Проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"
проект (средняя, старшая, подготовительная группа)

Елена Сергеевна Будкина

Педагогический творческий проект в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование активной родительской позиции на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"

https://tvorcheskie-proekty.ru/files/images/razvitie_rechi_rebenka.jpg

Тематика: 

ДОУ

Автор: 

Будкина Елена Сергеевна

Учреждение: 

МБДОУ  «Детский сад № 10» г. Вязьма, Смоленской  области

Благодаря долгосрочному проекту в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" и созданным всеми участниками педагогического процесса необходимым условиям для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников, воспитанники старшей группы детского сада улучшат свои навыки речи.

Подробнее о проекте:

Педагогический творческий проект в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование активной родительской позиции на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей, организацию педагогического сопровождения ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

Оглавление

Введение
1. Содержание и этапы реализации проекта.
2. Реализация основного этапа.
2.1. Работа с воспитанниками.
2.2. Работа с педагогами.
2.3. Взаимодействие с родителями.
Заключительный этап

Введение

«Родное слово – основа всякого умственного
развития и сокровищница всех знаний»

К.Д. Ушинский

Вопросы развития речи детей дошкольного возраста рассматриваются нашими учёными с различных точек зрения. Так, известный специалист в области детской речи Е.И. Тихеева раскрывает в своих работах основные направления руководства развитием речи детей. Особое внимание уделяет тесной связи речевого развития ребёнка с сенсорным: «…Развитие ощущений и восприятий находится в непосредственной связи с развитием мышления и речи…» (Основные положения методики развития речи детей).

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Педагогами недостаточно уделяется времени для развития связной речи, не используются современные педагогические технологии. Родители мало уделяют внимания на эту проблему.

Цель проекта: создание необходимых условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности дошкольников всеми участниками педагогического процесса.

Задачи проекта:

  1. Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе дошкольного учреждения посредством использования разных форм организации детей, интеграции содержания и задач образования дошкольника.
  2. Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.
  3. Повысить профессиональную компетентность педагогов.
  4. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.
  5. Организовать педагогическое сопровождение ребёнка в процессе реализации проекта, его продвижение и успешность.

Принципы:

Программа проекта построена в соответствии с возрастными и психологическими особенностями развития детей дошкольного возраста, с опорой на следующие принципы:

  1. научности (учёт современных достижений науки и практики);
  2. целостности (гармоничное взаимодействие всех участников);
  3. целенаправленности (цель и результат являются регуляторами направлений проекта, творческого роста педагогов);
  4. интегративности и комплексного подхода к решению речевых задач;
  5. динамичности (изменения и развитие педагогической деятельности);
  6. преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях детского сада и семьи.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Участники: педагоги, специалисты ДОУ, дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников.

Длительность: краткосрочный (15.01-15.03)

Ожидаемый (предполагаемый) результат:

В дошкольном учреждении созданы условия для формирования профессионального грамотного педагога, наблюдается рост методического мастерства воспитателя, умеющего вырабатывать собственную стратегию профессиональной деятельности. Проект способствовал сотрудничеству педагогов, развитию их личностных качеств, самосовершенствованию.

Использование активных форм работы по речевому развитию детей способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной. Наши наблюдения сегодня за общением детей, их контактами со сверстниками показывают, что дошкольники по собственной инициативе комментируют свои действия, говорят, что они делают, отмечают трудности, огорчаются неудачами, радуются достижениям. Уровень речевого развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее.

Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг другом.

Практическая значимость:

Использование проектного метода обеспечивает стабильность, устойчивость, целостность образовательного процесса.

Вариативность, гибкий подход к каждому ребёнку, применение адекватных форм, методов работы.

Проект направлен в первую очередь на создание условий для развития мотивов и потребностей речевой деятельности. Реализуется через серию комплексно – тематических и интегрированных занятий с детьми, практикумов с педагогами и родителями, обучение на семинарах, представления педагогического опыта на педсоветах, обмен опытом за «круглым столом», творческие презентации.

Выполнение проекта позволяет успешно решать основные задачи на учебный год, повысить профессиональную культуру педагогов, их педагогическое мастерство, организовать тесное сотрудничество между всеми участниками образовательного пространства: воспитателями, воспитанниками и их родителями.

Идёт поиск новых идей, приобретаются знания, развиваются новые формы работы, новый взгляд и своевременная позиция на решение проблемы.

Данный проект адресован в первую очередь воспитателям дошкольных учреждений, специалистам ДОУ, родителям. Безусловно ориентирован на детей.

Трансляция проекта:

  • Презентация проекта для педагогов ДОУ на педагогическом совете.

Этапы реализации проекта:

  1. Организационно-подготовительный (сентябрь).
  2. Основной ( октябрь - апрель).
  3. Заключительный (май).

Содержание и этапы реализации проекта:

Организационно-подготовительный этап

  • Мониторинг речевого развития старших дошкольников, обработка данных
  • Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей». Работа с периодическими изданиями «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения», «Дошкольник».
  • Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности
  • Анкетирование родителей
  • Самооценка профессионализма педагогов по разделу речевое развитие дошкольников.

Основной этап.

  • Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстационным материалом
  • Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи дошкольников.
  • Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.
  • Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх.
  • Повышение компетентности педагогов по развитию речевого поведения детей, формированию умений практического владения выразительной речью в условиях детского сада и семьи.
  • Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.

Реализация основного этапа. Работа с воспитанниками

Мероприятия

Группы

Время проведения

Ответственные

-Развлечение «Весёлые ладошки»
Пальчиковый театр»
-Игровое занятие «
В гостях у Сороки – белобоки»
-Песочная игротерапия «
Песочный дворик»
- Дидактические игры и упражнения
- Заучивание стихов и потешек
-Рассматривание игрушек, книг, иллюстраций
- ОД по обучению детей расказыванию
- беседа – диалог по теме недели
- слушание аудисказок

Младшая группа

В течение проекта

Музыкальные руководители,
воспитатели

«По речевой дорожке» – развитие речи детей средствами мнемотехник;
- Использование наглядных форм символизации при пересказе, заучивании;
– Конкурс рисунков «Мои любимые сказки»;
– Познавательные игры «Я и моя речь»;
– Словесные подвижные игры;
– Отгадывание и составление загадок;
–Творческие задания
- Настольно печатные и дидактические игры
- Театрализация сказок
- ОД по обучению детей расказыванию
- беседа – диалог по теме недели
- слушание аудисказок
- физкультурное развлечение «Живые загадки»

Средняя группа

Педагог-психолог, воспитатели

- Литературная игра – викторина: «Сказка, я тебя знаю»
- «Сундучок загадок» (сочинение загадок, используя мнемотехнику)
- Игра – драматизация: «Ожившая сказка»
– Обучение приёму рассказывания сказки по таблице, схеме;
– «Назови и опиши героя сказки» (коллаж);
– Использование приема изменения сюжета сказки: «Что будет если…»
– Рисование по сказке: «Нарисуем сказку»
– Сочинение сказок «Веселые сочинялки»
- Речевые игры с движением
- Создание книжек-малышек
- Акция «Подари книжку малышам»
- ОД по обучению детей расказыванию
- беседа – диалог по теме недели,слушание аудиосказок

Старшая

группа

В течение проекта

Педагог-психолог, воспитатели

- Разгадывание кроссвордов, ребусов, головоломок;
–речевые тренинги с детьми;
– работа со схемами;
– динамические этюды;
– игры – путешествия по «Стране красивой и грамотной речи»
– составление писем: своему другу; на передачу;
письмо сверстникам в другой детский сад;
письма – загадки; письмо – приглашение.
- Сочинение сказок на новый лад
- Ритмопластика
- Изготовление альбома «Мы любим сказки»
- Речевая викторина «Путешествие в страну волшебных слов»
- Игры-драмматизации по знакомым сказкам

Создание книжек-малышек

- Акция «Подари книжку малышам»
- ОД по обучению детей расказыванию
- беседа – диалог по теме недели
- слушание аудисказок

Подготовительные к школе групп            

ы        

В течение проекта

воспитатели

Мероприятия для родителей

Время проведения

Ответственные

Анкетирование родителей «Речь Вашего ребенка»

январь 2021

Педагог-психолог

Групповые родительские собрания по теме проекта

В течение проекта

Воспитатели

Акция «Подари книжку в группу»

В течение проекта

Воспитатели

Размещение материала на сайте ДОУ

В течение проекта

Педагог-психолог

Размещение наглядной информации в родительских уголках по теме проекта

В течение проекта

Воспитатели

Создание «Книги сказок», «Шкатулки сказок» (совместное творчество детей и родителей)

все

В течение проекта

Воспитатели

Выпуск газеты «Ладушки»

В конце проекта

Музыкальные руководители

Участие родителей в изготовлении дидактических пособий, игр для фестиваля «Презентация – реклама игры по развитию связной речи дошкольника»

все

В течение проекта

Воспитатели

Выпуск стенгазеты «Наши дети рассказывают»

все

В течение проекта

Воспитатели

Заключительный этап

  • Повторный мониторинг речевого развития дошкольников.
  • Анализ и оценка результатов проекта.
  • Публикация отчетов по работе на сайте ДОУ.
  • Определение новых перспектив.

https://tvorcheskie-proekty.ru/files/images/razvitie_rechi_rebenka.jpg                                                     

    Подготовила воспитатель

МБДОУ д/с №10

 Будкина Елена Сергеевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙИ ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»...

Проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»...

Проект по формированию связной речи в дошкольном возрасте "Путешествие в страну красивой и правильной речи"

Данный проект может быть реализован в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, а воздействие на участников трудно недооценить. В его реализацию а...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Родител...

Проект по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает ...