;
  • закрепить умения правильно произносить звуки [к], [кь];
  • закрепить умения дифференцировать звуки [к], [кь] на слух;              
  • закрепить правильное произношение звуков [к], [кь]в слогах, словах;
  • совершенствовать грамматический строй речи: составлять предложения с предлогом «под»;
  • уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Насекомые».

Коррекционно-развивающие:

  • развивать подвижность речевого аппарата;
  • развивать фонематический слух;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • развивать зрительную и слуховую память;
  • развивать пространственное восприятие;
  • развивать мышление, восприятие, воображение.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение слушать словесные инструкции и выполнять                       задания в соответствии с ними;
  • воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность;
  • воспитывать чувство сопереживания.

Образовательная область: «Речевое развитие».  

Интеграция образовательных областей: 

«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Оборудование: телевизор, ноутбук.

Средства реализации:

индивидуальные зеркала (по количеству детей), «звуковой чемоданчик»: светофорчики синего и зеленого цветов, картинки раздаточные (на звук [к]), мультимедийная презентация  PowerPoint по теме занятия «Насекомые», телеграмма, схема образования звука.

Лингвистический материал:

слова, насыщенные звуками [к]- [кь]: кузнечик, комар, бабочка, червяк, клоп, божья коровка, пчелка, светлячок, таракан, конфета, колбаса, картина, капуста, картофель, веник, шоколад, кекс, кепка, букет, эскимо, туфельки, тапочки, шашки.

Предварительная работа:

знакомство с лексической темой «Насекомые», чтение произведения

К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

1. Организационный момент.

Сейчас сядет за стол тот, кто назовет первый звук в слове: аист, иголка, автобус, индюк, апельсин, улитка, утюг, арбуз (произношу слова по очереди).

Ответы детей: звук- а, звук- а, звук- а, звук- у, звук- о.

Дети, мне вчера пришло странное письмо. Честно говоря, я не смогла его прочитать, оно все зашифрованное. А вдруг в нем говорится, что кому-то нужна помощь? Поможете разгадать, о чем говорится в письме?

Посмотрите, вот это письмо. Как вы думаете, от кого может быть это письмо? Давайте попробуем разгадать.

2.  Игра: «Узнай, кто спрятался?»

Что здесь изображено? Показ и называние всех насекомых (кузнечик, комар, бабочка, букашка, клоп, стрекоза, божья коровка, пчелка, светлячок, таракан).

Как называется это одним словом? Так значит это письмо от насекомых. Они хотели что-то сказать, а вот что? Пока непонятно. Какой звук слышится во всех словах?

Дети: Звук [К].

3. Основная коррекционно-логопедическая работа:

Чтобы понять язык насекомых и уметь разговаривать как они, давайте потренируем наш язычок. Возьмите зеркала, руки положите на стол, спина у всех прямая.

Артикуляционные упражнения:

- «Заборчик» - «Трубочка»;

- «Качели» (сопровождается движениями ладони);

- «Киска сердится» (счет до 10);

- «Горка» (счет до 10).

Посмотрите и назовите, кто здесь изображен? (бабочки, жуки, светлячки, кузнечики)

Какой звук слышится во всех этих словах?

Дети: звук [кь].

4. Сообщение темы:

Интересно получается, там был звук [к], здесь звук [кь] – чтобы это значило?

Поэтому нам сегодня обязательно нужно научиться различать звуки [к] и [кь]. Иначе нам не разгадать, что хотят насекомые в своем письме.

Предлагаю произнести звук [к] всем вместе, потом индивидуально. Аналогично проводится работа со звуком [кь].

5. Характеристика звуков [к], [к’] по артикуляционным и акустическим признакам.

Возьмите зеркала и произнесите звук к.

(Когда мы произносим звук к: губы разомкнуты, кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу.

Произнесите звук к, воздушная струя проходит свободно или встречает преграду?  (встречает преграду). Значит звук к согласный.

Голос спит или поёт в горлышке? (голос спит).

Проверьте рукой, произнесите звук [к]. Голос спит. Значит звук [к] глухой.

Звук к твёрдый или мягкий? Твёрдый, а как будет звучать мягкий? - кь.

Звук [к] звучит как капли дождя: [к], [к], [к].

У твёрдого звука[к], есть братик -  мягкий звук [к’].

Капают маленькие капельки - [к’], [к’], [к’].

Твердые звуки каким цветом мы обозначаем? -  Синим.

Мягкие звуки каким цветом мы обозначаем? – Зеленым.  

6. Формирование фонематического восприятия:

Раздается стук в дверь, приносят телеграмму. Зачитываю телеграмму:

«Дорогие дети, помогите!

От злодея паука меня спасите!

Все жуки-червяки

Испугались,

По углам, по щелям

Разбежались.

И на вас лишь надежда осталась!»

Дети надо поторопится. Давайте превратимся в светлячков. Достаньте светофорчики, если услышите звук [к]-покажите синий светофорчик, если услышите звук [кь]-покажите зеленый светофорчик, может быть этими огоньками мы напугаем паука, и он уползет.

а) из звукового ряда- к, к, кь, к, кь, кь, к, кь;

б) из слогового ряда- ка, ки, кы, кя, ке, ки, ко, ку;

в) из ряда слов- комар, клоп, бабочки, клещ, пчелка, светлячки, таракан, жуки.

7. А теперь превратимся в стрекозу.

             

Физкультминутка

Вот какая стрекоза- очень круглые глаза

(Руки в стороны, затем круговые движения кулачков на уровне глаз)

Вертится как вертолет:

Вправо, влево, взад, вперед

(Руки в стороны, движения вокруг своей оси, затем руки на пояс, наклоны)

Поднимайте плечики,

Прыгайте кузнечики.

Прыг- скок, прыг- скок

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

8. Дифференциация звуков в слогах (показываю слайд – паука)

Вот какой-то

Паучок

Нашу муху в уголок

Поволок, -

Хочет бедную убить…

Надо срочно спасать Муху Цокотуху, давайте напугаем его. Есть одно заклинание, его бояться все пауки. Но надо его произнести правильно, иначе паук не испугается. Сначала потренируемся по очереди, а потом скажем все хором.

Ка-кя-кя      кя-ка-ка,

ко-ко-ке      кы-ки-ки,

кэ-ке-ке       ак-акь-ак,  

ок-окь-ок    ук-укь-ук

Молодцы – дети напугали паука, больше не вернется.

9. Совершенствование грамматического строя речи.

Муху Цокотуху спасли. А где же все насекомые? Куда все спрятались?

Игра «Куда спрятались насекомые?» (Придумать предложения по картинке).

Тараканы спрятались под диван.

Жуки спрятались под кровать.

Бабочки спрятались под лавочку.

Муравьи спрятались под шкаф.

Солдатики спрятались под кресло.

Стрекозы спрятались под стул.

Божьи коровки под столик.

10.  Дифференциация звуков в словах

 Как хорошо, что все хорошо кончается. Давайте подарим Мухе Цокотухе и всем насекомым подарки.

На столе лежат картинки.  Отберите картинки со звуком [К] на первую полоску (конфета, колбаса, картина, капуста, картофель, веник, шоколад).

На вторую полоску отберите картинки со звуком [Кь] (кекс, кепка, букет, эскимо, туфельки, тапочки, шашки…).

11.   Итог.

Вот и закончилось наше приключение. Чем вам запомнилось наше занятие? Что больше всего понравилось? Что для вас было трудным?

Молодцы, вы все справились с заданием, разгадали мое письмо. Я хочу вас поблагодарить за вашу доброту, отзывчивость – не бросили в беде Муху Цокотуху, за смелость -  не испугались паука. Оставайтесь всегда такими добрыми и отзывчивыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Звуки С-Сь" в подготовительной логопедической группе

Занятие по обучению грамоте для детей с ОНР на семинаре для заведующих детских садов города....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»

Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...

Конспект НОД по теме: « Звук и буква Д» на материале лексической темы «Поздняя осень»

Цель:Знакомство  с буквой Д.Задачи: - Определение наличия звуков «д», «дь» в словах; - Дифференциация звуков «д» - «дь» в словах; - Закрепление признаков поздней осени...

Конспект НОД на тему «Путешествие в мир насекомых» средняя группа

Конспект НОД на тему «Путешествие в мир насекомых»Цель: расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках.Задачи:1) обобщать представления детей о насекомых (мурав...

Презентация к конспекту НОД на тему «Путешествие в мир насекомых» средняя группа

Данная презентация используется совместно с конспектом НОД на тему «Путешествие в мир насекомых» средняя группа...

Конспект НОД на тему «Путешествие в мир насекомых» средняя группа

Конспект НОД на тему «Путешествие в мир насекомых» средняя группа...