Проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»
проект по развитию речи

Нор Елена Николаевна

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pp.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ  ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ПУТЕШЕСВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ

И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

Актуальность

     Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

          Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения его со сверстниками и взрослыми, тем активнее он развивается психически. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

           Актуальность проекта обусловлена слабо сформированой  связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени  для развития связной речи, не используются современые педагогические технологии.  Родители мало уделяют внимания на эту проблему.

Цель проекта:   создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.

Задачи проекта:           

1.      Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования различных приемов, форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.

2.      Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.

3.      Повысить профессиональную компетентность педагогов.

4.      Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.

5.      Организовать психолого-педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность

 

Принципы:

Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие   принципы:

 1) научности (учёт современных достижений науки и практики);

 2) целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);

3) целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);

4) интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;

5) динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);

6) преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

 

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети дошкольного возраста, родители  воспитанников.

Длительность:  долгосрочный (01.09. 2020 – 30.05.2021г.)

 

Ожидаемый (предполагаемый) результат:

  • В дошкольном учреждении созданы условия для формирования  профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Проект способствовал сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.
  • Использование активных форм работы по речевому развитию детей   способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее.
  • Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом  развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.

 

Практическая значимость:

  • Использование проектного метода обеспечивает стабильность,  устойчивость, целостность образовательного процесса.
  • Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.
  • Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности. Реализуется через серию комплексно – тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, обучение на семинарах, представления педагогического опыта на педсоветах, обмен опытом за «круглым столом», творческие медиапрезентации.
  • Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.
  • Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.
  • Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, специалистам ДОУ, родителям. Безусловно ориентирован на детей.

 

Трансляция проекта:

- Презентация проекта для педагогов ДОУ на педагогическом совете.

Этапы реализации проекта:

1. Организационно-подготовительный (октябрь).

2. Основной  (ноябрь-март).

3. Заключительный (апрель).

 

Содержание и этапы реализации проекта

Организационно-подготовительный этап

1. Мониторинг речевого развития  дошкольников, обработка данных

2. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник».

3. Разработка мероприятий по теме проекта, создание мини - проектов, составление конспектов образовательной деятельности

4. Анкетирование родителей

5.Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие дошкольников

Основной этап.

1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстационным материалом

2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи дошкольников.

4. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

5. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.

6. Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения детей, формированию умений практического владения выразительной речью в условиях детского сада и семьи.

7. Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.

 

Реализация основного этапа

 

Мероприятия

Группы

Сроки

Ответственные

Работа с детьми

Диагностика детей «Речевое развитие»

Взаимодействие с родителями

Анкетирование родителей «Речь Вашего ребенка»

Работа с педагогами

 Анкета самооценки компетентности педагогов в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста

Все группы

Октябрь

Воспитатели

Работа с детьми

1. Развлечение «Весёлые ладошки»

2. Физкультурное развлечение «Живые загадки»

3. Конкурс чтецов ко Дню матери

-  Познавательные игры «Я и моя речь»

– Словесные подвижные игры

-  Пальчиковые игры

-  Артикуляционная гимнастика

- Игры на развитие речевого дыхания

- Коммуникативные игры

- Дидактические игры

- Подвижные и хороводные игры с текстом

- С/р игры

Взаимодействие с родителями

1. Групповые родительские собрания по теме проекта

2. Консультация для родителей «Развиваем речь дошкольников»

3. Оформление почтового ящика «Шкатулка вопросов» (по теме)

 Работа с педагогами

 1. Открытые просмотры образовательной деятельности по ОО «Речевое развитие»

2. Смотр конкурс мини-центров по ОО «Речевое развитие»

Младшие группы

Средние, старшие группы

Все группы

Все группы

Все группы

Ноябрь

В течение проекта

Музыкальные руководители,

воспитатели, инструктор по физической культуре

Воспитатели

Воспитатели, Мингулова Р.А.

Воспитатели

Работа с детьми

1.  Игровое занятие «В гостях у Сороки – белобоки»

2. Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю»

3.  Конкурс рисунков «Мои любимые сказки»

Взаимодействие с родителями

1. Оформление стенда «Скорая родительская помощь»

2. Участие родителей в изготовлении дидактических пособий, игр для фестиваля педагогических идей.

Работа с педагогами

1. Викторина для педагогов «Красивую речь приятно слышать»

2. Фестиваль педагогических идей «Игры по развитию речи дошкольника»

Младшие группы

Средние, старшие

Все группы

Все группы

Все группы

декабрь

Воспитатели

Воспитатели

Нор Е.Н.

Воспитатели

Работа с детьми

1.  Песочная игротерапия «Песочный дворик»

2.  Сочинение сказок «Веселые сочинялки»

-  Познавательные игры «Я и моя речь»;

– Словесные подвижные игры;

-  Пальчиковые игры;

-  Артикуляционная гимнастика.

- Игры на развитие речевого дыхания

- Коммуникативные игры

- Дидактические игры

- Подвижные и хороводные игры с текстом

- С/р игры

Взаимодействие с родителями

1. Родительское собрание «Познавательно-поисковая деятельность – эффективное средство развития речи дошкольников»

2. Создание «Книги сказок», «Шкатулки сказок» (совместное творчество детей и родителей)

Работа с педагогами

1. Памятка «Условия эффективности речевой работы педагога с детьми»

2. Участие педагогов в вебинарах по речевому развитию детей дошкольного возраста.

Младшие группы

Средние, старшие

Все группы

Все группы

Январь

В течение проекта

Воспитатели

Шваб Я.В.

Нор Е.Н.

Воспитатели

Работа с детьми

1.  Развлечение (Младшие, средние)

      Развлечение старшая гр. «Тараторкины посиделки»

2.  Конкурс чтецов «Защитнику Отечества посвящается»

3. «Зарница» (совместно с родителями)

Взаимодействие с родителями

1. Мероприятие «Зарница»

2. Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта 

Работа с педагогами

1. Делимся опытом работы «Формы и методы работы с родителями, способствующие речевому развитию ребёнка»

2. Участие педагогов в вебинарах по речевому развитию детей дошкольного возраста.

 

Ранние

Младшие, средние, старшие группы

Все группы

февраль

Музыкальные руководители,

воспитатели, инструктор по физической культуре

Константинова А.А.

Воспитатели

Работа с детьми

1.  Праздник «Мамин день»

2.  Выставка рисунков «Моя мама лучше всех!» (рассказ о маме)

Взаимодействие с родителями

1. Выставка творческих работ «Золотые ручки»

2. Акция «Подари книгу группе» 

3. Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта

Работа с педагогами

1. Памятка для педагогов «Речь педагога»

2. Саморазвитие педагога по данной теме.

Ранние

Младшие, средние, старшие группы

Все группы

Все группы

март

Музыкальные руководители,

воспитатели

Петрова О.В.

Воспитатели

Работа с детьми

1.  Развлечение «Улыбнулось солнышко»

2. «Театральные встречи»

Взаимодействие с родителями

1. «День открытых дверей» посещение родителями НОД, совместной деятельности

2. Оказание родителями помощи в изготовлении декораций, костюмов для театрализации 

3. Выпуск стенгазеты «Наши дети рассказывают»

Работа с педагогами

1. Оказание помощи педагогам по развитию речи детей дошкольного возраста (по запросам воспитателей)

2. Семинар-практикум в ДОУ «Развитие речевой активности дошкольников в различных формах и видах детской деятельности»

3. Защита проектов.

Ранние

Младшие, средние, старшие группы

Все группы

Все группы

апрель

Музыкальные руководители,

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Заключительный этап

1.Повторный мониторинг речевого развития  дошкольников,

2. анализ и оценка результатов проекта.

3. Определение новых перспектив.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙИ ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»...

Проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"

Педагогический творческий проект в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование активной родительской п...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»...

Конспект занятия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в страну Красивой речи"

Разработка конспекта заняия по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с применение модели пересказывания....

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Родител...

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

В статье рассматриваются основные направления коррекционно-логопедической работы по формированию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, представлен анализ методики диагн...